Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

         Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Именно права человека делают нас людьми. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Ранее господствовавший в нашей стране подход к проблеме прав человека носил узкоклассовый, политизированный характер и опирался на материалистическое понимание истории, согласно которому сущность человека сводилась к совокупности всех общественных отношений. Такой подход не оставлял места для существования самобытной личности, обладающей от рождения определёнными правами. Он исходил из идеологического постулата, что «человека вообще» не существует, есть только представители  определённых классов и социальных групп, обладающих различными интересами, правами и духовными ценностями.

         Современная концепция прав человека, выражающая гуманистическое миропонимание,  исходит из того, что человек  – это часть общества, но он  вступает в определённые общественные  отношения как самоценная личность. От признания и реализации её прав непосредственно зависит характер этих социальных отношений.

         Содержание понятий «права человека»  и «права гражданина» несколько  различается. Когда речь идёт  о правах гражданина, то имеется  в виду обладание ими в силу государственно-правовой принадлежности к Республике Беларусь. Если же мы говорим о правах и человека, то имеется в виду их естественная природа происхождения, так как индивид приобретает их не от государства, а в силу рождения. То есть права человека и права гражданина различаются в том, что некоторые права предоставляются только гражданину Республики Беларусь, в  свою очередь права человека принадлежат всем без исключения.

         В Конституции Республики Беларусь   предусматривается  возможность

ограничения прав и свобод человека. «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

         Никто не может пользоваться  преимуществами и привилегиями, противоречащими закону» [3, с.8, ст. 23].

         Можно классифицировать права и свободы по различным признакам. По времени появления – три поколения прав и свобод. Первое поколение - личные и политические права (Французская Декларация прав и свобод человека и гражданина). Второе – социально-экономические и социально-культурные права (формировались после Первой мировой войны. Третье – права на развитие, здоровую окружающую среду, мир, владение общим наследием человечества, права меньшинств (фиксировались в документах ООН с 80-х годов 20-го века). Классификация с позиций субъекта – права человека и права гражданина. По способу реализации – индивидуальные и коллективные. По сфере проявления человеческой деятельности – личные, политические, экономические, социальные, культурные.

         Основные фундаментальные права  и  вытекающие  из  них  иные  права  и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В  соответствии с этим  традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) социальные, культурные, экономические. Мы также будем придерживаться данной классификации в изучении прав гражданина и человека.                               

 

                                     3.2 Обязанности граждан

 

          Рассмотрим основные конституционные  обязанности человека и гражданина в Республике Беларусь:

         1) Обязанность соблюдать Конституцию,  законы и уважать национальные традиции. Юридической обязанностью  каждого, кто находится на территории республики Беларусь, является обязанность соблюдать её Конституцию и законы. При их нарушении возможно привлечение к ответственности как уголовной, так и административной, гражданско-правовой и иной ответственности.

        Требование  о соблюдении законов носит  достаточно общий характер. Ведь  соблюдение законов предполагает  законы, соответствующие Конституции, так как при расхождении любого закона с Конституцией действует Конституция. «Что касается невыполнения провозглашённого в Конституции требования об уважении национальных традиций, то если при этом не нарушаются правовые нормы, может наступать лишь моральная ответственность» [5, с. 165].

        2) Обязанность  уважать достоинство, права и  свободы других лиц. «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц» [3, с. 14, ст. 53].

        По  существу здесь идёт речь о  том, что права индивидуума  заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечёт юридическую ответственность.

         3) Обязанность принимать участие  в финансировании государственных  расходов. Граждане Республики Беларусь  обязаны принимать участие в  финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Эта обязанность является одной из важнейших во всех странах мира.

        «Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [17, с. 151].

         К общегосударственным налогам  и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; экологический налог (за пользование природными ресурсами); налог на недвижимость; Налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо; транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с граждан.       

