Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание

В. В. Путин не раз называл российский лес экологическим щитом планеты. "Почти четверть мировых лесных ресурсов находится у нас. А российские леса, без преувеличения, являются экологическим щитом для всей планеты". В то же время леса России, выполняющие глобальную экологическую миссию, сами нуждаются в защите от пожаров, вредителей, болезней, незаконных рубок. И эти негативные тенденции в последние годы нарастают.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Земли лесного фонда как объекты
земельных отношений…………………………………………………….5
1.1. Понятие и состав лесного фонда и земель лесного фонда…………………………….…………………………………….5
1.2. Государственное управление в сфере лесного фонда и
земель лесного фонда….……………………………………………8
Глава 2. Общая характеристика права собственности и права
пользования землями лесного фонда……………..…………………….12
2.1. Собственность на земли лесного фонда…………………….12
2.2. Содержание права пользования землями лесного фонда…………………………………………………………………14
Глава 3. Правовая охрана земель лесного фонда……………………..19
3.1. Понятие и сущность правовой охраны земель лесного фонда…………………………………………………………………19
3.2. Ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земель лесного фонда……………………………26
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы и источников….…………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Правовой режим земель лесного фонда.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра земельного и экологического права

 

Предмет – земельное право

 

 

Правовой режим земель лесного фонда

(курсовая работа)

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса 435 группы

ИПД СГЮА

 

 

Научный руководитель:

доцент, к.ю.н. Сухова Е.А.

 

 

 

 

Саратов - 2012 
Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Земли лесного фонда как объекты

земельных отношений…………………………………………………….5

1.1. Понятие и состав лесного фонда и земель лесного фонда…………………………….…………………………………….5

1.2. Государственное управление  в сфере лесного фонда и

земель лесного фонда….……………………………………………8

Глава 2. Общая характеристика права собственности и права

пользования землями лесного фонда……………..…………………….12

2.1. Собственность на земли лесного фонда…………………….12

2.2. Содержание права пользования землями лесного фонда…………………………………………………………………14

Глава 3. Правовая охрана земель лесного фонда……………………..19

3.1. Понятие и сущность правовой охраны земель лесного фонда…………………………………………………………………19

3.2. Ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земель лесного фонда……………………………26

Заключение………………………………………………………………...31

Список литературы и источников….…………………………………..33

 

Введение

Российская Федерация является одной из богатейших лесами стран мира: ее лесной фонд занимает площадь более 1 млрд. га, составляет 70% территории страны, запас древесины - около 75 млрд. куб. м, а ежегодная возможность потребления - более 500 млн. куб. м.1

На сегодняшний день лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации. В связи с этим лесной сектор становиться активным предметом гражданско-правовых сделок, а также других различных сделок. Земля, на которой расположен лес, органически с ним связана и поэтому рассматривается с ним как единой целое. В таком случае земли лесного фонда подпадают под действие лесного законодательства, однако, являясь по своей сущности землей в широком смысле не выходят из под ведения земельного законодательства. В связи с этим складывается специфический правовой режим указанных земель, который требует более детального рассмотрения.

В. В. Путин не раз называл российский лес экологическим щитом планеты. "Почти четверть мировых лесных ресурсов находится у нас. А российские леса, без преувеличения, являются экологическим щитом для всей планеты". В то же время леса России, выполняющие глобальную экологическую миссию, сами нуждаются в защите от пожаров, вредителей, болезней, незаконных рубок. И эти негативные тенденции в последние годы нарастают.

Состояние лесов России вызывает серьезную тревогу и озабоченность. Только в 2010 году леса погибло около 2,8 миллиона гектаров леса.2  Самой распространенной причиной гибели лесов являются лесные пожары. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 7 млрд. рублей Основная часть насаждений, погибших от пожаров, находилась в Центральной части, Сибири и на Дальнем Востоке.

И только современная защита лесов может предотвратить огромные экономические, экологические и социальные потери. Отсюда вопросы охраны и защиты лесов последнее время выходят на одно из первых мест в развитии экологического законодательства.

Указанные обстоятельства определяют необходимость углубленного исследования проблем правового режима земель лесного фонда, и обеспечения охраны и защиты лесов в современных условиях, а также актуальность избранной мной темы курсовой работы.

 

 

 

Глава 1. Земли лесного фонда как объекты земельных отношений

1.1 Понятие и состав лесного фонда и земель лесного фонда.

Понятие леса является базовым, основным для лесного законодательства. В теории права вопрос о понятии «лес» считается дискуссионным. Одни авторы полагают, что под ним следует понимать только древесно-кустарниковую растительность, другие - исключительно землю, а третьи предлагают определять лес как совокупность разных элементов природы.3 Высказывалось мнение и о том, что объектом действующего лесного законодательства является не «юридическое понятие леса», а лес как особый природный объект в его общепринятом понимании.

В ст. 5 Лесного Кодекса РФ (далее - ЛК РФ) содержится понятие леса, где говорится, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Предлагаемое в ЛК РФ понятие не противоречит давнему научному и правовому представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение.

В науке лес характеризуется как определенный географический ландшафт. Сформулированный классиком русского лесоведения Г.Ф. Морозовым тезис о том, что лес есть явление географическое и, подобно степям, пустыням и тундрам, представляет собой часть ландшафта, безоговорочно принят российской наукой о лесоведении.4 Следует заметить, что под соответствующим географическим ландшафтом понимается часть земной поверхности, занятой в силу определенных биологических свойств соответствующими лесными сообществами.

