Государственный и муниципальный бюджет. Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание

Бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     В связи с понятием консолидированного бюджета законодательством 1991 и 1993 г., а татем и 1997 г. был введен термин «минимальный бюджет», под которым понимался расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Это определение было отнесено к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

     В свою очередь, минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

     Реализация  норм о минимальных государственных  стандартах и их минимальной бюджетной  обеспеченности — важное условие выполнения государством социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п. Однако федеральный закон о минимальных государственных стандартах на настоящий период не принят. В то же время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать муниципальные минимальные стандарты (п. 2 ст. 53). 

     1.3. Особенности состава доходов и расходов бюджета 

     В соответствии с законодательством  государственные и местные бюджеты  состоят из доходной и расходной  частей. Кроме того, в составе  бюджетов образуются целевые и резервные  фонды, имеющие свои источники доходов  или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

     Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

     Законодательство  устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

     Бюджетная классификация — это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

     Впервые в России бюджетная классификация  утверждена законодательным актом  — Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации». До принятия этого Закона она утверждалась Министерством финансов РФ.

     Требование  единства классификации сочетается с определенными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.

     Доходы  бюджетов: Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:

     а) доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

     б) доходы от государственного и муниципального имущества;

     в) доходы от государственной внешнеэкономической  и другой деятельности;

     г) поступления от личных доходов граждан.

     Такая классификация имеет значение для  характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

     Федеральный закон «О бюджетной классификации» и БК РФ делят доходы бюджета на:

     а) налоговые с выделением их видов;

     б) неналоговые (доходы от использования  государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической  деятельности и др.).

     Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

     Вместе  с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

     Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

     Закрепленные  доходы бюджетов — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

     Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» и НК РФ (ст. 13, 14, 15); общий перечень разных видов доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджетами разных уровней (ст. ЗЗ).

     В свою очередь законодательство субъектов  РФ закрепляет доходные источники, находящиеся  в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (в частности, государственная пошлина).

     Регулирующие  доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образования в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Нормативы могут быть и долговременными — не менее чем на три года (ст. 48 БК РФ).

     Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней  утверждает соответственно вышестоящий  орган представительной власти. Эти  нормативы могут быть едиными  для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов.

     Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды (ст. 6, 44, 133 БК РФ).

     Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти на безвозвратной и безвозмездной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

     Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований для осуществления определенных целевых расходов.

     Субвенции, как и дотации, предоставляются  на основе решений соответствующих  представительных органов власти.

     В бюджеты субъектов РФ и муниципальных  образований могут быть направлены также субсидии, то есть денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия в них.

     Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использования, а также  неиспользования в установленные  сроки (ст. 78 БК РФ).

     К собственным доходам бюджетов отнесены:

     - закрепленные в установленном  порядке за бюджетом каждого  уровня источники доходов;

     - отчисления, передаваемые в бюджеты  от регулирующих доходных источников;

     - дополнительные источники, устанавливаемые  самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Однако  впоследствии законодательство отождествило собственные доходы бюджетов с закрепленными. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» именно в таком аспекте определил понятие собственных доходов местных бюджетов, рассматривая их как «налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами» (ст. 1).

     Заемные средства в доходной части бюджета используются: при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

     Источниками заемных средств, используемых для  пополнения бюджета, могут быть:

     - получение органами процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;

     - выпуск государственных или местных  займов на инвестиционные цели;

     - получение кредита в банке.

     Регулируя межбюджетные отношения, БК РФ определяет формы выделения заемных средств  бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований из бюджета другого уровня, а именно — бюджетный кредит и бюджетную ссуду. Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. В отличие от этого, бюджетная ссуда, согласно БК РФ, — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета (ст. 6, 44, 133 БК РФ),

     Расходы бюджета: Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на:

     — содержание органов государственной  власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;

     — оборону и безопасность страны;

     — финансирование отраслей экономики;

     — охрану окружающей природной среды;

     — социально-культурную сферу;

     — науку;

     — международную деятельность.

     Подробная конкретизация видов расходов бюджетной  системы определена в нормах БК РФ и Федеральном законе «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.

     В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

     В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.

     Экономическая классификация — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы (ст. 66 БК РФ).

Информация о работе Государственный и муниципальный бюджет. Пенсионный фонд РФ