Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:09, реферат

Описание

Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.

Содержание

1. Предмет, источники и объекты экологического права ….………..…. стр.3
1.1. Понятие и формы проявления экологического права…………………...стр.3
1. . Экологические правоотношения………………………………………….стр.4
1.3. Система экологического права……………………………………...…….стр.5
2. Общественная экологическая экспертиза ……………………………...стр.7
2.1. Законодательные возможности и ограничения на современном этапе ..стр.7
2.2. Экологический контроль (понятие и задачи) …………………………....стр.7
2.3. Виды экологического контроля ……………………………………….….стр.9
3. Правовой режим особо охраняемых природных объектов ……..…...стр.12
3.1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных
территорий ……………………………………………………………………..стр.12
3.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и
объектах ………………………………………………………………………..стр.16
Библиографический список.………………………………………….……..стр.18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Экологическому праву.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

    Петр  I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.

    Круг  интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. 7

    Одновременно, при учреждении того или иного  вида особо охраняемых природных  территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

    а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо  охраняемые природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника  имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Государственные природные биосферные заповедники  создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования  и внедрения методов рационального  природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

    На  государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

    • осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в  естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

    • организация и проведение научных  исследований, включая ведение Летописи природы;

    • осуществление экологического мониторинга  в рамках общегосударственной системы  мониторинга окружающей природной  среды;

    • экологическое просвещение;

    • участие в государственной экологической  экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

    • содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей природной среды.

    б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    На  национальные парки возлагаются  следующие основные задачи:

    • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

    • сохранение историко-культурных объектов;

    • экологическое просвещение населения;

    • создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

    • разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического просвещения;

    • осуществление экологического мониторинга;

    • восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов и  объектов.

    в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    • сохранение природной среды, природных  ландшафтов;

    • создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

    • разработка и внедрение эффективных  методов охраны природы и поддержание  экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

    г) Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных  ландшафтов);

    • биологическими (ботаническими и  зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

    • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

    • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

    • геологическими, предназначенными для  сохранения ценных  объектов и комплексов неживой природы,

    д) Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

    ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

з) К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия. Дубовик О.Л. Экологическое право России. - М., 2006. Дубовик О.Л. Экологическое право России. - М., 2006. 8

    Специфические категории особо охраняемых природных  территорий могут быть предусмотрены  природоресурсным законодательством. Так, в Водном кодексе РФ (ст. 118) говорится  о том, что Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

    • участки внутренних морских вод  и территориального моря Российской Федерации;

    • водно-болотные угодья;

    • водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

    • зоны охраны истока или устья водных объектов;

    • места нереста ценных видов рыб;

    • иные категории водных объектов, рассматриваемых  в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

    Развитие  системы особо охраняемых природных  территорий в России теснейшим образом  связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную  окружающую среду. Окружающую среду  можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

    Система особо охраняемых природных территорий в России находится в постоянном развитии. На январь 1996 г. в природно-заповедный фонд России входило 93 государственных природных заповедника (из них 87 находилось в ведении Минприроды России, 6 — в ведении РАН, Госкомвуза России и Минлесхоза Башкортостана), в том числе 18 биосферных, 30 национальных природных парков, 540 заказников, 1347 памятников природы. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» предусматривалось расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации. 

    3.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах 

    В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательство об особо  охраняемых природных территориях. Оно включает Закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также рядом подзаконных актов.

    Новацией  развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РФ земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 4). Правовой режим этих разновидностей земель регулируется  ЗК РФ.

    К землям природоохранного назначения относятся  земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.

    К землям природно-заповедного фонда  относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.

    К землям оздоровительного назначения относятся  земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.

    Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке  участки земли, предназначенные  и используемые для организованного  массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.

    Юридическое значение этих положений состоит  в том, что, признав приведенный перечень земель в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей. 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологическое право