Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В дипломной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности……………………………………………………………....6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.......................................................................................................................6
1.2 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…15
1.3 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике………………………………………………………………………..22
2. Современные аспекты функционирования бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………….29
2.1 Основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…29
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..40
2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..46
3. Анализ бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию……………………………………………….....48
3.1 Пенсионная реформа Российской Федерации: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...48
4. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………...73
Список литературы………………………………………….………………….75
Нормативно правовые акты……………………………………………………..78

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ.doc

— 4.51 Мб (Скачать документ)

- обращение в суд  с исками о защите прав и  законных интересов собственника  средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений  законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  и о возмещении вреда, причиненного  государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в результате нарушений законодательства;

- принятие в пределах  своей компетенции нормативных  правовых актов по вопросам  регулирования, контроля и надзора  в сфере формирования и инвестирования  средств пенсионных накоплений.

Таким образом, важнейшие  функции по реальному управлению финансами страховой части пенсионных накоплений государство сохранило  за правительственными структурами, причем совершило это с нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же Закона. В числе таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка не было. Следовательно, по Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное управление.

Стоит заметить, однако, что во всех трех названных нормативных  актах, включая Закон об обязательном пенсионном страховании, присутствует ссылка на Федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", на основании которого должна строиться деятельность Пенсионного фонда России и его территориальных органов в новых условиях. Названный закон пока еще не принят, но стоит отметить, что в своей нынешней редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно меняет правовой режим деятельности Пенсионного фонда и объем возложенных на него задач.

Итак, если принять во внимание, что пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы; 3) регистрацию и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время выполняет практически все из них, за исключением сбора той части налоговых поступлений (ЕСН), которые первоначально зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти все названные функции, за исключением второй, могут выполняться только при наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением, каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции, которые не соответствуют его правовому статусу.

Итак, рассмотренные основы правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  позволяют сделать следующие выводы:

1) Как субъект материальных  и финансово-правовых отношений  по предоставлению всех видов  государственных пенсий ПФР в  настоящее время выполняет функции  по частичному сбору, аккумуляции,  финансированию, назначению, перерасчету  и выплате государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) В финансовых правоотношениях  Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  участвует как самостоятельная  форма образования и расходования  денежных средств, учреждение, предназначенное для управления финансами государственного пенсионного обеспечения и обладающее собственным объектом и предметом правового регулирования.

3) В правоотношениях  по пенсионному обеспечению граждан  ПФР выступает как уполномоченное учреждение, не входящее в структуру органов исполнительной власти, но осуществляющее особые государственные функции. В этой роли ПФР опосредует публично-правовые финансовые обязательства государства и соответственно может быть признан юридическим лицом, предназначенным для осуществления строго определенных целей и обладающим особым правовым статусом

4) Являясь, по сути, своей некоммерческой организацией, действующей в форме учреждения, Пенсионный фонд в то же  время в соответствии с возложенными  на него задачами выполняет функции, не свойственные всем прочим организациям, действующим в форме некоммерческих учреждений, и в связи с этим нуждается в наличии специальных правовых источников, регулирующих его статус и полномочия в бюджетно-финансовой сфере.

5) Финансовая деятельность  Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время  регулируется огромным числом  как законодательных, так и  подзаконных нормативных актов,  отчасти противоречащих друг  другу. 

Сказанное обусловливает  необходимость принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также - разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год", сообщает в воскресенье пресс-служба Кремля.

Из приложенной к  закону справки следует, что основными  задачами фонда в 2010 году являлись: завершение создания сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах; переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения при помощи валоризации величины расчетного пенсионного капитала; установление социальных доплат пенсионерам, размер пенсий которых меньше прожиточного минимума в субъектах России.

Пенсионеров в 2010 году стало  на 617 тысяч больше - их число увеличилось  до 39,7 миллионов человек. Средний  размер трудовой пенсии превысил восемь тысяч рублей, размер социальной пенсии равнялся 4,7 тысячи рублей.

"В целом доходы  бюджета Фонда за 2010 год составили  4610,1 миллиарда рублей (99,2% от утвержденных  показателей), расходы - 4249,2 миллиарда  рублей (97,2% от утвержденных показателей). Общий профицит бюджета Фонда  составил 360,9 миллиарда рублей", - говорится в справке к документу.

"Исполнение бюджета  фонда в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, составило по  доходам 4248,9 миллиарда рублей (100,4% от утвержденных показателей), по расходам 4179,2 миллиарда рублей (98,7% от утвержденных показателей)", - следует из справки.

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  за 2010 год поступило 1,91 триллиона  рублей, в том числе на выплату  страховой части трудовой пенсии - 1,59 триллиона рублей (в 1,6 раза больше, чем в 2009 году).

