Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

 

                                            Содержание

 

Введение  ………………………………………………………………………… 3 1 Понятие гражданства, его принципы  ……………………………………….. 5 1.1 Понятие гражданства  ………………………………………………………. 5

1.2 Принципы гражданства  .………………………………………………….. 6

2  Понятие и элементы  правового статуса граждан……………………………  9

3 Права, обязанности граждан  и гарантии их реализации ………………….. 13

3.1 Права граждан  …………………………………………………………........13

3.2 Обязанности граждан  …………………………………………………….... 14

3.3 Гарантии реализации  прав и обязанностей граждан  …………………….. 17

4 Классификация прав граждан  ……………………………………………….. 21

4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21

4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24    

4.3 Экономические, социальные  и культурные права ………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников ………………………………………… .33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Введение 

 

          Целью данной курсовой работы  является изучение и детальное  рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Выбор темы для настоящей  курсовой работы обусловлен тем, что  закрепление и защита прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Конституции Республики Беларусь представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Республики Беларусь. На мой взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

           Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей.

 Законы, провозглашаемые и защищаемые государством, определяют права и обязанности его подданных. Это заставляет нас чувствовать себя одновременно и угнетенными, и защищенными. Если охранительная забота государства позволяет гражданам совершать какие-либо поступки, планировать свои действия в уверенности, что планы могут быть в большей или меньшей степени реализованы, то его функция подавления воспринимается нами как лишение возможностей, помеха в осуществлении задуманного. Таким образом, вполне естественно неоднозначное отношение людей к государству. Движимые стремлением изменить в лучшую для себя сторону соотношение между функциями подавления и предоставления возможностей, граждане пытаются добиться большего влияния на государственные дела, в частности на законотворчество. Они требуют реализации в жизни их гражданских прав. Для эффективной реализации прав и свобод на практике человеку необходима относительная автономия. Должны существовать пределы государственного вмешательства в мысли и поступки индивида, его способность действовать. Здесь мы сталкиваемся с противоположностью таких функций власти, как подавление, с одной стороны, и предоставление возможностей, поощрение волеизъявления народа - с другой.

          Таким образом, речь идет о  способности общества влиять  на государственную политику, правотворчество, о противостоянии, по необходимости, излишним амбициям властей предержащих и о грамотном использовании и направлении указанного воздействия государственным аппаратом.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            1 Понятие гражданства, его принципы

 

        1. Понятие гражданства 

           

         «Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства» [1, с.279].

          Зачастую гражданство определяется  как «принадлежность» лица к  государству. Это определение возникло в период феодализма и, просуществовав довольно длительное время в самых разных по своему государственному устройству странах, стало использоваться как наиболее очевидный признак гражданства. Его основной недостаток заключается в том, что он имел достаточно ярко-выраженный феодально-тоталитарный оттенок. В данном случае нельзя не заметить и не подчеркнуть тот факт, что гражданство в любых обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности.

          Термин гражданство имеет давнюю  историю. Он был известен ещё  в рабовладельческую эпоху (в  Древнем Риме данным термином именовались свободные люди). Понятие «гражданство» оформилось в период буржуазно-демократических революций (впервые данный термин был введён во Франции в период французской буржуазной революции) и стало одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, т.е. упразднения всех феодальных сословий и званий и провозглашения равенства всех физических лиц перед законом.

          Что касается феодализма, то здесь  главным институтом был институт  подданства, который означал личную  верность монарху и зависимость  от него. «В настоящее время термин «подданство» употребляется в отдельных европейских монархических государствах скорее как дань традиции, причём он равнозначен термину «гражданство»» [2, с.145]. А в таких монархических государствах как Испания, Нидерланды, Бельгия термин «подданство» в конституциях и законодательстве заменили термином гражданство.

          В развивающихся странах Арабского  Востока имеются существенные  различия между терминами «гражданство»  и «подданство»: подданный обязан быть лично верным монарху, нарушение верности может быть сурово наказано. Для государств с республиканской формой правления, в том числе и Беларусь, естественен термин «гражданство».

          «В рамках бывшего СССР существовало единое гражданство. Каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. В Конституции республики 1978 года было закреплено, что граждане других союзных республик пользовались на территории Республики Беларусь одинаковыми правами с гражданами Республики Беларусь» [1, с. 280]. После распада СССР республики уже не могли считаться союзными применительно к гражданству.

          «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами» [3, с.5, ст. 10].  В литературе подчеркивается, что вопросы гражданства, взаимоотношений населения с государством близко соприкасаются с вопросами государственного суверенитета и даже с вопросами понятия государства. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, суверенным, если оно не имеет своих граждан. В этом и проявляется важная роль гражданства Республики Беларусь как гарантии ее суверенитета.

          Именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания приема в гражданство, его утраты и т.д.

          Согласно законодательству гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь.

          Отношения по поводу гражданства в Республике Беларусь регулируются рядом правовых актов. Среди них следует назвать Конституцию (ст.10, 84 и др.), Закон от 1 августа 2002 г. "О гражданстве Республики Беларусь", Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Договор о создании Союзного государства (ст.14-16), заключенный 8 декабря 1999 г., соглашения Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной об упрощенном порядке приобретения гражданства и др.

 

        1. Принципы гражданства

                                     

          Как известно, принципы являются  основополагающими идеями. Выделяют следующие принципы гражданства:

    1)   Каждый человек имеет право на гражданство [4, ст.3];

         2)  Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т.д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению…» [3, с.18, ст.80];

          3) Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается. К примеру в 1994г. из Основного Закона ФРГ был исключён пункт 8 ст.74, регулирующий граждаество земель, таким образом призноно только федеральное гражданство.;

          4) Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь (ст.10) предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица;

          5) Сохранение гражданства. Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено, в первую очередь, конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. закона о гражданстве Республики Беларусь, которым он, в частности, признал гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу названного закона (12 ноября 1991 г). В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших с территории БССР в другие союзные республики;

          6) Недопустимость лишения гражданства. Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства.

          7) Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины;

          8) Принцип защиты и покровительства Граждан Республики Беларусь. Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пределами. В случае если в стране пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, то защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.

           Способы приобретения гражданства основываются на принципах гражданства. Всего существует 3 способа приобретения гражданства: 1) по рождению; 2) приём в гражданство; 3) в порядке регистрации.

           «При приобретении гражданства по рождению действуют такие принципы, как принцип «права крови» (учитывается гражданство родителей) и принцип «права почвы» (учитывается место рождения) [5, с.93];      

          Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно: соблюдает и уважает Конституцию Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, имеет законный источник получения доходов, не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

          Лица, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца.

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь