Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:23, реферат

Описание

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
ПФР — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Сегодня бюджет ПФР — второй по величине после федерального.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 38.90 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. 

 

 

 
 
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:  
 
· страховых взносов;  
 
· средств федерального бюджета;  
 
· сумм пеней и иных финансовых санкций;  
 
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;  
 
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;  
 
· иных источников, не запрещенных законодательством РФ.  
 
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.  
 
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ. 
 
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий: 
 
- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ; 
 
- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам); 
 
- пенсия за выслугу лет; 
 
- пособие одиноким матерям; 
 
- пенсия военнослужащим и членам их семей; 
 
- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей. 
 
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.  
 
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии: 
 
- базовой (6 %); 
 
- страховой (10 %); 
 
- накопительной (4%). 
 
Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет. 
 
Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие ПФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это  крупнейшая федеральная система  оказания государственных услуг  в области социального обеспечения  в России.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного  фонда - 8 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также Отделение Пенсионного фонда России (ОПФР) в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии. [сайт ПФ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ПФ

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой  характер денежных средств Пенсионного  фонда, и закреплен запрет на их изъятие  из бюджета ПФР на другие цели.  
 
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
  
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.   
  
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

 

 

 

ДОХОДЫ 
  
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

СУММАРНЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА  ПЕНСИОННОГО

ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЗА 2011 ГОД

СОСТАВИЛИ 5,25 ТРЛН. РУБЛЕЙ, ЧТО  НА 0,7 ТРЛН.

РУБЛЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В 2010 ГОДУ.

ДОХОДЫ ПО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ  СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

БЮДЖЕТА ПФР ЗА 2011 ГОД  СОСТАВИЛИ 4,8 ТРЛН.

РУБЛЕЙ, ЧТО НА 0,6 ТРЛН. РУБЛЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В 2010 ГОДУ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений страховых взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году – 20%). Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей. В сравнении с 2010 годом эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.

 

 

Из федерального бюджета  в ПФР в 2011 году поступили средства в сумме 2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило на 0,2 трлн. Рублей больше), в том числе:

• на выплату средств  материнского (семейного) капитала – 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

• на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков – 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году;

• на финансовое обеспечение  федеральной социальной доплаты  – 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

• на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, – 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

• на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 924,4 млрд. рублей, что на 390 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСХОДЫ 
  
Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.  
  
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот. 
  
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. 

 

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2011 ГОД В  ЦЕЛОМ УВЕЛИЧИЛИСЬ

НА 0,7 МЛРД. РУБЛЕЙ ПО СРАВНЕНИЮ  С 2010 ГОДОМ

И ПРЕВЫСИЛИ 4,9 ТРЛН. РУБЛЕЙ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ,

НЕ СВЯЗАННОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ СРЕДСТВ ДЛЯ

ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ  ЧАСТИ ТРУДОВЫХ

ПЕНСИЙ, – 4,7 ТРЛН. РУБЛЕЙ, ЧТО  НА 1,4 ТРЛН. РУБЛЕЙ

ПРЕВЫШАЕТ УРОВЕНЬ 2010 ГОДА.

 На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. Рублей больше, чем в 2010 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной до- платы к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране. На ежемесячные денежные вы- платы отдельным категориям граждан Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году. Обязательства Пенсионного фонда Российской Федерации по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме. В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года. На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года. 
 

Информация о работе Пенсионный фонд РФ