 

Что касается понятия  «лесной участок», то ЛК РФ не содержит его точного определения. В частности, в ст. 7 ЛК РФ говорится, что лесным участком является земельный участок, границы которого определены в соответствии со ст. 67 «Общие положения о проведении лесоустройства», ст. 69 «Проектирование лесных участков» и ст. 92 «Государственный кадастровый

учет лесных участков» ЛК РФ. Почти в каждой из этих статей также имеются ссылки на другие статьи ЛК РФ или другие законы и подзаконные нормативные акты. Проведем анализ этих статей для определения понятия лесного участка.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда. Одной из процедур, которую включает в себя лесоустройство, является проектирование лесных участков (ст. 68 ЛК РФ). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии с лесохозяйственным регламентом и государственным лесным реестром, представляющим собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 69 ЛК РФ).

Пока же в  России далеко не все участки земель лесного фонда являются объектами, в отношении которых проведены лесоустройство и государственный кадастровый учет.

Леса, расположенные  на землях лесного фонда, подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Каждый из перечисленных видов имеет  свои особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства.

Особое внимание законодатель уделил защитным лесам, ведь именно они призваны выполнять самую  важную, с точки зрения ЛК РФ, задачу сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных функций лесов.

Защитные леса, в свою очередь, подразделяются на следующие  категории:

1. леса, расположенные  на особо охраняемых природных  территориях;

2. леса, расположенные  в водоохранных зонах;

3. леса, выполняющие  функции защиты природных и иных объектов;

4. ценные леса.

Последние две  категории делятся на подкатегории в зависимости от находящихся  на них объектов и ценностей.

Столь подробная  детализация понадобилась законодателю, по всей

видимости, для  того, чтобы учесть все возможные  нюансы использования той или иной категории защитных лесов. Действительно, трудно себе представить одинаковый правовой режим для городских лесов (входящих в категорию лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов) и лесов, имеющих историческое значение (которые относятся к ценным лесам).5

К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого  и максимально эффективного получения  высококачественной древесины и  других лесных ресурсов, продуктов  их переработки. Необходимым

условием такого освоения является обеспечение сохранения полезных функций лесов.

Если в защитных лесах разрешена лишь выборочная рубка, а эксплуатационные леса, собственно говоря, и предназначены для получения  древесины, то любое использование  резервных лесов допускается только после их отнесения к одному из первых двух видов.

К резервным  относятся леса, в которых в  течение двадцати лет не планируется  проводить заготовку древесины. Единственное, что допускается в  отношении данного вида лесов, - это  осуществление авиационных работ по их охране и защите.

Отнесение лесов  к тому или иному виду, а также  установление их границ находится в  ведении соответствующих органов  государственной власти РФ.

Российский  законодатель справедливо включил  земли, находящиеся под лесной растительностью, в состав лесного фонда, в качестве его органической части, составляющей один из неотъемлемых элементов леса.6 Таким образом, использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены. В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:

1. Лесные земли:

- земли, покрытые лесной растительностью;

- земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

Однако, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса располагаются также  и на землях иных категорий, нежели земли лесного фонда. Из этого  следует, что леса также могут  располагаться на землях любых других категорий, указанных в ст. 7 ЗК РФ. Следует указать, что охрана, защита и воспроизводство лесов на таких землях, осуществляется в соответствии с их целевым назначением.

Из всего  вышеизложенного видно, что понятия  «лес» и «земли лесного фонда» тесно взаимосвязаны друг с другом, хотя и не всегда. Лес может располагаться и на землях иных категорий, что накладывает отпечаток на его правовой режим.

2.1. Государственное управление в сфере лесного фонда и земель лесного фонда.

Под государственным управлением в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.7 Управление осуществляется органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Наряду с Правительством РФ, к органам, осуществляющим общее управление, относится такое должностное лицо как Президент РФ.

К органам, наделенным специальной компетенцией в сфере лесных и земельных отношений относятся Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственная ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство экономического развития РФ и подведомственная ему Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а также подведомственная Правительству РФ Федеральное агентство лесного хозяйства.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие всех органов государственной  власти РФ, в том числе и в сфере лесных отношений, при необходимости может издавать указы и распоряжения по соответствующей области лесных отношений.

Правительство РФ как главный орган общей  компетенции осуществляет общее  руководство подведомственными  ему министерствами и ведомствами, а также устанавливает различные правила и процедуры лесоустройства и лесопользования.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 23.09.2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом государственной власти, который осуществляет функции в частности по управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Для этого Рослесхоз наделен полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, по рассмотрению материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других категорий, по осуществлению государственной инвентаризации лесов и др. Кроме того, на Рослесхоз возложена обязанность по выработке и реализации государственной политики в области лесных насаждений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). Также Рослесхоз  проводит различные научные исследования с целью повысить эффективность управления землями лесного фонда, обеспечить достойный уровень их охраны и защиты.

В связи с  огромной площадью лесов в России Рослесхоз для выполнения возложенных  на него обязанностей вынужден передавать часть полномочий органам государственной  власти и местного самоуправления. Для этого в субъектах Российской Федерации создаются территориальные подразделения Агентства.

Особыми функциями  государственного управления лесными  отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними. Эти функции выполняет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с тем, что данная Служба ведет весь кадастр недвижимости. А в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда