Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание

Развитие государства Древнего Востока обладает рядом признаков как общих, так и особенных признаков. Государственность Древнего Востока с позиции государственного строя можно выразить как «восточную деспотию», которая имеет ряд характеристик. Это – неограниченная обожествленная наследственная монархия, единоличная законодательная и судебная власть и жесткий тоталитарный надзор за подданными при помощи разветвленного административного аппарата.

Содержание

1.Особенности развития государства в странах Древнего Востока
2.Особенности развития права в странах Древнего Востока
3.Общественный и государственный строй Древнего Египта.
4.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
5.Законы царя Хаммурапи
6.Общественный и государственный строй Древней Индии
7.Законы Ману
8.Общественный и государственный строй Древнего Китая
9.Древнекитайское право
10.Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах
11.Общественный и государственный строй Афинского государства
12.Общественный и государственный строй Спарты
13.Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима.
14.Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия
15.Возникновение и развитие Римской республики
16.Государственный строй Древнего Рима в период империи.
17.Этапы развития римского права. Источники римского права
18.Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц
19.Римское право классического периода. Институции Гая
20.Особенности средневекового государства и права в Европе
21.Характеристика раннефеодального государства франков
22.«Салическая правда»
23.Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357г.
24.Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези.
25.Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г.
26.Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало»
27.Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс
28.Феодальное государство в Англии
29.Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение
30.Источники и особенности права средневековой Англии
31.Феодальное государство Византии
32.Источники византийского права. Эклога
33.Образование и развитие государства Арабского Халифата
34.Особенности становления и развития мусульманского права (шариата).
35.Особенности развития феодального государства в Китае
36.Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в.
37.Феодальное государство Японии
38.Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайха

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 154.96 Кб (Скачать документ)

2. Общественный строй Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

  • свободы,
  • гражданства,
  • семьи.

По статусу свободы  все население Рима делилось на свободных  и рабов. Свободные в Риме распадались  на две социально-классовые группы:

  • имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
  • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое  место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина  и рассматривался как часть его  имущества. Власть хозяина над рабом  была неограниченной. По статусу гражданства  свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные  римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной  дифференциации возрастает роль богатства  в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают  привилегированные сословия - нобилей  и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых  патрицианских родов с верхушкой  плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской  правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать  в имущественных правоотношениях.                                                                                                                                                               Государственный строй Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

  • центуриатные;
  • трибутные;
  • куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

  • законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
  • финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
  • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,
  • внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности  именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению  сената одним из консулов. Он обладал  неограниченной властью, которой подчинялись  все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим  принципам:

  • выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;
  • срочность - один год (за исключением диктатора);
  • коллегиальность;
  • безвозмездность;
  • ответственность.

Падение республики Развитие рабовладельческого общества привело  к обострению всех его классовых  и социальных противоречий. Важнейшим  явлением социально-экономической  и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные  к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими  событиями:

• восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

• борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

• Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

 

16. . Периодизация Период Римской империи подразделяется на:

  • период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);
  • кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);
  • период домината (284 - 476 гг. н. э.).

Государственный и общественный строй  в период принципата Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость  республиканской формы правления  и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все  это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение  в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило (закона):

Народные собрания, главный  орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями  стали подкуп, разгон собраний, насилие  над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства  из органа римской аристократии в  орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили  два сословия:

  • сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;
  • сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного  грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока  рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую  администрацию; они навечно прикрепляются  к земле и теряют возможность  освободиться. На самой низшей ступени  социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала  о невыгодности труда рабов в  силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева  стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину  следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное  было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

Государственный строй в период домината Со 193 по 284 н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый кризис третьего века.

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций  наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились  отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства  завершилась в 212 г. н. э., когда император  Каракалла предоставил права  римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При  Диоклетиане (284 - 305), во время домината, Рим окончательно превратился в  монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем  и господином..

Старые республиканские  учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали: государственный совет при императоре; финансовое ведомство; военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После  реформ, проведенных Диоклетианом и  Константином I, империя была разделена  на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

Распад Римской империи При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

  • Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
  • Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

 

17. Этапы истории древнеримского права:

  1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а) сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм.
  2. Середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов Оиз депйит), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.
  3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений (III—V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Согриз ]ипз сМНз), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"