Государственный и муниципальный бюджет. Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание

Бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра финансов и кредита
 
 
 
 

                 Контрольная работа  по дисциплине: « Бюджетная система Российской Федерации» на тему: «Государственный и муниципальный бюджет. Пенсионный фонд РФ» 

Вариант № 5 

Выполнил:

Студент(ка)

Турыгина  Т.А.

группа: 333-К/5-3

Проверил: 
 
 
 

г. Санкт-Петербург

2010 г. 
 

     Введение 

     Бюджет  в экономике — это роспись  доходов и расходов субъектов  хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

     Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

       Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

       Целью данной работы является рассмотрение государственного и местного бюджета. А так же  страховых платежей в ЕСН и в Пенсионный фонд РФ.

       Задачи работы:

     - раскрыть понятие и роль государственного  и местного бюджета, определить  их функциональные особенности;

     -  определить отличие страховых  платежей в ЕСН и в Пенсионный  фонд РФ.

 

     

     Глава 1. Понятие и роль государственного и местного бюджета 

     
    1. Понятие и  правовая форма бюджета
 

     Бюджет  — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.

     Государственные и местные (муниципальные) бюджеты  — центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как  и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

     Государственный бюджет – это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями.

     В материальном аспекте государственный  и местный бюджеты представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

     В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства.

     Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     В БК (ст. 11) установлена основная правовая форма этого акта применительно  к бюджетам разных уровней: федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации  утверждаются в форме соответствующих  законов, местные (муниципальные) — в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. К названной основной форме относятся финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).

     В законодательстве содержится юридическая  характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215 ГК). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им являются не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления в пределах компетенции распоряжаются этой собственностью. Вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, Конституция РФ (ст. 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

     В настоящее время имеется уточненная формулировка понятия бюджета. Согласно БК (ст. 6) бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Здесь, как видим, учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ, в связи, с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.

     Вместе  с тем более полному представлению  о сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах. 

     
    1. Роль государственного и местного бюджета
 

     Роль  бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного  

     самоуправления  представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления  государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.

     С помощью бюджета реализуются  государственные (разных уровней) и  местные программы по развитию и  нормальному функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

     Аккумуляция в бюджетной системе крупных  денежных фондов создает возможности  для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет — мощный управляющий механизм в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат и финансовой основой развития местного самоуправления.

     Значение  государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

     Наличие бюджета создает возможности  для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

     Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особенности в связи с государственным устройством стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укреплении общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

     Говоря  о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике  и расстроенность финансовой системы  в конце XX в., а также их недостаточная эффективность на современном этапе не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета проявлялись такие, в определенной мере преодоленные, негативные факторы, как бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др. Однако в последние годы бюджет стал утверждаться своевременно и с профицитом.

     Помимо  упомянутых бюджетов, составляется консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК). Он используется для расчетов и анализа. Необходимость его обусловлена особенностями устройства бюджетной системы РФ: по действующему законодательству бюджеты всех уровней существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в отличие от положения до 90-х гг. XX в., когда высшим органом власти страны утверждался единый государственный бюджет, который объединял все существовавшие на ее территории бюджеты и с входящими в них средствами.

     Однако  для управления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие финансовые ресурсы  аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). Поэтому составляются консолидированные бюджеты субъектов Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), консолидированный бюджет РФ (федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и заключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) (ст. 15; 16 БК). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты — от федерального до местных, действующие на территории страны. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает составление консолидированных бюджетов районов с входящими в него районными бюджетами и бюджетами поселений как муниципальных образований.

Информация о работе Государственный и муниципальный бюджет. Пенсионный фонд РФ