Экологические права граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – обобщение информации об экологических правах и обязанностях граждан.
Задачи работы: раскрыть понятие экологических прав граждан; рассмотреть содержание прав граждан в области охраны окружающей среды; раскрыть обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 6
1.1 Экологические права граждан 6
1.2 Способы защиты прав граждан 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ 13
2.1 Право на экологическую информацию 18
2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений 21
2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 23
ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЭП 2012.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

Наиболее полно содержание экологической информации раскрыто в Орхусской конвенции. К таковой  относится не только информация о  природной среде и состоянии  ее отдельных компонентов – земель, вод, атмосферного воздуха и т.п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой. Вторую группу составляет информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды. Таким образом, в национальном законодательстве понятие «экологическая информация» не раскрывается.

Важнейшими принципами предоставления экологической информации в соответствии с Орхусской конвенцией являются:

  1. обязанность государственного органа предоставить экологическую информацию любому лицу без необходимости формулировать свою заинтересованность;
  2. экологическая информация предоставляется не только по запросу, государственные органы должны предпринимать различные действия по активному распространению такой информации;
  3. срок предоставления экологической информации должен быть максимально коротким и не должен превышать одного месяца по общему правилу;
  4. экологическая информация предоставляется, как правило, бесплатно;
  5. в удовлетворении запроса о предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, перечень которых является ограниченным;
  6. информация о выбросах загрязняющих веществ подлежит раскрытию;
  7. отказ в предоставлении экологической информации по запросу должен быть обоснован, а в случае отсутствия у государственного органа запрашиваемой информации, последний обязан сообщить заявителю о надлежащем месте, владельце соответствующей информации [1, с. 135].

В предоставлении экологической  информации может быть отказано только в определенных в Орхусской конвенции  случаях: государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией; просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой; если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и (или) архивов; на окружающую среду, к которой относится эта информация.

Можно сделать вывод о  том, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Это право закреплено в конституции Республики Беларусь.

2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений

 

Право общественности на участие  в процессе принятия экологически значимых решений установлено Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 года, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 года, № 726. Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года.

Законодательство Республики Беларусь в качестве субъектов общественного экологического движения признает граждан и их общественные объединения. Орхусская конвенция оперирует понятием  «общественность», которое означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы».

Прогрессивным положением данного  международного документа является определение принципов общественного  участия в процессе принятия экологически значимых решений по конкретным видам  деятельности, которые потенциально наиболее опасны для окружающей среды  и здоровья человека:

  1. информирование общественности — адекватно, своевременно  
    и эффективно (путем публичного уведомления либо в индивидуальном порядке) на самом начальном этапе процедуры принятия решений;
  2. обеспечение общественного участия — на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов;
  3. обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности;
  4. отражение участия общественности – представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности;
  5. информирование общественности о принятом решении [6, с. 71].

Перечисленные принципы общественного  участия реализуются путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, которые являются инициаторами планируемой  хозяйственной деятельности. К числу  этих обязанностей относятся:

  1. определение круга лиц, которые могут быть потенциально заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов;
  2. уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса;
  3. обеспечение заинтересованным лицам доступа ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения;
  4. отражение результатов участия общественности в процессе принятия экологически значимого решения;
  5. информирование общественности о принятом решении [6, с. 73].

Формы общественного участия  в принятии экологически значимых решений  закреплены в наиболее общей форме  в Орхусской конвенции и детализируются в национальном законодательстве. Такими формами, согласно ст. 12, 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», являются:

  1. участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  2. организация и проведение общественной экологической экспертизы;
  3. общественный контроль в области охраны окружающей среды;
  4. обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды [11, с. 22].

Кроме названных процедур общественность также вправе участвовать  в процессе принятия экологически значимых решений посредством республиканских  и местных референдумов, республиканских  и местных собраний и др.

Можно сделать вывод о  том, что существует несколько направлений участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений: участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности; участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой; участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу или общеприменимых юридически обязательных нормативных актов.

2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

 

Согласно ст. 60 Конституции  Республики Беларусь каждому гарантируется  защита прав и свобод компетентным, независимым  
и беспристрастным  судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскивать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. При этом в соответствии со ст. 61 Конституции Республики Беларусь, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод [4].

Реализуя свое право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, гражданин вправе:

  1. обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом;
  2. обжаловать подобные действия (бездействия) в административном порядке;
  3. обратиться в суд с иском в защиту нарушенного права на благоприятную окружающую среду; права на получение экологической информации; о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду;  о прекращении деятельности, причиняющей вред, в том числе окружающей среде и здоровью граждан,  или содержащей угрозу такого причинения [1, с. 136].

Можно сделать вывод о  том, что любое лицо имеет возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав, а также имеет возможность в судебном порядке оспаривать действия или бездействия государственных органов или должностных лиц, которые нарушают положения законодательства, относящиеся к окружающей среде. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В  ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Структура юридической обязанности  включает в себя четыре компонента: необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них; необходимость  для правообязанного лица отреагировать  на обращенные к нему законные требования управомоченного; необходимость нести  ответственность за неисполнение этих требований; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет  право.

Очевидно, что граждане могут рассчитывать на соблюдение принадлежащего им от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будут охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы "зависают", не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах.

В правовой науке обязанность  рассматривается как мера общественно  необходимого поведения человека, призванная в совокупности с правами и  свободами обеспечивать баланс в  общественных отношениях. Юридически значимой обязанность становится только после ее установления в нормативном  правовом акте. Как правило, юридические  обязанности закрепляются вместе с  соответствующими правами, что не только демонстрирует существующую между  ними связь, но и определяет, какую  обязанность обусловливает то или  иное право. Нарушение установленных  обязанностей влечет применение мер юридической ответственности [10, с. 126].

В соответствии со ст. 55 Конституции  Республики Беларусь охрана природной  среды — долг каждого. Конституционная  норма детализирована в ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой граждане обязаны:

  1. соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
  2. повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
  3. беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
  4. выполнять требования в области обращения с отходами;
  5. выполнять требования пожарной безопасности;
  6. соблюдать правила охоты и рыболовства;
  7. выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;
  8. выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
  9. возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде [17].

Следует отметить, что указанная  норма Закона содержит открытый перечень прав и обязанностей граждан в  области охраны окружающей среды, соответственно иные права и обязанности в  данной области отношений установлены  в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании  природных ресурсов. Так, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года, землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных законодательством. Лесопользователи, в том числе граждане, согласно с Лесным кодексом Республики Беларусь от 14 июля 2000 года обязаны: использовать участки лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены; вести работы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельных деревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими или ограничивающими вредное воздействие лесопользования на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать требования санитарных правил; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998 года, граждане обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны вод, а также выполнять установленные законодательством требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области. Иными актами законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов определены другие обязанности граждан.

Можно сделать вывод о  том, что законодательством предусмотрен целый ряд обязанностей граждан  в области охраны окружающей среды. Граждане обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования в области обращения с отходами; соблюдать правила охоты и рыболовства; выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды и другие.

Информация о работе Экологические права граждан Республики Беларусь