Из федерального бюджета  фонду в виде межбюджетных трансфертов  было передано 2,64 триллиона рублей. Основными направлениями финансирования являлись: покрытие дефицита бюджета  фонда для возмещения недостатка средств на выплату страховой части трудовой пенсии (1,31 триллиона рублей), а также валоризация величины расчетного пенсионного капитала (502,2 миллиарда рублей).

Дефицит Пенсионного  фонда РФ в следующем году составит около 1 триллиона рублей, сообщил в пятницу вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в рамках Петербургского международного экономического форума.

Как сообщалось, Госдума  на заседании в пятницу приняла  в первом чтении поправки в бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010-2012 годы, увеличивающие ассигнования фонду из федерального бюджета.

Кудрин отметил, что  дефицит Пенсионного фонда придется прикрывать за счет средств федерального бюджета. Он также добавил, что "надо будет решать еще одну нарождающуюся  проблему - демографическую". "Сегодня у нас на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться", - отметил он.

Кроме того, Кудрин добавил, что дефицит Пенсионного фонда "неизбежно приведет к тому, что  пенсионный возраст будет увеличен". Он пояснил, что сейчас пенсионный возраст в России ниже, чем во многих странах, и во многом это связано с продолжительностью жизни россиян. Но, по словам Кудрина, "это когда-то будет меняться". По словам министра финансов, подобные изменения необходимы для того, чтобы нормально работала пенсионная система, т.к. "один работающий не может содержать одного пенсионера".

В частности, Кудрин сообщил, что в развитых странах сейчас на 150-160 работающих приходится 100 пенсионеров, в России же ситуация хуже. К 2020 году на 100 российских пенсионеров будет приходиться 112 работающих, а впоследствии соотношение трудящихся россиян и вышедших на пенсию сравняется. В связи с этим, по словам Кудрина, необходимо будет проводить реформу социальных обязательств.

Он отметил, что уровень социальных расходов в российском бюджете уже сейчас составляет около 13% ВВП, что примерно соответствует международной практике, но дальше властям будет все труднее наращивать социальные трансферты.

В дальнейшем поддержку  таких сфер как здравоохранение и образование из бюджета нужно будет увеличивать или "по крайней мере, не уменьшать". В связи с этим, по словам Кудрина, "другие расходы бюджета надо будет более строго проинвентаризировать, а в сфере образования и здравоохранения повышать эффективность расходов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальное обеспечение  пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических  проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной  и своевременной выплаты пенсий.

В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.

Для реализации принятой модели социального обеспечения  пенсионеров государству потребовалось  создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:

правовая база;

принудительное взимание страховых платежей;

прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с  действующим законодательством  и т.п.

Однако глубокий экономический кризис и в особенности финансовый кризис, поразивший нашу страну в переходный период не обошел стороной и пенсионную систему. Так со второго квартала 1995 года в пенсионной системе начались кризисные явления, связанные с падением сбора страховых платежей и ростом просроченной задолженности по их уплате.

Финансовый кризис пенсионной системы свидетельствует о необходимости  проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях неустойчивой рыночной экономики.

В связи с этим по инициативе Пенсионного фонда Российской Федерации  начаты эксперименты по реформированию пенсионной системы, создание единых пенсионных служб, которые позволяют значительно  улучшить механизм управления средств на выплату пенсий. Еще более важное значение приобретает переход на персонифицированный учет плательщиков пенсионных взносов.

Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых  исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Российской Федерации:

многоуровневый характер пенсионной системы и возможность  ее развития;

в новой системе пенсионирования  должны сочетаться распределительный  метод со страховым, что автоматически  требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;

основная исходная предпосылка  состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и  экономической природой формирования самой пенсии;

проектируемая система  определяет роли, права и обязанности  субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального  консенсуса распределение финансового  «бремени».

Сквозным принципом всей системы пенсионного обеспечения выступает необходимость закрепления ответственности по каждой модели пенсионного обеспечения за конкретной организационной структурой:

- распределительная модель  реализуется ведомствами исполнительной  власти;

- страховая обязательная модель реализуется Пенсионным фондом;

- страховая добровольная  модель реализуется частным страховщиком.

Все это является составным  элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при  этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.

Тема пенсионного обеспечения  актуальна в Российской Федерации  по многим причинам. Это и старение общества, и то, что для рядового гражданина формирование бюджета Пенсионного  Фонда кажется весьма далеким  от его повседневных нужд и забот  и т.д.

Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и такая задача только ему под  силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с  собственными задачами и переложение  такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Информация о работе Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