Экологические права граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – обобщение информации об экологических правах и обязанностях граждан.
Задачи работы: раскрыть понятие экологических прав граждан; рассмотреть содержание прав граждан в области охраны окружающей среды; раскрыть обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 6
1.1 Экологические права граждан 6
1.2 Способы защиты прав граждан 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ 13
2.1 Право на экологическую информацию 18
2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений 21
2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 23
ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЭП 2012.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и права

Кафедра гражданского права и процесса

 

Дата регистрации работы в деканате           ________

Дата регистрации работы на кафедре          ________

Отметка о допуске к  защите                         ________

Оценка за защиту                                           ________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экологическое право»

Тема: «Экологические права граждан Республики Беларусь»

 

 

Исполнитель: студент факультета экономики и права, курса, группы,

 

Руководитель: преподаватель  кафедры гражданского права и  процесса

 

 

 

 

 

 

Барановичи 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 с., 22 источника.

Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Объектом исследования являются общественные отношения в области экологических прав граждан.

Предметом исследования являются теоретические разработки правовой науки по вопросам экологических прав граждан, мнения и точки зрения ученых-правоведов.

Цель работы – обобщение  информации об экологических правах и обязанностях граждан.

При выполнении работы использованы методы: сравнительно-правовой метод; диалектический метод познания; метод анализа и синтеза; описательный метод.

В     процессе    работы     проведены      следующие      исследования      и разработки: проанализированы экологические права и обязанности граждан, раскрыто содержание прав граждан.

Областью возможного практического применения является: юридическая практика.

Значимость работы определяется тем, совершенствования правовой базы по данному вопросу, требует детальной оценки применимости каждой нормы закона, глубокой проработки механизмов практической реализации закона.

Автор подтверждает, что  приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 6

1.1 Экологические права граждан 6

1.2 Способы защиты прав граждан 11

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ 13

2.1 Право на экологическую информацию 18

2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений 21

2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 23

ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос об экологических  правах граждан является центральным в современном праве окружающей среды Республики Беларусь. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства.

Права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года. Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Республики Беларусь.

Тема экологических прав граждан весьма актуальна в наши дни. Система экологических прав граждан устанавливается и регулируется рядом нормативных правовых актов. Но это не говорит о том, что  не существует проблем в данной области. Требуется детальная оценка применимости каждой нормы закона, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

Объектом исследования являются общественные отношения в области экологических прав граждан.

Предметом исследования являются теоретические разработки правовой науки по вопросам экологических прав граждан, их защиты, мнения и точки зрения ученых-правоведов.

Цель работы – обобщение  информации об экологических правах и обязанностях граждан.

Задачи работы: раскрыть понятие экологических прав граждан; рассмотреть содержание прав граждан в области охраны окружающей среды; раскрыть обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Методы исследования: описательный метод; диалектический метод познания; метод анализа и синтеза; сравнительно-правовой метод.

В ходе написания данной работы были проанализированы нормативные правовые акты, а также научные статьи, учебные пособия и иные источники таких авторов, как: С.А. Балашенко, М.М. Бринчука, Е.В. Лаевской, Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

    1. Экологические права граждан

 

Понятие «экологические права  граждан» получило распространение  в науке и практике для обозначения  совокупности правовых возможностей  личности в природоохранных и  природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.

Российский ученый М.М. Бринчук  под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных  потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические  права на основные и иные права  в области окружающей среды. К  основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные  права и права, закрепленные международно-правовыми  документами по правам человека: право  частной собственности на землю, право каждого на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим  правонарушением, право каждого  на охрану здоровья и медицинскую  помощь и др. К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др. [2, с. 131].

Российские исследователи  конституционных прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более полным и соответствующим форме и сущности экологических прав будет уточнение определения экологических прав человека как установленных государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды. Авторы подчеркивают также, что для реализации и эффективной защиты основных экологических прав чрезмерно важны  и иные конституционные права, хотя не имеющие прямого отношения к обеспечению экологической безопасности, но тесно связанные с обеспечением их реализации: право на получение информации, касающееся его прав и свобод, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на объединение для защиты своих интересов, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту прав и свобод [12, с. 53].

Иные исследователи не поддерживают идею столь широкого определения  экологических прав и разделяют  экологические права и права  природопользования, подчеркивая, что  экологические права в отличие  от прав природопользования имеют внеэкономический характер и по этой причине включают в себя лишь некоторые виды прав общего природопользования, например, рекреационного.

В свою очередь, поддерживая  данную точку зрения и раскрывая  понятие экологических прав, М.В. Васильева признает, что ядро экологических прав составляет право на благоприятную окружающую среду. По ее мнению, представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией головного конституционного права.

Современные зарубежные исследователи  проблемы экологических прав граждан включают в круг этих прав право на экологическую информацию, право на участие в процессе принятия экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В законодательстве Республики Беларусь понятие экологические права граждан используется в Указе Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» от 10 апреля 2002 г., где в п. 38 определяются перспективы развития законодательства в целях обеспечения конституционных экологических прав граждан. В иных нормативных правовых актах законодатель использует правовую терминологию Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. и, в частности, правовое понятие «права граждан в области охраны окружающей среды». В соответствии с данным законом, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Следует подчеркнуть, что данные формулировки основаны на положениях ст. 34 и ст. 46 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, закрепляющих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды [12, с. 54]. 

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют иные права в области охраны окружающей среды:

  1. создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
  2. обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
  3. принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  4. вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  5. оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
  6. осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
  7. обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  8. предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и т.д. [8].

Основой для закрепления  указанных иных прав граждан в  области охраны окружающей среды  также являются нормы Конституции  Республики Беларусь. Так, согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин имеет право  на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды. В статьях 35-37, 40 Конституции Республики Беларусь закреплены возможности участия граждан в принятии решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Согласно ст. 37 Конституции Республики Беларусь указанные права обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов, вопросов республиканского и местного значения [3, с. 16].

Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод  компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда [3, с. 26].

При этом если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, согласно ст. 61 Конституции Республики Беларусь гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.

Экологические права граждан гарантируются: планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; деятельностью общественных объединений; контролем в области охраны окружающей среды и иные меры [12, с. 55].

Можно сделать вывод о  том, что к экологическим правам относится значительный круг прав граждан в области охраны окружающей среды, как правило, внеэкономического характера, в основе которых – конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

    1. Способы защиты прав граждан

Информация о работе Экологические права граждан Республики Беларусь