Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание

Развитие государства Древнего Востока обладает рядом признаков как общих, так и особенных признаков. Государственность Древнего Востока с позиции государственного строя можно выразить как «восточную деспотию», которая имеет ряд характеристик. Это – неограниченная обожествленная наследственная монархия, единоличная законодательная и судебная власть и жесткий тоталитарный надзор за подданными при помощи разветвленного административного аппарата.

Содержание

1.Особенности развития государства в странах Древнего Востока
2.Особенности развития права в странах Древнего Востока
3.Общественный и государственный строй Древнего Египта.
4.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
5.Законы царя Хаммурапи
6.Общественный и государственный строй Древней Индии
7.Законы Ману
8.Общественный и государственный строй Древнего Китая
9.Древнекитайское право
10.Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах
11.Общественный и государственный строй Афинского государства
12.Общественный и государственный строй Спарты
13.Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима.
14.Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия
15.Возникновение и развитие Римской республики
16.Государственный строй Древнего Рима в период империи.
17.Этапы развития римского права. Источники римского права
18.Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц
19.Римское право классического периода. Институции Гая
20.Особенности средневекового государства и права в Европе
21.Характеристика раннефеодального государства франков
22.«Салическая правда»
23.Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357г.
24.Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези.
25.Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г.
26.Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало»
27.Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс
28.Феодальное государство в Англии
29.Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение
30.Источники и особенности права средневековой Англии
31.Феодальное государство Византии
32.Источники византийского права. Эклога
33.Образование и развитие государства Арабского Халифата
34.Особенности становления и развития мусульманского права (шариата).
35.Особенности развития феодального государства в Китае
36.Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в.
37.Феодальное государство Японии
38.Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайха

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 154.96 Кб (Скачать документ)

Таким образом, совет королевства - это собрание всех королевских  вассалов, которое можно рассматривать  как прототип палаты лордов. Если к  этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств  и городов, то налицо английский средневековый  парламент. Таким образом, Великая  хартия вольностей была прологом в  истории английского парламента. Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: "Ни один свободный человек не будет  задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору  равных его (его пэров) и по закону страны". В то время понятием "свободный  человек" обозначался феодал. Однако в дальнейшем под "свободным человеком" формально стали понимать всякого  свободного жителя Англии. Содержание статьи 39 Хартии было впоследствии развито  в Петиции о праве 1628г. и в  Хабеас Корпус Акте 1679 г.  Статья 40 Хартии, в которой говорится: "Никому не будем продавать справедливость и правосудие, никому не будем отказывать в них или их затягивать", - тесно  связана по своей сути со статьей 39.

Иоанн Безземельный, уступив  перед вооруженной силой своих  подданных, впоследствии отказался  от Хартии. Снова началась вооруженная  борьба, но смерть Иоанна (1216) помешала довести ее до какого-либо определенного  результата.

В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих подданных. Но королевский произвол натолкнулся на сопротивление со стороны баронов, которых поддержали рыцари и фригольдеры (свободные держатели земельных наделов). Король Иоанн Безземельный в 1215 г. был вынужден под их давлением принять Великую хартию вольностей, которая считается первым английским конституционным актом.

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании  его сеньориальных прав, связанных  с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения  рельефа (платы за вступление в наследство), взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и  др.).

Вместе с тем среди  чисто «баронских» статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61 Хартии. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Ст. 12, 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов — взиманию «щитовых денег». Статьи 21, 34 были . направлены на ослабление судебных прерогатив короля (также в пользу баронов).

Гораздо более скромное место  в Хартии занимают статьи, отражающие интересы других участников конфликта (рыцарей, горожан, купцов). Так, например, ст. 41 Хартии разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю внутри страны без взимания с них незаконных пошлин.

Большое значение имела многочисленная группа статей Хартии, направленных на упорядочение деятельности королевского, судебно-административного аппарата. Так, ст. 40 запрещала взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины, а ст. 39 запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне, закона, изгнание или «обез-доливание каким-либо образом» свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны.

Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего временный компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.

Судьба Хартии отчетливо  продемонстрировала бесперспективность баронских притязаний и необратимость процессов государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта с баронами король Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы римского, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297), однако из нее было изъято более 20 статей.

Из политических институтов, предусмотренных «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший  совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В  середине XIII в. он часто именовался «парламентом». Однако такой «парламент» не был ни сословным, ни представительным учреждением. Настоящий парламент появился в Англии чуть позже.

Первый настоящий английский сословно-представительный парламент  был созван в 1265 г. в результате борьбы трех группировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального  государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов).

Первоначально при выборах  в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 г. установил, что в  собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

30. Источники и особенности права средневековой  Англии

При абсолютизме законодательная  деятельность усиливается, но руководящая  роль в нормотворческой деятельности продолжает оставаться в руках высших судов. В это время получаем дальнейшее развитие доктрины судебного прецедента, суть которого заключается в том, что правовой принцип, установленный  в решении высших судов по какому-либо вопросу, получает обязательную силу при  рассмотрении аналогичных дел в  будущем.

Судебные прецеденты прочно вошли в практику прежде всего в судах "общего права" и суде канцлера.

Обычные записи судебных решений  были заменены во второй половине XVI в. систематизированными сборниками судебных решений, составленными частными лицами.

Появляется ряд научных  трактатов об английском праве, из которых  наиболее значимыми были "Институции законов Англии", составленные в начале XVII в. известным юристом "общего права" Коком. Институции состоят из четырех частей: виды земельных прав, перечень важнейших статутов, уголовное право, судоустройство и процесс.

В практике английских судов  стало появляться обыкновение делать ссылки на сочинения наиболее видных ученых юристов: Брактона, Фортескью, Кока и др. Это также способствовало развитию "общего права".

Право собственности

В связи с развитием  капиталистического уклада в начале XVII в. в Англии появилось два вида компаний в сфере торговой деятельности. К первому виду относились объединения частных лиц, которые вели свои торговые дела на свой собственный капитал, на свой страх и риск, а компания устанавливала общие для них правила торговли и осуществляла охрану своих членов. Так, в 1624 г. был принят статут о монополиях, который регламентировал деятельность различного типа компаний.

Ко второму типу компаний относилась, например, Ост-Индская компания, которая имела ряд привилегий от королевской власти; ее члены  также вкладывали в дело определенной капитал, а прибыли и убытки делились между ними в соответствии с размерами  внесенного ими вклада.

В Англии накануне революции  сравнительно широкое развитие получили мануфактуры, как первичная форма  капиталистического производства, основанного  на ручном труде.

Мануфактуры образовывались прежде всего в морских портах и деревнях, где отсутствовал цеховой строй.

Что касается "огораживаний", то они продолжались усиленно и в  период абсолютизма. Особенностью огораживаний XVII в. было то, что мотивом их стало  теперь не столько овцеводство, сколько  развитие интенсивного земледелия. В результате "огораживаний" все более росло число малоземельных арендаторов и батраков.

Уголовное право                                                                                                                                                                                        В XVI в. в английском уголовном праве окончательно утверждается деление преступлений на три вида: измена ("тризн"), тяжкие уголовные преступления ("фелонии") и менее тяжкие уголовные преступления ("мисдиминор"). Различные статуты и ордонансы признавали государственной изменой многие деяния в зависимости складывающейся в стране ситуации и от личности самого короля. Так, например, одним статутом, изданным в правление Генриха VIII, государственной изменой признавалось всякое порицание брака, заключенного монархом (после его развода с первой женой, с Анной Болейн). В дальнейшем после развода с ней и ее казни государственной изменой было признано заявление о законности брака короля с Болейн и законности дочери от этого брака Елизаветы. Английские суды в период абсолютизма расширили содержание государственной измены, применяя понятие "подразумеваемой измены". Так, в конце XV в. один англичанин был осужден, как государственный изменник, за следующую произнесенную им фразу: если бы он был уверен, что некто Перкин Уарбек был сыном короля Эдуарда IV, он не поднял бы против него оружия. В этом суд усмотрел замысел, направленный против Генриха VII Тюдора.

