Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

        Исходя  из минимального потребительского  бюджета, Правительством устанавливается  размер минимальной заработной  платы. Особой защите подлежат несовершеннолетние.

         «Заработная плата выплачивается  в денежных единицах Республики  Беларусь» [15, с. 39, ст. 74]. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой возможна только с согласия работника и должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи. «Заработная плата,  не полученная ко дню смерти работника, выдаётся членам его семьи или лицам, находящимся на иждивении умершего на день его смерти» [16, с. 197].

         3) Право на отдых. « Трудящиеся  имеют право на отдых. Для  работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращённой продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха» [3, с. 12, ст. 43].

        Время  отдыха включает  также перерыв для отдыха во время рабочего дня (от 20 мин. До 2 часов), праздничные дни, и отпуска без сохранения заработной платы. Работа в выходные дни допускается только с согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения катастроф, устранения последствий производственных аварий и стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев и др.

        4) Право  собственности. «… государство  гарантирует каждому право собственности  и содействует её приобретению. Собственник имеет право владеть,  пользоваться и распоряжаться  имуществом как единолично, так  и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право её наследования охраняются законом. Собственность, приобретённая законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создаёт гарантии возврата вкладов» [1, с. 382].

         Принудительное отчуждение имущества  допускается лишь по мотивам  общественной необходимости при  соблюдении условий и порядка,  определённых законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждённого имущества, а также согласно постановлению суда.

        5) Право  на жилище. «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишён жилья» [5, с. 153].

         Граждане Республики Беларусь  имеют право получать жилое  помещение в пользование, получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, осуществлять индивидуальное или коллективное строительство. Пользоваться жилым помещением по договору найма и на иных основаниях.

         6) Право на охрану здоровья. «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создаёт условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда» [3, с. 12, ст. 45].

         Каждый гражданин имеет право на получение полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья. Эта информация может быть неполной или ограниченной, если полная информация, может ухудшить состояние здоровья больного.

         7) Право на благоприятную окружающую среду. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды» [1, с. 398].  Рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека – важнейшие условия устойчивого экономического и социального развития государства.

        8) Право на образование. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на образование. Также гарантируется доступное и бесплатное общее среднее и профессионально-техническое образование. Что касается среднего специального и высшего образования, то оно доступно для всех в соответствии со способностями каждого.

          9) Право на социальное обеспечение. «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов» [5, с. 161].

          Виды пенсий: трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет); за особые заслуги перед республикой; социальные; по случаю потери кормильца; на детей, потерявших обоих родителей либо одинокую мать.

          Государство обеспечивает выплату  пособий в связи с рождением  ребёнка и на его содержание до определённого возраста.

          10) Право на участие в культурной  жизни. Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

            При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по правовому статусу граждан. Вопросы курсовой работы рассмотрены с учетом прогрессивных форм и методов практической деятельности специалистов в современных условиях. 

          Следует отметить, что гражданство  является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает вопросы о принадлежности к гражданству, основаниях приема в гражданство, его утраты. Принципы гражданства как основополагающие идеи определяют право каждого на получение гражданства, равный доступ к гражданству и его единство. Граждане находятся под покровительством государства где бы они не находились.

Правовой статус представляет собой комплексный государственно-правовой институт, в котором права, свободы и обязанности как его основа определяются относительно гражданства и правосубъектности личности как основных элементов правового статуса. Я считаю, что суть правосубъектности заключается в том, что она определяет те юридически значимые характеристики, обладание которыми делает реальное (персонально индивидуализированное) лицо обладателем того или иного правового положения.

         Права человека являются основой  человеческого существования. Чем  больше у человека прав, тем  реальнее его свобода, тем шире  возможности выбора целей и  средств их осуществления. Права  человека определяются как право делать всё, что не запрещено законом. Такое определение наиболее правильно для современного демократического государства, в котором ограничение прав возможно только в случаях, предусмотренных законом. Необходимость выполнения обязанностей каждым отражает интересы государства (обязанность принимать участие в финансировании государства), и человека  (обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц). Без обязанностей невозможно осуществлять защиту прав и интересов государства и человека, защиту суверенитета демократического государства.  Обязанности как и права связаны с гражданством (иностранные граждане не обязаны проходить воинскую службу в отличие от граждан Республики Беларусь).  Гарантии реализации прав и обязанностей граждан позволяют найти «баланс» между правами и обязанностями граждан. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

          Личные права присущи  любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Они необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства и связаны  с его индивидуальной, частной жизнью. Относительно вопроса о смертной казни взгляды разных стран не стоят на месте, и я уверен, что применение при особых обстоятельствах либо не применение смертной казни вовсе в отдельно взятой стране напрямую зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране. С её изменением может измениться и законодательство относительно к применению смертной казни. Политические права имеют только граждане Республики Беларусь, т.к. здесь речь идёт об участии в управлении государственными делами и участии в политической жизни страны. В иных случаях было бы просто неуместно говорить о том, что в Республике Беларусь делается всё возможное для обеспечения суверенитета и целостности государства. Социально-экономические и культурные права обеспечивают  человеку достойный жизненный уровень, гарантировать доступ  человека  к  благам  культуры,  свободу  художественного,  научного, технического творчества,  его  участие  в  культурной  жизни  и  пользовании учреждениями  культуры.  Эти права необходимы для полного и всестороннего развития человека. Без них невозможно существование демократического государства.       

          В данной курсовой рассмотрена реализация основных прав и обязанностей граждан в Республике Беларусь, а также их конституционные обязанности, которые неизбежно возникают в процессе жизнедеятельности правового общества. Надо сказать, что государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Я считаю, что, если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, политические права и свободы человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

    Беларусь сегодня  является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих международных конвенциях.

    Подводя итог, следует отметить, что Беларусь  сегодня считается правовым государством, хотя в реальности права и  свободы человека еще не стали  высшей ценностью. Формирование  правового государства и уважение  прав человека – задача чрезвычайно  трудная, и ее решение возможно  только благодаря усилиям всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции Беларуси не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Беларусь имеет шанс стать правовым и демократическим государством.         

                    

                            Список использованных источников

 

           1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 832с. 

         2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. Ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480 с.

          3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. И доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996г. и 17 окт. 2004г. – 5-е изд., стер. – Минск:  Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. – 64с.

          4. Закон «О гражданстве Республики Беларусь» №136-3 от 01.08.2002г. с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10200136  Дата доступа: 24.02.2011

         5. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 320с.

           6. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с. 

          7. Основы права: Учебник / В.Н. Артёмова, С.А. Балашенко, А.В. Барков и др.; Под редакцией Г.Б. Шишко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 416с.

          8. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витрушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Мн.: БГЭУ,2002. – 784с.

         9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. По состоянию на 10 авг. 2010г. – :Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. – 640 с.

        10. Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование) – автореф. дис. на соиск. уч. степ. доктора юр. наук.23.06.05 Екатеринбург, 46с.

          11. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений И.И. Котляр. – Мн.: Тесей, 2002. – 256 с. 

         12.  Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» № 105-З от 4 января 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankzakonov.com/republic_ pravo_by_2010/blockm8/rtf-n5k3i9/index.htm Дата доступа: 25.02.2011

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь