Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

          Срок проживания, необходимый для приёма в гражданство Республики Беларусь, может быть сокращен либо не применяться вовсе лишь в случаях, установленных законом.

         Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно: а) родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года; б) является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации ; в) является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации .

Гражданство Республики Беларусь без соблюдения некоторых условий могут приобрести в порядке регистрации некоторые лица в установленном законом порядке.

               Что касается  прекращения гражданства Республики Беларусь, то оно прекращается в двух случаях: 1) вследствие выхода из гражданства; 2) вследствие утраты гражданства Республики Беларусь.

        «Гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о выходе из гражданства Республики Беларусь» [4, ст. 18]. Однако предусмотрены обстоятельства, при наличии которых выход гражданина из гражданства Республики Беларусь не допускается.

       «Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия» [6, с.62].

       

                      

 

                            2  Понятие и элементы правового статуса граждан

    Понятие «статус» используется для определения роли и места субъекта (человека, гражданина, юридического лица) в системе правовых отношений, существующих в обществе и государстве. Нередко используется другое, по сути тождественное правовому статусу понятие – « правовое положение». В данном случае нас интересует правовой статус граждан Республики Беларусь.

          Будет не правильным отождествлять правовой статус только с правами, свободами и обязанностями граждан, так как сами по себе они не составляют всю полноту правового положения. «Следует поддержать предложенную Л.Д. Воеводиным концепцию, когда статус (правовое положение) рассматривается как комплексный государственно-правовой институт, в котором права, свободы и обязанности граждан являются лишь составной частью» [1,с. 277 ].   

          «Юридическое (правовое) положение  личности – это сложный по  своему составу институт, который включает не только нормы Конституции, актов, относящихся к конституционному праву, но и к другим отраслям законодательства. Например, правовой статус работника определяется и регулируется нормами трудового законодательства. Однако в Конституции и нормативно-правовых актах конституционного права в силу базового характера данной отрасли содержатся исходные, главные положения» [2,с.142 ].                   

          Важнейшим критерием, помогающим установить составные элементы правового статуса личности, является место индивида в обществе и государстве.

          «Права и свободы человека – это по своей сути потенциальные возможности человека пользоваться определёнными жизненными благами. Это - мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида» [7, с.58]. Элементы правового статуса граждан разграничиваются между собой в прямой зависимости от полноты и классификации прав и свобод. Эти самые права и свободы, фиксируемые в юридических актах, обусловлены как их природой (естественным характером появления), так и нередко уровнем экономического развития, существованием иных объективных условий.

          Важнейшим элементом правового  положения человека является  гражданство. Важнейшим этот элемент является в силу того, что права и свободы являются, в первую очередь, правами и свободами гражданина. То есть гражданин Республики Беларусь обладает общей правоспособностью. Гражданин признаётся государством в качестве полноправного субъекта государственно-правовых отношений. 

          Вторым элементом правового статуса  является правосубъектность (праводееспособность) как способность лица иметь права и нести обязанности.

 Для того чтобы быть полноценным субъектом правоотношений, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, т.е. правосубъектностью. Правоспособность – признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. «Правоспособность у граждан Республики Беларусь возникает с момента рождения и прекращается со смертью» [8, с.54].

Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией  белорусского права, другими словами – всех людей, на которых распространяется действие белорусского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных Разделом II Конституции прав и свобод человека и гражданина. Статья 22 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретения прав и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданским законодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан.

Отличительные черты правоспособности в том, что она: 1) Неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить; 2) Не зависит от пола, возраста, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; 3) Непередаваема, ее нельзя делегировать другим; 4) Правоспособность абстрактна.

С понятием правоспособность тесно связано понятие дееспособность. Дееспособность – это предусмотренная  правом способность субъекта своими действиями осуществлять юридические  права и юридические обязанности.

Юридические права представляют собой меру дозволенного поведения, обеспеченную юридическими обязанностями  других лиц, выражающихся формулой: «один  может – другой должен».

«Юридическая обязанность выражается в необходимости надлежащего поведения обязанного субъекта, а в противном случае – использование принудительных мер по исполнению возложенных на него обязанностей» [8, с.55].

Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично (через представителя) совершать  различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.

Различают несколько разновидностей дееспособности: полная; частичная; ограниченная. Полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законам имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, то есть реализовывать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме. Такая дееспособность возникает с возрастом, причем границу этого возраста определяет закон.  Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.

Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с вступлением в брак гражданина, не достигшего 18 лет (в случае, когда законом допускается вступление в брак до 18 лет).

Частичная дееспособность. Такой дееспособностью наделены несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Частичная дееспособность характеризуется тем, что за гражданином признается право приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности, прямо предусмотренные законом. Неполная дееспособность несовершеннолетних зависит от их возраста.

Ограниченная дееспособность. «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом» [9, с. 15]. Смысл заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, которые в силу закона уже мог иметь. Речь идет об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности.

Ограниченными в дееспособности могут быть как лицо, имеющее полную дееспособность, так и лицо, имеющее неполную (частичную) дееспособность.

          «Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством» [9, с. 19]. Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным.

Дееспособность, в отличие  от правоспособности, не есть формальное свойство субъекта права, оно заключает  в себе оценку состояния правовой зрелости лица, наличия у него необходимых  для субъекта права качеств. Основная проблема конструкции дееспособности, на наш взгляд, состоит в том, что она выстроена лишь под один вид субъекта права - под физическое лицо, и фактически не применяется в отношении юридических лиц. Кроме того, установленные законодательством пороги дееспособности имеют произвольный характер и не содержат эффективных механизмов снятия возникающих в этой связи противоречий. Чтобы конструкция дееспособности стала пригодной для всех видов субъектов права, не следует её строить на традиционном возрастном критерии. Дееспособность должна учитывать разные состояния субъекта права, включать в себя готовность осуществления различных функций субъекта. Она должна предполагать в целом и готовность воли, и готовность правового сознания, и готовность к правовой деятельности (в смысле навыков, опыта лица и т.д.), и готовность с точки зрения внешних условий, факторов. С учетом этого, под дееспособностью, на мой взгляд, следует понимать определяемую правопорядком готовность (реальную способность) лица с точки зрения воли, сознания, организационных, имущественных, иных предпосылок, условий к осуществлению функций субъекта права

Таким образом, содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием  их правоспособности. Если содержание правоспособности составляет права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

          Следовательно, категория дееспособности граждан представляет большую ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы “суверенитета” личности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Дееспособность, как и правоспособность, нельзя рассматривать как естественное свойство человека. И та, и другая предоставлены гражданам законом и являются юридическими категориями. Поэтому, в отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина.

Таким образом, правосубъектность  в общей теории права понимается как возможность (способность) выступать  в качестве субъекта прав и обязанностей. В правосубъектности выражается формально-юридический подход к правовым лицам, при котором не учитываются их содержательные особенности, интеллектуальные, волевые, иные качества.

Следовательно, правосубъектность  можно рассматривать как развивающую правовую связь лица с правопорядком. Правосубъектная связь изменяется вместе с лицом, с развитием его правовых качеств. Это означает, что правоспособность и дееспособность могут быть рассмотрены в качестве двух основных этапов, стадий развития этой связи. Первой стадии (этапу) – правоспособности – соответствует появление еще не оформленного в смысле воли, правосознания, готовности к самостоятельному выполнению правовых функций субъекта. Второй стадии развития правосубъектной связи - дееспособности – соответствует наступление правовой зрелости, готовности лица самостоятельно осуществлять функции субъекта права. Стадия дееспособности определяет переход на качественно иной уровень осуществления, развертывания правосубъектной связи – это переход от абстрактной возможности быть субъектом права к действительности, к лицу, готовому самостоятельно осуществлять правовую деятельность, творить право, приобретать и реализовывать свои права и обязанности, нести юридическую ответственность за свои правовые поступки [10, с.22].

 

 

 

 

 

        3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации

 

                                        3.1 Права граждан

 

          Первыми в истории документами,  в которых речь шла о правах  человека в современном понимании, являются Конституция США 1986 года и Билль о правах 1791 года, который представлял собой десять поправок в Конституцию США, а также Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года. Позже, 10 декабря 1948 года была принята «Всеобщая декларация прав человека».

         «Новое мышление, с особой силой  проявившееся после Второй мировой  войны, определило права и свободы  человека в качестве высшей  ценности государства и общества»  [1, с.298].

          Конституционные права человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от  рождения, защищаемые  государством и закреплённые в Конституции, составляющие  ядро  правового   статуса   личности   и   получающие   высшую юридическую силу. Права – это возможность человека пользоваться определёнными благами в политической, экономической, социальной и духовной сферах. То есть здесь большой акцент делается на притязаниях человека получить эти блага. Права человека реализуются в контексте общественных отношений.

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь