Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В дипломной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности……………………………………………………………....6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.......................................................................................................................6
1.2 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…15
1.3 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике………………………………………………………………………..22
2. Современные аспекты функционирования бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………….29
2.1 Основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…29
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..40
2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..46
3. Анализ бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию……………………………………………….....48
3.1 Пенсионная реформа Российской Федерации: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...48
4. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………...73
Список литературы………………………………………….………………….75
Нормативно правовые акты……………………………………………………..78

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ.doc

— 4.51 Мб (Скачать документ)

средства Фонда  социального страхования;

доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;

средства, возмещаемые  Государственным фондом занятости  населения РФ по расходам на выплату  досрочных пенсий безработным гражданам;

пени и финансовые санкции;

добровольные  взносы юридических и физических лиц.

При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Уплата страховых  взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

Работодатели  ежемесячно уплачивают взносы в сроки  получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных  работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях  банков, а также выплачивающие  суммы на оплату труда из выручки  реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

При нарушении  установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная  сумма считается недоимкой и  взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

За несвоевременное  зачисление или перечисление взносов  на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями  ПФ РФ с банков, тогда как, в начале года размер пени был 1 %, а действующий сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор не менялся.

Бесспорное  списание недоимки, пеней, а также  сумм штрафов и иных финансовых санкций  производится отделением ПФ РФ путем  списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.

Срок исковой  давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

Далее представляется целесообразным перейти непосредственно к рассмотрению использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату:

государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

пенсий по инвалидности;

пенсий военнослужащим;

компенсации пенсионерам;

материальной помощи престарелым и инвалидам;

пособий на детей  от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей  инфицированных вирусом иммунодефицита;

пострадавшим  от аварии на Чернобыльской АЭС;

За счет средств  Пенсионного фонда финансируются  программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты  государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес  к формированию и исполнению бюджета  Пенсионного фонда РФ прошлого года объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией  уже принятых и готовящихся нормативных  актов. В первую очередь это законы, определяющие текущую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Здесь имеется ввиду уже действующий Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, который радикально изменяет ст.7 пенсионного закона и направлен на укрепление взаимосвязи размера назначенной или пересчитанной с трудовым вкладом путем исчисления индивидуального коэффициента пенсионера.14

 Несмотря  на все споры и недовольства, возникшие вокруг этого Закона, уже по предварительным итогам его реализации стало очевидно, что он коснулся 40 - 45 процентов получателей трудовых пенсий по старости и привел к их увеличению в среднем более чем на 70 рублей. Необходимо заметить, что реализация данного Закона повлекла за собой, как, впрочем, и ожидалось, увеличение расходов на выплату пенсий примерно на 9 процентов, что естественным образом повлияло на сбалансированность бюджета ПФ РФ в прошлом году.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего  и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

Поэтому основными  задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на следующий год являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов, связанного с введением индивидуального коэффициента пенсионера. Реализация всех мероприятий позволит всем пенсионерам в следующем году увеличить пенсии, но в различных размерах. Естественно, наиболее высокую добавку получат те пенсионеры, которые перешли на индивидуальный коэффициент.

 

3. Анализ бюджетной  политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию

 

3.1 Пенсионная  реформа Российской Федерации:  проблемы и перспективы

 

По мере нарастания массы изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась  необходимость ее реформирования. Две  попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.15

Главные причины  недовольства ею - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много  зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Ну, и еще обычные претензии к работе низовых органов пенсионного обеспечения.

Граждане хотели, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько задач (п. 2.2).

При всем обилии и разнообразии существующих во всем мире пенсионных схем их можно разделить на две большие группы:

- схемы фиксированных  выплат (или Defined Benefit Plans - DB);

- схемы фиксированных  отчислений (или Defined Contribution Plans - DC).

В первом случае каждому участнику пенсионной системы  по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы в последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. Выплата пенсии производятся в виде пожизненного аннуитета с полной или частичной индексацией, согласно местному законодательству.

Во втором случае размер будущих выплат зависит от суммы совокупных отчислений и доходов  от их инвестирования, которые могут  быть как положительными, так и  отрицательными, соответственно увеличивая или уменьшая размер выплат. Никакой гарантии на определенный размер пенсионных выплат не предоставляется, все зависит от размера накопленных средств. При выходе на пенсию, возможно и единовременная выплата всей суммы без конверсии ее в аннуитет.

В российской литературе разделяют накопительную и распределительную системы. При распределительной системе собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений за счет своеобразного налога с работающего населения на содержание пожилых людей. Накопительная система характеризуется наличием у каждого участника индивидуального счета, на который поступают пенсионные отчисления каждого конкретного человека и с которого впоследствии будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между различными поколениями при этом не происходит, все пенсионная система фактически выполняет функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.16

Часто понятие  распределительной системы смешивается  с Defined Benefits (DB), а накопительной - с Defined Contributions (DC). Это не всегда верно. В  частности, в рамках накопительной  системы могут действовать как  схемы фиксированных отчислений, так и схемы фиксированных выплат, хотя последних, надо признать, значительно меньше.

В предшествующий период для обеспечения социальной защиты пожилого населения в мире доминировали распределительные системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах) вкупе с резким увеличением соответствующих расходов толкает все большее количество стран к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений. Схемы, принятые в разных странах, отличаются друг от друга, но их объединяет то, что пенсионные выплаты определяются (полностью или частично) суммами пенсионных отчислений, учитываемых на индивидуальных счетах граждан.

Накопительная система обладает рядом преимуществ  перед распределительной:

- размер пенсий  прямо зависят от результатов инвестирования собранных средств, контроль вкладчиков за инвестированием собственных средств значительно возрастает;

- участники  накопительной системы обычно  лучше защищены от политических  рисков, тесно связанных с любой  распределительной системой;

- снижаются  стимулы к сокрытию доходов  - граждане становятся заинтересованы  в том, чтобы работодатели в  полном объеме осуществляли пенсионные  отчисления и, соответственно, платили  зарплаты "по-белому";

- в экономике  появляются средства для долгосрочных инвестиций.

В то же время  накопительная система сопряжена  с рядом проблем:

- от населения  требуется высокая степень осведомленности  о способах функционирования  пенсионных систем, финансовых инструментах  и т.п.;

- Накопительная  система сложна в организации и требует очень точного и аккуратного регулирования;

- При накопительной  системе общая сумма сбережений  конкретных участников может  оказаться крайне незначительной, или же накопления могут уменьшиться  вследствие неудачных инвестиционных  решений и/или значительных расходов  на управление активами.

При переходе от распределительной системы к накопительной, нацеленной на снижение расходов на пенсионное обеспечение в долгосрочном периоде, все страны в первое время сталкиваются со значительным увеличением потребности в финансировании. Поскольку предварительно все собранные отчисления шли на выплаты текущим пенсионерам, теперь при сохранении расходной статьи - выплаты пенсионерам - в прежнем размере большая часть отчислений идет на формирование индивидуальных пенсионных счетов. Образующийся разрыв целиком ложится на плечи государства, значительно увеличивая его расходы на десятки лет.

Информация о работе Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