Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель работы – обобщение информации об экологических правах и обязанностях граждан.
Задачи работы: раскрыть понятие экологических прав граждан; рассмотреть содержание прав граждан в области охраны окружающей среды; раскрыть обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 6
1.1 Экологические права граждан 6
1.2 Способы защиты прав граждан 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ 13
2.1 Право на экологическую информацию 18
2.2 Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений 21
2.3 Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 23
ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Любые закрепленные в Конституции Республики Беларусь и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому республиканское законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.
К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в Законе «Об охране окружающей среды», а именно: непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране; активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Республики Беларусь акциях; выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке; оказание содействия органам государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду [8].
Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.
Нарушенные общие и
особые экологические права должны
восстанавливаться в судах
Можно сделать вывод о том, что законодательством, предусмотрено два способа (механизма) защиты экологических прав граждан, а именно несудебные и судебные способы защиты.
Гражданам Республики Беларусь и иным лицам, проживающим на территории нашего государства Законом «Об охране окружающей среды» предоставлены следующие права в области охраны окружающей среды: создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства; право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь граждане имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы. Согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07 декабря 1998 года, общественные объединения могут создаваться, в частности, для достижения природоохранных целей, защиты прав, законных интересов граждан в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [3].
Граждане имеют право обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Граждане имеют право принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 09 ноября 2009 года, № 54-З, при заинтересованности граждан и (или) общественных объединений в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов оценке воздействия на окружающую среду заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) представляет заинтересованным гражданам и (или) общественным объединениям необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов оценке воздействия на окружающую среду [13]. Процедура проведения оценке воздействия на окружающую среду должна включать в качестве самостоятельного этапа общественные слушания, анализ и оценку предложений общественности, высказанных в ходе проведения общественных слушаний. Обязанность организации общественных слушаний возложена на заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности, который также осуществляет изучение предложений общественности о возможной реализации намечаемой деятельности. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [18].
Граждане имеют право
вносить предложения о
Граждане наделены правом
оказывать содействие государственным
органам в решении вопросов охраны
окружающей среды; осуществлять общественный
контроль в области охраны окружающей
среды. Одной из правовых форм оказания
содействия государственным органам
в решении вопросов охраны окружающей
среды и осуществления
Граждане имеют право обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года, № 300-З. Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов [16]. Обращения, направленные должностным лицам, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы. Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь [16].
Граждане имеют право
требовать компенсации
Граждане наделены правом на предъявление в суд исков о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь [7, с. 17].
Можно сделать вывод о том, что содержание экологических прав граждан - это объем прав и обязанностей, необходимых для осуществления возможности жить в благоприятной окружающей среде. Гражданам Республики Беларусь и иным лицам, проживающим на территории Республики Беларусь законодательством предоставлены следующие права в области охраны окружающей среды: право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства; право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.
Понятие «экологическая информация» впервые использовано в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 года, № 455-З, в соответствии с которым «не может быть ограничен доступ к документированной... экологической информации, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества...» [15]. Однако в данном нормативном правовом акте собственно термин «экологическая информация» не раскрывается. В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 07 января 2011 года, № 340-З, закреплено право граждан на получение сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемической и радиационной обстановке, действующих санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и их результатах; качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Из смысла ст. 74 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что к экологической относится информация не только о состоянии окружающей среды, а также о загрязнении и мерах по ее охране [17].
Информация о работе Экологические права граждан Республики Беларусь