Правовое регулирование финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:15, курс лекций

Описание

Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Содержание

Сущность и задачи государственного финансового контроля.
Правовые основы государственного финансового контроля.
Принципы организации государственного финансового контроля.
Принципы осуществления государственного финансового контроля.
Формы и виды финансового контроля
Органы государственного финансового контроля.
Методы финансового контроля
Негосударственный финансовый контроль.

Работа состоит из  1 файл

Тема 4 фин.контр..doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

      Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
  • обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.

      Принцип системности подразумевает, что в течение определенного периода времени (например, финансового года) органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля:

  • бюджет, а в его рамках налоговые и неналоговые доходы, основные расходные статьи и бюджетные строки;
  • Внебюджетные фонды;
  • вопросы оценки финансовой эффективности управления и распоряжения государственным имуществом;
  • использование заемных средств;
  • взаимоотношения правительственных организаций с банковской средой, финансовые потоки в рамках межбюджетных отношений

      Принцип системности означает также необходимость  периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

                             

                                   5.Формы и виды финансового контроля.

     В зависимости от цели назначения и  срока проведения различают следующие формы контроля.

     Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. В рамках предприятия – при составлении смет, учредительных документов, документов по расходу ТМЦ; на общегосударственном уровне - при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, бюджетных кредитов, законов, нормативных актов по финансовым вопросам и пр.

         Текущий финансовый контроль состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины (налоговых платежей, финансовых норм, нормативов). Осуществляется финансовыми службами с целью предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

     Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности предприятий. Осуществляется при завершении отчетного периода. Цель - выявление эффективности финансовой деятельности предприятия; проверки правильности и эффективности расходования средств.

     Эти формы контроля получили законодательное  обоснование в бюджетном кодексе  РФ (раздел 1Х Государственный и  муниципальный финансовый контроль, глава 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля")

     Различают следующие виды контроля:

Признак классификации    Виды контроля
1. по субъектам контроля президентский, исполнительных органов власти, финансово – кредитных органов, ведомственный, негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский)
2.по  форме проведения 

3. по  сфере финансовой деятельности

обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

Бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, инвестиционный и страховой

4. по  методам проведения проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

 

     В теории и практике различают внешний  и внутренний контроль. Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля.

     Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.

                         

                            6.Органы государственного финансового контроля 

      Орган государственного финансового контроля это специализированное учреждение, имеющее собственный статус. Его основная и единственная задача - финансовый контроль от имени государства. Основы  контроля закреплены в Конституции РФ.

      В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 8.04.2004г.  № 198 «Вопросы федеральной  службы финансового надзора» государственный  финансовый контроль осуществляют органы  законодательной, исполнительной власти (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство), Счетная палата, Центральный Банк РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.

     Президентский  контроль  осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.  Его функции: контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, рассмотрение жалоб и предложений граждан и юридических лиц. Оно подчиняется непосредственно Президенту РФ.

     Законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

  • предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта законов о бюджете и других законов по бюджетно-финансовым вопросам:
  • текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, парламентских слушаний и пр.;
  • последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

    К функциям Государственной  Думы относятся:

  • дача согласия Президенту на назначение председателя правительства
  • решение вопроса о доверии Правительству;
  • назначение на должность или освобождение Председателя Центрального банка, Счетной палаты;
  • рассмотрение проектов бюджетного, налогового, валютного, кредитного, таможенного, денежного законодательства.

     Счетная палата – это высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию (Федеральный закон № 58-ФЗ «О Счетной Палате» от  29.06.2004.). Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляет ее председатель, назначаемый Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает 12 аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспекторы.

     Сфера полномочий Счетной палаты закреплена в Федеральном законе:

  • контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и рациональности использования государственных средств;
  • проведение финансовых экспертиз проектов законов, предусматривающих бюджетные расходы;
  • контроль за законностью использования бюджетных средств;
  • контроль состояния внутреннего и внешнего государственного долга.

     Основные  формы контроля, проводимого Счетной  палатой - тематические проверки и ревизии. Деятельность счетной палаты является гласной - результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     Органы  исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

     Правительство контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств.

     Министерство  финансов РФ разрабатывает финансовую политику страны и контролирует ее исполнение в процессе разработки проекта Федерального бюджета, проводит контроль поступления доходов бюджета, их расходование, валютный контроль. Кроме того, Минфин осуществляет контроль исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Все структурные подразделения Минфина контролируют различные группы финансовых отношений.

     Оперативный финансовый контроль в рамках министерства финансов осуществляет Федеральное  казначейство РФ.  Единая система федерального казначейства включает Главное управление и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе  Федерации, краям, областям, городам, районам и районов в городах. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы власти РФ об исполнении бюджета, иных финансовых операциях.

     Основная  задача федерального казначейства - контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств - поступление, целевое и экономное  расходование государственных средств.

     Поэтому казначейство имеет право получать соответствующие справки от банков, других финансово- кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, производить проверки различных денежных документов, счетов, смет и представлять правительству информацию о состоянии бюджетной системы.

     Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору осуществляет контроль:

    • финансовой деятельности предприятий муниципальной собственности;
    • расходования бюджетных средств на государственных предприятиях и коммерческих структурах;
    • исполнения смет местными администрациями.

     Федеральная налоговая служба осуществляет контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Налоговые службы обладают следующими правами:

    • могут закрывать операции по счетам предприятий в банках;
    • изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;
    • устанавливать штрафные санкции.

     Центральный банк РФ в соответствии с ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г.№86 с изменениями от 18.07.2005 г. организует и контролирует денежно- кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью в нем создан Департамент банковского надзора.

     Основные  контрольные функции ЦБ состоят  в следующем:

    • разработка и проведение  государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
    • организация валютного регулирования и валютного контроля
    • участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация составления платежного баланса Российской Федерации;
    • надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    • установление правил  банковских операций
    • управление золотовалютными резервами Банка России;
    • эмиссия наличных денег и организация наличного и безналичного денежного обращения.

     Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Контроль осуществляется при утверждении местного бюджета, отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов.  

                              7. Методы финансового контроля

    К методам  финансового контроля относят:

      Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органик проводится путем:

  • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию для установления законности и правильности произведенных операций;
  • проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
  • встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;  
  • фактического контроля за наличием, движением и сохранностью материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой учета продукции;
  • проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов;
  • проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Информация о работе Правовое регулирование финансового контроля в РФ