Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание

Развитие государства Древнего Востока обладает рядом признаков как общих, так и особенных признаков. Государственность Древнего Востока с позиции государственного строя можно выразить как «восточную деспотию», которая имеет ряд характеристик. Это – неограниченная обожествленная наследственная монархия, единоличная законодательная и судебная власть и жесткий тоталитарный надзор за подданными при помощи разветвленного административного аппарата.

Содержание

1.Особенности развития государства в странах Древнего Востока
2.Особенности развития права в странах Древнего Востока
3.Общественный и государственный строй Древнего Египта.
4.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
5.Законы царя Хаммурапи
6.Общественный и государственный строй Древней Индии
7.Законы Ману
8.Общественный и государственный строй Древнего Китая
9.Древнекитайское право
10.Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах
11.Общественный и государственный строй Афинского государства
12.Общественный и государственный строй Спарты
13.Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима.
14.Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия
15.Возникновение и развитие Римской республики
16.Государственный строй Древнего Рима в период империи.
17.Этапы развития римского права. Источники римского права
18.Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц
19.Римское право классического периода. Институции Гая
20.Особенности средневекового государства и права в Европе
21.Характеристика раннефеодального государства франков
22.«Салическая правда»
23.Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357г.
24.Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези.
25.Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г.
26.Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало»
27.Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс
28.Феодальное государство в Англии
29.Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение
30.Источники и особенности права средневековой Англии
31.Феодальное государство Византии
32.Источники византийского права. Эклога
33.Образование и развитие государства Арабского Халифата
34.Особенности становления и развития мусульманского права (шариата).
35.Особенности развития феодального государства в Китае
36.Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в.
37.Феодальное государство Японии
38.Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайха

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 154.96 Кб (Скачать документ)

5. Важн. древневавилонск.памятник права - Законы Хаммурапи (18 в.до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ.строй. Законы Х. содержали положения процессуальн.хар-ра, регул-ли имущ–е отнош-я, семейн. и наследс-е право, предусматр.защиту личности, регламент-ли условия найма, займа, хранения, поклажи, предполагали неустойки, добросовестное приобретение по факту долгопричинение вреда чужому имуществу – обязывало возме-щать ущерб, собственник пропавшей вещи обнаружив ее у др-о мог через суд востребовать ее возмещения, договор займа обязыв.вернуть долг с %ми, при купле-продаже–заключ.договор. Договор аренды земли обязывал арендатора платить арендн.плату или отдавать часть урожая до 2/3. Семья-патриархальная. За невесту платился выкуп, приданое перех.в собствен.мужа. После смерти жены приданое возвращ-сь в ее стар.семью или передавал.детям. Брак заключ-ся на основан письмен.дог-ра. Имущ-во умершего переход.к сыновьям в равн.долях. Дочери по-луч.свою часть в виде приданого. Уг.право. Преступление в древн.кодексе - обида. Судопр-во основ.на системе доказ-тв, ответчик не имел права на ответн.иск, суд вели гос-ные служащие, доказат-ва показания свидетелей, имеющих одинак-ю ценность для всех сословий. Наказания основ-ся на принципе талиона - равнозначность «око за око». Виды наказаний: ордалий, смертн.казнь: повешение, сожжение, сажание на кол, закапывание живьем. Членовредит-во: отсечение частей тела. Широко распростр.штраф; часть обидчику, др.-стороне ведущ.дело. Суд.дела возбужд-сь по инициативе частнт.лиц, с обращения истца. Процесс нос.состязат.хар-р. Высш.инстанц. – Монарх. По степени тяжести: преступл-я против богов, против монарха. Была распространена коллективн.ответ-сть. Казуистичность - детальное рассмотрение. Материал для письма обоженные глинян-е черепки, клинопись. «Мои слова превосходны, мои дела бесподобны», - заканчивался кодекс. В правление царя Хам-пи создание сборников з-нов. З-ны выбиты на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен сам царь в молитвенной позе перед богом вавилонян – Шамашем, кот.вручает ему законы. Под изображением царя – текст з-нов. Текст распадается на 3 части: Введение, З-ны, Заключение, всего в сборнике 282 статьи. Источниками кодекса явл. Шумерийские судеб-ки, старое обычное право, новое законод-тво. Для законов хар-ны: примитивная правовая техника, формализм, символический хар-р норм. Нет четкого опред–я преступления. Тексты составлены в казуистической форме, бессистемно. З-ны содерж. пережитки родового строя, это проявляется в применении ордалий (испытание стихией). Законы Хаммурапи – 1-й известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй. Виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, частная. Во времена правления Хаммурапи – отм. интенсивное развитие частной собственности на землю. Частные землевладения были различны по объему. Крупные землевладельцы обрабатывали свою землю используя труд рабов, наемной раб.силы.  Мелкие – сами обрабатывали свою землю. Законы Хам. позволяли продажу земли, передачу по наследству, сдачу в аренду. Виды найма лиц на работу: существовали границы между благородными и простыми профессиями, благородными считались – врачи, строители корабельщики. Не благородн. – рабочие, рабы. В законах – оговаривался наем имущественных вещей и ответственность за их порчу. Договор личного найма – рабочие для обработки земли.Закон опр. порядок оплаты труда по найму, а также ответствен-ность за не добросовестную работу. Договор займа – тенденция ограничения %, предотвращение попадания в рабство. А также виды договоров: купли–продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Значительное внимание уделялось семейно-брачным отношениям: брак считался разновидностью договора (между мужем и отцом невесты). Глава в семье – муж. Женщина при безнравственном поведении подвергалась суровому наказанию. При бесплодии жены муж мог иметь другую. Гарантии женщин – наличие своего имущества, право на приданое, право на развод, наследство после мужа с детьми. Сильная власть отца над детьми – отдача в качестве заложника за долги, но лишить наследства права нет. Возможно усыновление детей. Развивается институт наследования. Преимущественно наследование по закону близ. родственниками (детьми, внуками). Законы Хам. не дают конкретного толкования понятия преступления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоятельств).Выделяются 3 вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Наказание во всех случаях – по принципу талиона. Основное наказание по законам Хам – пи смертная казнь.      

