Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)
  1. Збори за спеціальне використання природних ресурсів: поняття, характеристика, особливості.

Платность выступает одним  из основных принципов природопользования. Она реализуется путем установления сборов в области природопользования и тесно связана с включением определенной части природных ресурсов в рыночный товарооборот. Закон Украины  «Об охране окружающей природной  среды» различает три вида сборов - за специальное использование природных  ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды, ухудшение качества природных ресурсов. В законодательстве каждый из этих видов сборов подразделяется на подвиды.

Установление в законодательном  порядке сборов за специальное использование  природных ресурсов имеет целью  повышение заинтересованности носителя экологических прав в использовании  объектов природы, стимулирование природопользователя в обеспечении рационального природопользования, повышения эффективности природоохранной деятельности. Эти сборы являются источником пополнения государственного и местных бюджетов, а также экологических фондов. Наличие таких собраний тесно связана с материальной заинтересованностью в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов. Наконец, взыскания указанных сборов позволяет получать дополнительные средства на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

При соблюдении лимитов использования  природных ресурсов плата должна относиться на затраты производства, а при сверхлимитное использование и снижение качества природных ресурсов должна взиматься с прибыли.

сбор за специальное использование относят: 1Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета бюджетов сельского, поселкового, городского совета, на территории которых находятся земельные участки. 2. Платность в сфере водопользования является основным принципом регулирования использования, охраны вод и воссоздания водных ресурсов. Правовые предписания, посвященные платности водопользования, сосредоточены в гл. 7 Водного кодекса. Система сборов, связанных с использованием водных объектов, включает сбор за специальное водопользование и сбор за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта. Размеры сборов за специальное использование водных ресурсов, кроме тех, которые используются предприятиями водного транспорта, устанавливаются в соответствии с нормативами сбора, объемов использования воды и лимитов ее использования (забор и сброс). 3.Сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ производится по установленным таксам или в виде арендной платы или дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях. Размер этого сбора устанавливается, исходя из лимитов их использования и такс на лесную продукцию и услуги, с учетом качества и доступности. 4.Сбор за пользование недрами регулируется гл. 4 Кодекса Украины о недрах. Статьей 28 этого Кодекса установлено, что пользование недрами является платным, кроме случаев, предусмотренных законом. Сбор взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны в виде: сборов за пользование недрами; отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета; сбора за выдачу специальных разрешений (лицензий) акцизного сбора .

Сбор за пользование недрами  не освобождает пользователей от уплаты других обязательных платежей, предусмотренных законодательными актами Украины.

5.Сборы за пользование недрами могут взыскиваться в виде разовых взносов и (или) регулярных собраний, которые определяются на основе соответствующих эколого-экономических расчетов.Размеры сборов за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий и размера участка недр, вида полезных ископаемых, продолжительности работ, состояния геологического изучения территории и степени риска. 6.Сборы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых определяются с учетом геологических особенностей месторождений и условий их эксплуатации. Они являются формой реализации экономико-правовых отношений между собственником ресурсов недр в лице государства и субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

  1. Збори за забруднення навколишнього природного середовища: поняття, характеристика, особливості.

Сбор за загрязнение  окружающей природной среды - плата, взимаемая в Украине по:

выбросы в атмосферный  воздух загрязняющих веществ стационарными  и передвижными источниками загрязнения. сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и в системы канализации. размещение отходов. образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные). временное хранение радиоактивных отходов их производителями.

Плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, которые зарегистрированы в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Объектами исчисления сбора являются:

для стационарных источников загрязнения - объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух или сбрасываются непосредственно в водный объект, и объемы отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах.

для передвижных  источников загрязнения - объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества.

  1. Правові наслідки самовільного використання природних ресурсів: види, особливості.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ30.06.2011N 220 Об утверждении Изменений к Методике расчета размеров об охране и рациональном использовании водных ресурсов

9.1. Расчет размера возмещения  убытков, обусловленных самовольным  использованием водных ресурсов  при отсутствии разрешительных  документов (разрешения на специальное  водопользование и / или специального  разрешения на пользование недрами  (подземные воды)), грн, осуществляется по формуле

Самых = 100 х W х Тар,

где W - объем воды, которая  использована самовольно без разрешительных документов (разрешения на специальное  водопользование и / или специального разрешения на пользование недрами (подземные воды)), м3;

Тар - размер, грн/100 м3, аналогичный ставке сбора за специальное использование воды, установленной статье 325 Налогового кодекса Украины на дату выявления нарушения (для морской воды - размер, грн/100 м3, аналогичный ставке сбора за специальное использование поверхностных вод для показателя " Другие водные объекты ", установленной статье 325 Налогового кодекса Украины на дату выявления нарушения).

9.2. Фактический объем воды, использована самовольно без разрешительных документов (разрешения на специальное водопользование и / или специального разрешения на пользование недрами (подземные воды)), определяется на основе данных: первичной документации, статистической отчетности, лимита забора и использования воды, индивидуальных норм водопотребления и водоотведения или справки предприятия за подписью руководства, заверенной печатью. ".

8. В разделе XI:

8.1. Абзац второй пункта 11.1 изложить в следующей редакции:

"С = Ккат х КРП х L х [(МФi1 х gi1) + (МФi2 х gi2) + ... (МФim х gim)]

(27) ".

