Экологические права граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – обобщение информации об экологических правах и обязанностях граждан.
Задачи работы: раскрыть понятие экологических прав граждан; рассмотреть содержание прав граждан в области охраны окружающей среды; раскрыть обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 6
1.1 Экологические права граждан 6
1.2 Способы защиты прав граждан 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ 13
2.1 Право на экологическую информацию 18
2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений 21
2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 23
ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЭП 2012.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

 

Любые закрепленные в Конституции  Республики Беларусь и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому республиканское законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести  активные действия граждан в формах, закрепленных в Законе «Об охране окружающей среды», а именно: непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране; активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Республики Беларусь акциях; выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке; оказание содействия органам государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду [8].

Кроме того, граждане могут  обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и  их должностных лиц в вышестоящие  органы и должностным лицам, а  также в органы прокуратуры.

Нарушенные общие и  особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей  юрисдикции путем вынесения решения, например: о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического  лица экологическим правонарушением  или стихийным бедствием; об обязанности  уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды; об отмене решения органа власти о запрете  на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера; об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации  заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др. [9, с. 155].

Можно сделать вывод о  том, что законодательством, предусмотрено два способа (механизма) защиты экологических прав граждан, а именно несудебные и судебные способы защиты.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН  В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

 

Гражданам Республики Беларусь  и иным лицам, проживающим на территории нашего государства Законом  «Об охране окружающей среды» предоставлены следующие права в области охраны окружающей среды: создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; право предъявлять  в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства; право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь граждане имеют  право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области  охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы. Согласно ст. 46  Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07 декабря 1998 года, общественные объединения могут создаваться, в частности, для достижения природоохранных целей, защиты прав, законных интересов граждан в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [3].

Граждане имеют право  обращаться в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным  лицам для получения полной, достоверной  и своевременной информации о  состоянии окружающей среды и  мерах по ее охране.

Граждане имеют право  принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду  планируемой хозяйственной и  иной деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 09 ноября 2009 года, № 54-З, при заинтересованности граждан и (или) общественных объединений в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов оценке воздействия на окружающую среду заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) представляет заинтересованным гражданам и (или) общественным объединениям необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов оценке воздействия на окружающую среду [13]. Процедура проведения оценке воздействия на окружающую среду должна включать в качестве самостоятельного этапа общественные слушания, анализ и оценку предложений общественности, высказанных в ходе проведения общественных слушаний. Обязанность организации общественных слушаний возложена на заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности, который также осуществляет изучение предложений общественности о возможной реализации намечаемой деятельности. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [18].

Граждане имеют право  вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» при проведении государственной экологической экспертизы рассматривается заключение общественной экологической экспертизы. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами. Инициаторы общественной экологической экспертизы вправе получать материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений или граждан [17].

Граждане наделены правом оказывать содействие государственным  органам в решении вопросов охраны окружающей среды; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды. Одной из правовых форм оказания содействия государственным органам  в решении вопросов охраны окружающей среды и осуществления общественного  контроля в области охраны окружающей среды является деятельность общественных инспекторов охраны природы. Инспектор в пределах своей компетенции имеет право:

  1. принимать участие в проведении проверок субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и подчиненности должностными лицами органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  2. принимать меры, разрешенные законодательством, по предупреждению или пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  3. производить на территории районов, городов, в водоемах, лесных и сельскохозяйственных угодьях забор проб, образцов, замер необходимых параметров для передачи на анализ и экспертизу в органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  4. при участии в рейдах по борьбе с браконьерством иметь при себе личное охотничье ружье;
  5. вносить в местные исполнительные и распорядительные органы и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [1, с. 149].

Граждане имеют право  обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года, № 300-З. Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов [16]. Обращения, направленные должностным лицам, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы. Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь [16].

Граждане имеют право  требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные  лица которых допустили нарушение  прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений. Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются  в судебном порядке.

Граждане наделены правом на предъявление в суд исков о  возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном  Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь [7, с. 17].

Можно сделать вывод о том, что  содержание экологических прав граждан - это объем прав и обязанностей, необходимых для осуществления возможности жить в благоприятной окружающей среде. Гражданам Республики Беларусь и иным лицам, проживающим на территории Республики Беларусь законодательством предоставлены следующие права в области охраны окружающей среды: право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; право предъявлять  в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства; право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.

2.1 Право на экологическую информацию

 

Понятие «экологическая информация» впервые использовано в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 года, № 455-З, в соответствии с которым «не может быть ограничен доступ к документированной... экологической информации, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества...» [15]. Однако в данном нормативном правовом акте собственно термин «экологическая информация» не раскрывается. В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 07 января 2011 года, № 340-З, закреплено право граждан на получение сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемической и радиационной обстановке, действующих санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и их результатах; качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Из смысла ст. 74 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что к экологической относится информация не только о состоянии окружающей среды, а также о загрязнении и мерах по ее охране [17].

Информация о работе Экологические права граждан Республики Беларусь