Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В дипломной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности……………………………………………………………....6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.......................................................................................................................6
1.2 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…15
1.3 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике………………………………………………………………………..22
2. Современные аспекты функционирования бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………….29
2.1 Основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…29
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..40
2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..46
3. Анализ бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию……………………………………………….....48
3.1 Пенсионная реформа Российской Федерации: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...48
4. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………...73
Список литературы………………………………………….………………….75
Нормативно правовые акты……………………………………………………..78

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ.doc

— 4.51 Мб (Скачать документ)

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФРФ в районах и городах, ревизионной  комиссии ПФРФ необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФРФ, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Работники системы  ПФРФ приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Уполномоченные  ПФРФ в районах и городах подлежат обязательному государственному личному  страхованию и имеют право  на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

ПФРФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Российской Федерации и своим  наименованием.

Местонахождение ПФРФ - город Москва.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным  Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации  и его территориальные органы составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении  от 25.06.2001 № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации  является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

ПФРФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФРФ - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

В состав правления  ПФРФ входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления  и исполнительный директор ПФРФ, а  также управляющие двенадцатью отделений ПФРФ. Правление ПФРФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФРФ могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления  ПФРФ могут принимать участие  с правом совещательного голоса управляющие  отделениями ПФРФ по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФРФ проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФРФ.

Для осуществления  контроля деятельности исполнительной дирекции ПФРФ и его региональных органов образуется ревизионная  комиссия ПФРФ.

Исходя из вышесказанного, завершим данный раздел главы рисунком 1 в виде структуры Пенсионного  Фонда Российской Федерации:

 

Далее представляется целесообразным рассмотреть деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации  в современной экономике с  последующим обоснованием проблем и перспектив его деятельности.

 

1.3 Деятельность  Пенсионного фонда Российской  Федерации в современной экономике

 

В настоящее  время в России используется так  называемая накопительная система  пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек  при данной системе не зависит  ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число  стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

- при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в - демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

Накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для  ускорения экономического роста, тем  более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда.

C вступлением  в силу с 2002 года федеральных  законов "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации", "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная  реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы  заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Согласно новой  пенсионной модели взносы в ПФРФ, которые  составляют в совокупности 28%, до разделены  на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФРФ (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Как сказано  в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе смогут принимать участие негосударственные пенсионные фонды - туда можно будет переводить накопления из ПФРФ.

Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня  и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя  ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Одной из основных задач, которую должна решить реформа - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой  и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой заключаются в следующем:

- в новой  модели расчета пенсий заработная  плата работника будет учитываться  в полном объеме и на протяжении  всего трудового стажа. Новая  модель, оставаясь распределительной,  дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;

- новая пенсионная  модель в большей мере является  страховой моделью, в которой  размер пенсии зависит от размера  заработной платы;

- новая модель, так же как и старая, основана  на принципе солидарности поколений.  Но в отличие от старой она  основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

Информация о работе Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