Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В дипломной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности……………………………………………………………....6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.......................................................................................................................6
1.2 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…15
1.3 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике………………………………………………………………………..22
2. Современные аспекты функционирования бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………….29
2.1 Основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…29
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..40
2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..46
3. Анализ бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию……………………………………………….....48
3.1 Пенсионная реформа Российской Федерации: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...48
4. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………...73
Список литературы………………………………………….………………….75
Нормативно правовые акты……………………………………………………..78

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ.doc

— 4.51 Мб (Скачать документ)

- новым пенсионным  законодательством установлены  и новые нормы по трудовому  стажу. Минимальный стаж для  получения базовой пенсии будет  составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

- в новой  пенсионной модели предложена  принципиально новая схема индексации  пенсий. В основе ее - прогноз темпов  инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФРФ.

При прогнозируемом уровне инфляции в 2006 году 8% рост трудовых пенсий на 1 октября 2006 года составил более 11%. По итогам 9 месяцев 2006 года в результате проведенных мероприятий по увеличению пенсии средний размер трудовой пенсии вырос на 308 рублей (до 2 877 рублей), средний размер трудовой пенсии по старости - на 322 (до 3 087). Общий средний размер пенсий граждан, имеющих право на две пенсии, из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны увеличился соответственно на 674 рубля и 684 рубля и составил 7 022 и 6 804 рубля.

В дальнейшем также прогнозируется рост пенсий. С учетом индексаций и установления твердого размера базовой части пенсии с 1 октября 2007 года в 1 260 рублей, она повысилась на 21,7%. Сравнивая бюджеты на следующий и текущий годы, можно увидеть, что в реальном исчислении с учетом прогнозируемой инфляции 6,5-8% средний, реальный размер пенсии в 2007 году вырос на 7-8% (в 2006 году - на 3%).

Серьезное увеличение ожидает социальную пенсию, которая  является в России минимальной. Если в этом году она повысилась лишь на 153 рубля и составляет менее 60% от прожиточного минимума пенсионера, то в следующем ее поднимут на 426 рублей (более 70% от прожиточного минимума). Это, очевидно, повлечет за собой рост всех видов пенсий.

Кроме того, будут  повышены выплаты гражданам, занимающимся уходом за нетрудоспособными пенсионерами. Если в 2006 году такая выплата равнялась 120 рублям, то с 2007 года она увеличилась более чем в 4 раза - до 500 рублей.8

 

Также в Пенсионном Фонде заявляли, что в 2009 году социальная пенсия в России должна достичь прожиточного минимума пенсионера - примерно 3500 рублей, а уже в следующем году она составит 72-73 процента от этого уровня.

Основная поправка, одобренная депутатами, связана с  финансированием набора социальных услуг. На эти цели из бюджета ПФРФ в бюджеты Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Росздрава России перенесены 46 млрд. рублей.

Кроме того, в  бюджете ПФРФ предусмотрены средства на финансирование расходов, связанных  с ведением регистра лиц, имеющих право на материнский капитал, в сумме 1 497 млн. рублей.

Также в отличие  от законопроекта, который был внесен в Госдуму в первом чтении, запланированы  средства на реализацию социальных программ в субъектах РФ для неработающих пенсионеров в сумме до 1 450 млн. рублей.

«Закон о  бюджете ПФРФ на 2009 год позволил обеспечить выплату пенсий своевременно и в полном объеме, - заявил один из депутатов журналистам по окончании обсуждения бюджета. - А средства, выделенные на обеспечение деятельности ПФРФ, позволят нам организовать работу на высоком уровне».

Как сообщила член комитета по труду и социальной политике представившая коллегам законопроект в третьем чтении, в 2009 году были увеличены все виды пенсий. Средний размер трудовых пенсий возрастет в следующем году на 15,2 процента, а социальных - на 21,7 процента.

Но все та же пенсионная реформа, проводимая в  последние годы, приносит не только положительные результаты. Деньги на старость обесцениваются под действием  инфляции. Поэтому находится немало сторонников все поменять.

Некоторые граждане, окончательно разуверившись в Государственном  Пенсионном Фонде, уже переводят  свои деньги в коммерческие. Внешэкономбанку, а именно он распоряжается 96% пенсионных накоплений ПФРФ, понесли убытки, так как инфляция за 8 месяцев этого года превысила 7%. Всю вину ПФРФ возлагает на то, что по российским законам Внешэкономбанк (ВЭБ) может вкладывать только в государственные и ипотечные бумаги, которые приносят доходность ниже уровня инфляции. О необходимости законодательных изменений говорится уже несколько лет, но воз и ныне там. Между тем доходность инвестиций пенсионных накоплений НПФ выше показателей ВЭБ в 3-4 раза.

Решением этой проблемы может стать расширение списка тех ценных бумаг, в которые  ВЭБ имеет право вкладывать пенсионные сбережения граждан. Однако, по мнениям экспертов, и это вряд ли изменит ситуацию радикально: «Накопительная доля настолько мала, что, если она и будет инвестирована в доходные ценные бумаги, пенсии от этого увеличатся совсем незначительно».9

В этом году число желающих увеличить свои пенсионные деньги выросло. К октябрю в Пенсионный фонд России было подано 230 108 заявлений о переводе накопительных пенсий в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании. И число отщепенцев будет расти, пока доходность пенсий под управлением государства будет падать. Еще одним фактором является нестабильность пенсионных законов. Непонятно, какие налоги и какая их часть будет перечисляться в пенсионный бюджет - каждая заинтересованная сторона тянет одеяло в свою сторону.

Бизнес настаивает на разделении взносов на пенсионное обеспечение и другие социальные платежи, чтобы вернуться к страховым  принципам формирования пенсии. Страховые  взносы по обязательному пенсионному  страхованию могут быть выделены в качестве самостоятельного платежа, который не был бы частью единого социального налога.

Однако для  государства нынешние страховые  выплаты - это основа для сегодняшних  выплат пенсий. Деньги работающих россиян  старше сорока идут в страховую часть  и покрывают дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Также растет дефицит  пенсионной системы -- за 15 лет он может  увеличиться с 270 млрд. руб. в 2005 г. до 1247-3605 млрд. руб. в 2020 г., прогнозирует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Это создает риск повышения соцналога, а при росте дефицита чиновники захотят отказаться от повышения доли зарплаты, отчисляемой на накопительную пенсию (с 4% до 6-8%), полагают в РСПП.

2. Современные  аспекты функционирования бюджетной  политики Пенсионного фонда Российской Федерации

 

2.1 Основные  задачи и функции Пенсионного  фонда Российской Федерации.

 

Принятие новых  законов в конце 2001 года, которые  дали старт новой пенсионной реформе  позволяют решить несколько задач.

Первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 - 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, -- естественно, при условии предсказуемого получения доходов.

Без серьёзных  стимулов ни работники, ни тем более  работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени - из конвертов  страховых схем и т. п.

Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во-первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.10

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Решив эти основные и ряд ещё более частных  задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную  для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Основными причинами  по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как  совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.11

Обязательное  пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым  работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное  пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Для обеспечения  финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования предусматривается  создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение  их благосостояния. Для людей предпенсионного  возраста реформа эквивалентно учитывает  пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

C 1 января 2008 года согласно пенсионной модели взносы в ПФРФ, которые составляют в совокупности 28%, до разделены на три части: 6% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 1 112, 72 рублей). 10-14% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФРФ (вместе с базовой частью должна составлять не менее 660 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и 4% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной  системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,- то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления  возможных негативных демографических  аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Информация о работе Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