        4) Обязанность  беречь историко-культурное, духовное  наследие и другие национальные ценности. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

        К  историко-культурным ценностям относят  наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства. В Республике Беларусь используются меры для учёта историко-культурного наследия, охраны от исчезновения, уничтожения, причинения вреда, ухудшения условий восприятия. Специализированным органом в данной сфере является Комитет по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь.

         Невыполнение обязанностей по охране, использованию, учёту, реставрации и исследованию историко-культурного наследия, нарушение режима содержания охранных зон, уничтожение, причинение вреда ценностям, нарушение правил их ввоза и вывоза являются правонарушениями, за которые предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

        5) Обязанность  охранять природу. «Охрана природной  среды – долг каждого» [3, с. 14, ст. 55]. За порчу земель, загрязнение их различными отходами налагается штраф в размере от 1 до 10 базовых величин. За засорение отбросами – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 3 минимальных заработных плат на граждан, и от 3 до 10 – на должностных лиц.

        За  нарушение правил охраны водных  ресурсов, лесов, недр и других  объектов природы предусмотрена  административная ответственность.  В определённых случаях возможна и уголовная ответственность.

        6) Обязанность  защищать Республику Беларусь. «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь» [1, с. 413]. В некоторых случаях выполнение этой обязанности ошибочно сводят лишь к наличию Вооружённых сил и прохождению в них воинской службы. Защита государства при необходимости может осуществляться вне рамок Вооружённых Сил. Воинскую обязанность выполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к её исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие специальную подготовку.

         Гражданам, проходящим подготовку  к военной службе, призванным  на военную службу, службу в  резерве, по месту их работы  предоставляются гарантии и компенсации согласно законодательству. Обучающиеся в учреждениях образования, призванные на военную службу, службу в резерве, выплачивается по месту учёбы пособие в размере двухнедельной стипендии. Также они освобождаются от учёбы на время приписки к призывным участкам, оформления призыва, службу в резерве, постановки и снятия с воинского учёта с сохранением за ними стипендии по месту учёбы. С 16 лет граждане мужского пола принимаются на воинский учёт и приписываются к призывным участкам.

         Граждане, временно проживающие  за границей подлежат воинскому  учёту в дипломатическом представительстве  или консульском учреждении Республики  Беларусь в стране их пребывания. Граждане, убывшие из Республики Беларусь на постоянное место жительства, воинскому учёту не подлежат. Призываются граждане от18 до 27 лет – на срочную военную службу, до 27 лет – на военную службу офицеров по призыву. Срок прохождения службы для граждан, не имеющих высшего образования – 18 месяцев, имеющих высшее образование – 12 месяцев. Для прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и средне специального образования по программам подготовки младших командиров, сдавших необходимые экзамены и проходящих срочную военную службу, - 6 месяцев, для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву, - 24 месяца.

        «Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности» [12, ст. 21].

 

                 3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан

 

          Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. При этом, относясь к человеку как к высшей ценности общества и государства, Республика Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение не только конституционных прав и свобод граждан, но и иных прав, закрепленных в различных нормативных актах и предусмотренных международными обязательствами.

         Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

         Государство обязано гарантировать реальное осуществление прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод– своеобразный механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

         В статье 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в статье 21 Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Что касается классификации  гарантий прав и свобод, то в литературе нет единого мнения по данному  вопросу. Обобщая имеющиеся точки  зрения, их можно классифицировать по следующим основаниям: по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые; по объему охвата прав и свобод – общие и специальные.

         Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин (человек) наделен как субъект правоотношений. Данный вид гарантий закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Можно предположить, что в качестве важнейшей из общих гарантий выступает гарантия, закрепленная в статье 79 Конституции, в которой указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения личности и отдельных групп населения: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и др.

Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое  в соответствии со статьей 107 Конституции  Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает, в первую очередь, через органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры.

         Важная гарантия содержится в статье 58 Конституции, которая определяет, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

         Осуществление гражданами конституционных прав и свобод во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов и общественных объединений. В этой связи важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, содержащаяся в ст.59 Конституции. В соответствии с ней, государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь