Правовое регулирование финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:15, курс лекций

Описание

Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Содержание

Сущность и задачи государственного финансового контроля.
Правовые основы государственного финансового контроля.
Принципы организации государственного финансового контроля.
Принципы осуществления государственного финансового контроля.
Формы и виды финансового контроля
Органы государственного финансового контроля.
Методы финансового контроля
Негосударственный финансовый контроль.

Работа состоит из  1 файл

Тема 4 фин.контр..doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

        Тема  4. Правовое регулирование финансового контроля в РФ 

         
  1. Сущность  и задачи государственного финансового контроля.
  2. Правовые основы государственного финансового контроля.
  3. Принципы организации государственного финансового контроля.
  4. Принципы осуществления государственного финансового контроля.
  5. Формы и виды финансового  контроля
  6. Органы государственного финансового контроля.
  7. Методы финансового контроля
  8. Негосударственный финансовый контроль.
 
  1. Сущность  и задачи государственного финансового контроля
 

         Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.

       Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

       Финансовый  контроль – это  контроль за законностью  действий в области образования, распределения, использования денежных фондов государства, организаций, граждан .

       Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании фондов денежных средств во всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

       Финансовый  контроль прослеживает весь процесс  движения финансовых ресурсов - от стадии их формирования до получения финансовых результатов. Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.

       Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

  Задачи  финансового контроля:

  1. контроль за состоянием финансовых ресурсов и их использование;
  2. контроль по выполнению обязательств перед бюджетом;
  3. обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
  4. содействие рациональному использованию денежных ресурсов предприятия;
  5. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

       Финансовому контролю присущи  те же принципы, на которых базируется финансовая деятельность государства:  принципы законности, гласности, федерализма, плановости, независимости, объективности, компетентности и гласности.

     Основы  организации финансового контроля закреплены в бюджетном Кодексе, нормативных актах органов специальной компетенции.

      Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

      Государственный финансовый контроль в соответствии с финансовым правом можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства. Этот контроль способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую обнаружить нарушения финансовой дисциплины. 

  1. Правовые основы государственного финансового контроля
 

      Правовые  основы государственного финансового  контроля составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

      Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности.

      Контроль  со стороны государства ведется  также за доходами физических и юридических лиц в целях налогообложения, за соблюдением установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдением правил внешнеэкономической и банковской деятельности.                                        

      Государственный финансовый контроль в субъектах  Российской Федерации включает в себя контроль за финансовыми средствами и материальными ресурсами субъектов Российской Федерации, в том числе в виде финансовой помощи.

      Принципиальные  основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции РФ. Главные задачи, поставленные Конституцией РФ, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.

      Бюджетным кодексом РФ установлены цели, задачи, принципы и основные механизмы реализации финансового контроля в бюджетной сфере.

      Согласно  Указу Президента РФ от 25.07.1996г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»  определены приоритеты государственного финансового контроля:

  1. контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование государственного бюджета.
  2. контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
 
    1. Принципы  организации государственного финансового контроля
 

      Принципами  организации государственного финансового контроля являются:

  1. разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;
  2. разграничение функций и полномочий между федеральными органами государственного финансового контроля и органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;
  3. координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти;
  4. функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость контрольных органов и их должностных лиц от объектов контроля.

      Разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с разделением властей и бюджетным федерализмом определяет систему органов государственного финансового контроля и структуру их полномочий по формам, методам и объектам контроля. Соответственно законодательством предусмотрены организационные формы парламентского контроля и контроля в рамках исполнительной власти, президентского контроля и счетных палат как специализированных органов государственного финансового контроля с особым статусом.

      Независимость (административная автономность) контрольных органов является основным условием эффективного финансового контроля. Независимыми должны быть сам контрольный орган, а также его члены, ревизорские и инспекторские кадры. Например, Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что, она обладает организационной и функциональной независимостью.

      Выделяют  независимость следующего характера (на примере Счетной палаты):

      Функциональная  независимость контрольно-счетных органов от законодательной и исполнительной властей прежде всего проявляется в самостоятельном выборе тем для проверок и в осуществлении ревизионных программ. Сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий Счетная палата также устанавливает самостоятельно. Таким образом, функциональная независимость Счетной палаты обеспечивается установленным законом порядком выбора объектов контроля, подготовки и проведения мероприятий, надзора за ходом исправления выявленных нарушений.

      Организационная независимость Счетной палаты проявляется в первую очередь в том, что структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты

      Внутренние  вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами, функции структурных подразделении аппарата, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий определяются Регламентом Счетной Палаты. Организационная самостоятельность Счетной палаты обеспечивается также тем, что Палата наделена статусом юридического лица, т.е. с точки зрения организационно-правовой формы она отделена от других органов государственной власти.

      Персональная независимость руководящих должностных лиц контрольного органа и его инспекторско-ревизорского персонала также должна быть гарантирована. Здесь важную роль играет механизм назначения и снятия с должности высших должностных лиц контрольных органов, в особенности их руководителей. Это достигается установлением фиксированного срока пребывания в должности с исключительным перечнем оснований для освобождения от должности, а также определенного уровня личной неприкосновенности высших должностных лиц палаты.

      Финансовая  независимость  является одним из основных условий, необходимых для самостоятельной работы, так как финансовые ограничения влекут за собой ограничение деятельности контрольного органа. Например, средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в государственном бюджете отдельной строкой.  

    1. Принципы  осуществления государственного финансового контроля
 

      Принципами осуществления государственного финансового контроля являются:

    1. законность;
    2. объективность;                           
    3. гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;           
    4. системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.

      Законность  — один из ключевых принципов деятельности организации государственного финансового контроля.

      Органы  государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность:

  • за ущерб, причиненный органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий (бездействия);
  • за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий; 
  • за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

      Органы  власти РФ и субъектов РФ и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения органов финансового контроля в административном и судебном порядке, если такие решения, действия (бездействие) нарушают их права.

      Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них – установление высоких квалификационных требований к лицам, занимающим ответственные должности.

      Кроме того, сотрудники контрольных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

      Большое значение для достижения объективности  контроля имеет адекватное информационное обеспечение, т.к. на основе неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Законом всем объектам контроля предписано предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности этих органов.

Информация о работе Правовое регулирование финансового контроля в РФ