Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание

Развитие государства Древнего Востока обладает рядом признаков как общих, так и особенных признаков. Государственность Древнего Востока с позиции государственного строя можно выразить как «восточную деспотию», которая имеет ряд характеристик. Это – неограниченная обожествленная наследственная монархия, единоличная законодательная и судебная власть и жесткий тоталитарный надзор за подданными при помощи разветвленного административного аппарата.

Содержание

1.Особенности развития государства в странах Древнего Востока
2.Особенности развития права в странах Древнего Востока
3.Общественный и государственный строй Древнего Египта.
4.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
5.Законы царя Хаммурапи
6.Общественный и государственный строй Древней Индии
7.Законы Ману
8.Общественный и государственный строй Древнего Китая
9.Древнекитайское право
10.Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах
11.Общественный и государственный строй Афинского государства
12.Общественный и государственный строй Спарты
13.Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима.
14.Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия
15.Возникновение и развитие Римской республики
16.Государственный строй Древнего Рима в период империи.
17.Этапы развития римского права. Источники римского права
18.Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц
19.Римское право классического периода. Институции Гая
20.Особенности средневекового государства и права в Европе
21.Характеристика раннефеодального государства франков
22.«Салическая правда»
23.Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357г.
24.Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези.
25.Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г.
26.Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало»
27.Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс
28.Феодальное государство в Англии
29.Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение
30.Источники и особенности права средневековой Англии
31.Феодальное государство Византии
32.Источники византийского права. Эклога
33.Образование и развитие государства Арабского Халифата
34.Особенности становления и развития мусульманского права (шариата).
35.Особенности развития феодального государства в Китае
36.Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в.
37.Феодальное государство Японии
38.Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайха

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 154.96 Кб (Скачать документ)

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

  • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
  • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
  • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
  • повиноваться законам и избранным властям;
  • принимать активное участие в общественной жизни;
  • почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также  повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную  собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

  • права гражданства;
  • права приобретать недвижимость;
  • права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению  к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства  служила долговая зависимость, поскольку  несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим  имуществом, но и личной свободой и  свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись  на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли  иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать  собственность и распоряжаться  ею.

12. Общественный и гос- ный строй Спарты. Возникла в 9 в до н.э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ли-курга.В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельными наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие политических прав, но имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн.слой – Илоты(побежденные народности, превращенные в рабов),Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую служ-бу. Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельческой аристократии. Функции народного собрания: 1.избрание должностных лиц 2. принятие решения в случае спора о наследии 3. вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос-вами. Народное собрание не решало вопросы: 1.финансовые 2. деятельность магистратов 3. судебные дела. На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин(герусия), состо-ящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управле-ния страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономи-ческой жизни страны. В середине 2-ого века до н.э. Спарта, как и др. греческие гос –ва  попада-ет под влияние Рима.

13. . Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима.                                    Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

  • царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;
  • период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;
  • период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так  называемого царского, периода Римом  последовательно правили семь царей:

  • Ромул;
  • Нума Помпилий;
  • Тулл Гостилий;
  • Анк Марций;
  • Тарквиний Приск;
  • Сервий Туллий;
  • Тарквиний Гордый.

Время основания Рима, кот  связ Ромула и Рэма 753г до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщин строя у племен. Объединение путем войн трех племен привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и  земледелия повлекло за собой появление  частной собственности. Возникает  и патриархальное рабство.Соц структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и  торговли географическое положение  и войны привлекали в Рим все  возрастающее пришлое население  из соседних племен. Они не входили  в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в  этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей  хотя бы временно разрешить возникшее  противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую  в свой состав новых родов или  лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне  римской родовой общины пришлое  население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной  ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

Военизированный характер римской  родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый  характер. Но в Риме развивались  процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности  плебса, концентрация в его руках  ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием  этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской  общине, развивается имущественная  дифференциация. Появляются плебеи - богатые  ремесленники и торговцы, которые  начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро  ощущают свое бесправие. Вместе с  тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными  должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть  плебса в условиях возрастающей численности  рабов становится еще более опасной  для римской общины силой.

Положение осложнялось и  тем, что римляне были вынуждены  привлекать плебеев к участию  в военных походах. Развивающееся  несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение  в правах с членами ослабленной  внутренними противоречиями римской  родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии  этой борьбы неизвестны, но ее результат  очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую  родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию  государства.

Таким образом, возникновение  государства в Древнем Риме было результатом общих процессов  разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной  собственности, имущественной и  классовой дифференциации. Но эти  процессы были ускорены борьбой плебеев  за равноправие с членами римской  общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену  полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает  закрепление победы плебеев и  возникновение государства в  Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

 

14. . Общественный и государственный строй в царский период Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население  Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили  в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным  военачальником был рекс - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

  • правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);
  • правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
  • правом на получение от рода помощи и защиты;
  • правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией  усложняется социальная структура  общины. В родах выделяются отдельные  богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли  и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными  в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них  земельные наделы, а также их родовое  имя, за что должны были нести в  их пользу разные повинности, прежде всего  воинскую. Плебеи этого времени могут  быть отождествлены с мелкими  и средними землевладельцами, а также  ремесленниками.

С течением времени численность  плебса увеличилась, и он превратился  в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

 Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения  Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления  был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с  появлением в IV в. до н. э. денег, была введена  денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку  каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых  центурий составляли большинство - 98 голосов  из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских  и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и  патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности  которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела  один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

 

15. Общие понятия Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято  делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"