6. Индия Еще в 3-м тыс. до нэ здесь существ. крупные города, - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. 1период - разложение первобытно–общ-го строя и образование отдельных рабовладельческ. гос- в 2 период – рабовладельческие гос – ва в долинах Инда и Ганга. 3 период – централизованное гос – во Маурьев,. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение  определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел, а не гос устоев. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману. Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману. Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено законом. Основой гос управления явл. царь. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

7. Право 1ое столетие до н.э. –составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. пред-писаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако  в система-тизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог : продать, подарить, заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно –  Рабы, скот, инвентарь. Покушение на соб-ственность – отнесен к наихудшему их пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водое-мы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа. если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг .или родстаенники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным.  А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену. Женщина рассматривалась как наследствен. Владение. В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей.цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет.Партнеры выбирались родителями.отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти(обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка.  Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи. После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись . но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство, пьянство, убийства и тяжк. Телесных повр-х. А также –государственные преступления, против собственности и личности. законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. поло-жения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в кале-ку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя.сущ. высший суд, в котор. Входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в нисших судах вершилось раджами. Большое значение  имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар – р, истец должен был сам привести ответчика. К показ –ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.                         8. Древний Китай Особенности: наличие 2х неизменных соц институтов: традицион кресть-ая община, предельно развитая бюрократ-кая иерархия. 1царь.2рабовлад-ая арист-тия, жречество. 3. рабовлад-кая арист-тия покоренных племен. Основ насел-е свобод общинники.. Источниками рабства – воен плен, продажа за долги, некот преступ, в кач-ве дани. Рабы не могли иметь семьи, им-ва. Гос. строй – восточная деспотия. «Царь–сын неба».Трон передавался по наследству. Власть царя (Вана) обожествлялась. Власть правителя абсолютна, за ослушание – казнь вместе с семьей. Царь и его аппарат функции: забота об орошении, сбор налогов, ведение войн. Должност.лица подраздел на высших граждан.чиновников, воен чиновников, советников. Традиция утверждала, что верхи всегда управл. низами. Стержнем управленческ. системы - конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – пассивность и бездеятельность. Крупным реформатором эпохи Цинь - Шан Ян Принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступ-я, тогда больших не будет, разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение гос порядка и насильственное объедин Китая Закон о дроблении семей ускорил распад общины. Изменена система налогов.                                                                                                         9. Право Древнего Китая 10 – в.до н.э. по преданию ознаменован разработкой Уложения о наказаниях Му – ваном. Оно представляло собой запись отдел. Судеб.решений и закрепляло нормы обычного права. Впоследствии  большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты – распространяли правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они счит., что люди глупые сущ-ва, кот-х нужно подчинять порядку. Под порядком легисты понимают – полное безволие людей, их преданность власти. Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – госуд-ная собственность . но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, действовала система «колоддезных полей», - 9 надело земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее положение крестьян ухудшилось – введен денежный налог с каждой семьи. Объектом права явл-сь рабы. Известны виды договоров: мены, купли – продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущ-ва не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак закл. Родители .Распространено многоженство. Выделялись следующ. Виды преступлений; госуд – ные (мятеж, заговор), религиозные(шаманство, выбрасывание золы на улицу). Против личности(убийство, нанесение телесн. Повреждений), против собственности(кража грабеж убой чужого скота), воинские(неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. Му – ван выделял 5 основн. наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 разл. Провинностей Исин(отрезание носа) за 1000 разл провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 разл. Провинност. Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь – затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) –за 200 пров. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла. От наказания можно было откупиться: За клеймо – 100 хуаней(=2кг меди), за нос и ногу- 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. За укрывательство и недоносительство виновного рубили пополам., действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья – император. На местах – представители местн. администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи.

10. Античность. Полисный этап истории Древней Греции. После разложения первобытнообщиных отношений наступил полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщ пришли рабовлад отношения классич типа. Полисный этап 3 периода:

Ведущую роль в истории  Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

1 Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) хар-ся господством родоплеменных отношений. Земля - племенную собственность, общинники только пользов ею. Гос устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь – базилевс. функции верхов военачальника, верхов судьи и верх жреца; была выборной, стала наследст. действует совет старейшин. Значительную роль играют народные собрания.

2 Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием  Афинского государства. 

полис возник в рез-те проведения объединения родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины было разделено на следующие социальные группы:

эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков; геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические  противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

3  классическому периоду  (V - IV вв. до н. э.) расцвет древнегреч рабовлад об-ва, полисного строя Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осущ-сь в суде присяжных.  За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, кот должны выплач-ть союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

11. Афины.   Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную  политическую систему. Замещение государственных  должностей строилось на принципах  выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

  • Народное собрание;
  • Совет пятисот;
  • гелиэя;
  • коллегия стратегов;
  • коллегия архонтов.

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие  двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости  от их имущественного положения и  рода занятий. Компетенция Народного  собрания охватывала все стороны  жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и  утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько  лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал  и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного  собрания, составлял предварительное  заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского  государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением  Совета пятисот.

Руководство повседневными  делами возлагалось на филу, или  прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство  и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми  правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов  занимал первое место не только в  коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан  открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с  помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских  граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие  наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;
  • право на земельный участок на полисной территории;
  • право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
  • право на ношение оружия и службу в ополчении;
  • право на участие в делах государства;
  • право на почитание и защиту отеческих богов;
  • право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"