31. Византия. В 395г. Рим. Империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самост. гос-во Византия. Визант. империя была централизованным гос-м. Во главе гос-ва стоял император. В его руках находилась законод., исполнит. и судеб. власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. Церковь играла в Византии весьма важную роль. По учению византийской (православные христиане) церкви император получил свою власть от бога, его личность считалась священной. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирает сенат, армия и "народ" в лице своеобразных партий. При императоре существовал постоянный совещательный орган - сенат, или синклит. Сенат обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривая законопроекты, которые после утверждения императором получали силу закона, назначал высших должностных лиц, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. Во главе центр. гос-го управл. стоял другой совещательный орган – Гос-ый Совет, или Консисторий. Он обсуждал все текущие ?ы гос-го управл. и осуществлял судеб. функции. К высшим должностным лицам империи относились два префекта претория, префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, два комита финансов и два магистра армии. Константинополь с прилегающей сельской округой составлял самост. админ. единицу, которую возглавлял эпарх столицы, непосредственно подчинявшийся императору. Одновременно он был председателем сената. Квестор являлся председателем Гос-го Совета. Кроме того, он ведал разработкой и рассылкой импер. указов и обладал судебной властью. Во главе армии стояли два магистра. Один из них командовал пехотой, другой - кавалерией. В VII в. центр. система государственного управления была реформирована. Все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие должностные лица именовались логофетами. Возглавлял всю эту систему логофет драма, который заведовал императорской стражей, его личной канцелярией, почтой, путями сообщения, иностранными делами и полицией. Канцелярии (или секреты) осуществляли непосредственное управл. отдельными сферами гос-ой жизни. В админ. отнош. Византия делилась на 2 префектуры, которые, в свою очередь, делились на 7 диоцезов. Каждый диоцез включал 50 провинций. Византия имела достаточно сильную армию. В VII в. из числа свободных крестьян-общинников было создано особое военное сословие стратиотов. Земля стратиотов не могла отчуждаться и переходила по наследству к одному из сыновей, который должен был нести службу. С XI в. распространяется новая форма условного феодального держания -прония, аналогичного западноевропейским бенефициям. Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Он рассматривал дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией. Гос-му Совету были подсудны дела о гос-х преступлениях и преступлениях должностных лиц. Константинопольскому эпарху были подсудны дела членов ремесленных и торговых корпораций. Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор - один из высших судебных работников. В фемах и провинциях высшей судебной властью был претор. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики. В период с IV по VIII век основными источниками права Византии были Кодекс Феодосия и свод Юстиниана. В 726г. на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов - Эклога. Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений. Большую роль в Византии играло церковное право., важнейшими источниками Пи императоре Василии 1 был издан сборник законодательства - Прохирон, в качестве руководства для судей. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права, переработанные в соответствии с требованиями времени. Позднее на базе Прохирона была издана Эпанагога, имевшая то же значение, но улучшенную систему изложения правового материала. Последней официальной попыткой систематизации византийского права были Базилики ("царские законы"), изданные при императоре Льве Мудром. Осн. видами договоров были договора купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Уголовное право Византии носило сословие-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения. Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды: 1) государственные, карались смертной казнью; 2) религиозные - вероотступничество, раскол - карались смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и пр.- членовредительными и телесными наказаниями; 3) имущественные преступления - кража, грабеж, разбой, поджог и пр. - карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью; 4) преступления против нравственности и семьи - многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование кровосмешение и пр.- карались смертной казнью или телесными наказаниями 5) преступление против личности - убийство - каралось смертной казнью телесные повреждения, оскорбление, клевета - телесными наказаниями. Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер.

32. Источники Византийского  права,Эклоги. Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Стремление отразить в  законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога – новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.

При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие  и порядок заключения брака, на такие  институты, как обручение, брачный  договор, формы заключения брака, приданое, развод.

«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.

При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается  влияние христианской идеологии. Особое внимание уделяется уголовному преследованию за государственные и религиозные преступления.

В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон», в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.

Военный и Морской  законы были изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.

33. Халифат. Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний, он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью гос-го строя было то, что глава гос-ва - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие хар-р морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по ?м, не отраженным в Коране и сунне; фетва – письм. заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных ?в общественной жизни. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3)преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, было индусское право. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на соц. иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу; артха - учит, как разбогатеть, и специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям. Развитие средневекового Китая, его гос-ое и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само гос-во должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. Попытка преодолеть идеологию  Китайские кодексы феод. периода содержали лишь админ. предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Развитие гос-ва и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный хар-р, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. С IX в. в Японии начинает развиваться система сеньории (се) -неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлял сегун - представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ. В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Существовал целый комплекс норм (гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"