8.2. Абзац второй пункта 11.2 изложить в следующей редакции:

"За = Ккат х КРП х [(МФi1 х gi1) + (МФi2 х gi2) + ... (МФim х gim)]

(30) ".

9. Приложение 12 к Методике  исключить.

  1. Правове забезпечення економічного механізму використання природних ресурсів та охорони довкілля: поняття, елементи.

Основы правового  регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются: 
а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий; 
б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов; 
в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; 
г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; 
д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование. Однако с учетом уже изученных тем курса и полученных знаний относительно ведения кадастров природных ресурсов, экологического нормирования, экологического лицензирования есть основания усомниться в обоснованности включения в экономический механизм названных здесь инструментов административного управления в рассматриваемой сфере. элементам экономического механизма природопользо-вания и охраны окружающей среды относятся прежде всего:планирование природопользования и охраны окружающей среды; 
финансирование охраны окружающей среды;платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; 
внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их фор-мирования и использования;экологическое страхование; налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы. 
Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функ-циями в данной сфере. Прежде всего он направлен на экономическое обеспече-ние рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. При характеристике роли экономических мер в обеспечении природополь-зования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому.

  1. Об'єкти екологічної мережі України: поняття та види.

з.у. «Об экологической сети Украины» объект экосети - отдельная составная часть экосети, имеющая признаки пространственного объекта - определенную площадь, границы, характеристики подобное. К объектам экосети относятся территории и объекты природно-заповедного фонда, водного фонда, лесного фонда, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища,

сенокосы) и т.д.; экосеть - единая территориальная система, которая образуется из

целью улучшения условий  для формирования и восстановления окружающей среды,

повышение природно-ресурсного потенциала территории Украины,

сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, мест жительства и

роста ценных видов животного  и растительного мира, генетического

фонда, путей миграции животных путем объединения территорий и

объектов природно-заповедного  фонда, а также других территорий, которые

имеют особую ценность для  охраны окружающей среды и в соответствии с законами и международными обязательствами  Украина подлежащих особой охране;

  1. Загальна характеристика землевикористання: класифікація, співвідношення з використанням інших природних ресурсів.

Право землепользования - сложная правовая категория, она характеризуется видовым разнообразием. Классификация этого права основывается на существенно важным признакам, которые отражают сходство или различие его отдельных видов.

Для права землепользования как права непосредственной эксплуатации земли таким признаком прежде всего является конкретное целевое назначение земельного участка (выращивание сельскохозяйственных или других культур, возведения зданий и сооружений и т.п.).

Известно, что использование  земли базируется на двух правовых титулах: праве собственности на земельный участок и праве  землепользования. Последнее заключается  в правомочия субъектов на владение и пользование земельным участком. В отличие от пользования землей, которое основывается на праве собственности  и осуществляется непосредственно  самим собственником земельного участка, использование земли землепользователями  на основе предоставления им земельных  участков имеет производный и  зависимый характер. Но его сущность и в первом, и во втором случаях  остается неизменной и заключается  в изъятии полезных свойств субъектом  с земельного участка.

Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное  платное владение и пользование  земельным участком, необходимым  арендатору для проведения предпринимательской  и других видов деятельности. Круг арендаторов по закону значительно  шире по сравнению с субъектами постоянного  пользования землей. Отношения, связанные  с арендой земли, регулируются не только Земельным кодексом, но и  специальным Законом Украины  «Об аренде земли» (в редакции от 2 октября 2003 года).

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» различает  общее и специальное право  природопользования. Поскольку право  землепользования является самостоятельным  видом права природопользования, можно допустить, что основные моменты, характеризующие указанную классификацию, в полной мере касаются и права  землевикорстання. Вместе с тем, следует отметить, что здесь есть и определенные особенности. Это прежде всего касается общего землепользования.

  1. Правова класифікація видів землевикористання.

Право землепользования - сложная правовая категория, она характеризуется видовым разнообразием. Классификация этого права основывается на существенно важным признакам, которые отражают сходство или различие отдельных его видов.использование земли базируется на двух правовых титулах: праве собственности на земельный участок и праве землепользования. Последнее заключается в правомочности субъекта на владение и пользование земельным участком. Право землепользования как совокупность правовых норм подразделяется на виды не только в соответствии с основным целевым назначением земельного участка, но и с учетом субъекта этого права. Именно единство этих двух моментов определяются особенности главного содержания того или иного вида права землепользования. В случае же конкретизации основного целевого назначения и дифференциации субъекта земелевикористання как родового понятия имеет место дальнейшая классификация, т.е. распределение видов землепользования на подвиды.

Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и других видов деятельности. Круг арендаторов по закону значительно шире по сравнению с субъектами постоянного пользования землей. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются не только Земельным кодексом, а специальным Законом Украины «Об аренде земли» (в редакции от 2 октября 2003 года).

Специальное право осуществляется, как правило, за плату по специальному разрешению.

Уединенном  праву свойственно то, что соответствующий земельный участок в установленном порядке закрепляется за определенным землепользователем. Такое землепользования является преобладающим.

Характерной же признаку общего землепользования является то, что  круг общих пользователей установлено  в законодательстве или в договоре. Эти землепользователи относительно друг друга имеют определенные права  и обязанности, хотя водноас и остаются автономными.

  1. Правова охорона земель: поняття, особливості.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"