Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содежрит 99 ответов на вопросып о дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

экзамены.docx

— 573.83 Кб (Скачать документ)

    В конце 1477 г. Иван  III предпринимает поход. Город был окружен плотным кольцом московских войск. Великий князь предъявил вечевым властям жесткий ультиматум, означавший ликвидацию политической самостоятельности Новгорода: «вечю колоколу  во отчине нашей в Новгороде не бытии, а господарство свое нам держати».

 В январе 1478 г. Новгород капитулировал,  вече отменялось, вечевой колокол  увезли в Москву, а вместо посадников и тысяцких стали править московские наместники. Земли наиболее враждебных Ивану III бояр были конфискованы. А в 1484-1499 гг. происходило массовое выселение остальных новгородских бояр.

   К Москве отходили и  северные новгородские земли.  Тверские земли оказались окруженными  почти со всех сторон. Тверской  князь Михаил Борисович вынужден  был заключить союз с Казимиром  IV. В сентябре 1485 г. Московские войска подошли к Твери, Михаил бежал в Литву. Тверским наместником стал сын Ивана III Иван Иванович. Присоединение Твери означало окончание процесса территориального объединения русских земель. Полностью то было осуществлено при Василии III Ивановиче, при котором к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). «Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий», - писал русский историк С.Ф.Платонов.

   В результате двух русско-литовских  войн (1487-1494 и 1500-1503), к Руси отошли  Чернигово-северская земля и восточная  часть Смоленской земли, а в  1514 г. И сам Смоленск.

 

  1. Государственный строй единого Российского государства при Иване III.

Когда Иван III начинал княжить, его княжество  было окружено русскими владениями: земли  Великого Новгорода, князей тверских, рязанских, ростовских, ярославских. Великий  князь подчинил себе все эти земли  или силой, или мирными соглашениями. Он уничтожил республиканский вечевой  строи в Новгороде, в Пскове посадил своего наместника. В конце своего княжения он имел лишь иноплеменных и иноверных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Ранее Иван III был лишь самым сильным среди удельных князей. Теперь он превратился в единого государя великорусской народности, должен был думать о защите целого народа от внешней опасности. Раньше его политика была удельной, теперь она стала национальной.

 Превратившись  в «государя всея Руси», Иван III открыл новое направление и  во внешних сношениях Руси. Он  сбросил с себя последние остатки  зависимости от ордынского хана. Для этого не понадобилось  второй Куликовской битвы: татарское  иго закончилось знаменитым «стоянием  на Уфе» в 1480 г. Но борьба  с татарами продолжалась. На территории ослабевшей и распавшейся Золотой Орды в XV в. появились новые самостоятельные государства, самыми важными из которых были Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства. Иван III заявил притязания на южные и западные земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, и начал военные действия против Литвы. Русско-литовские войны продолжались более трех с половиной веков. Твердую наступательную политику проводил Иван Васильевич и в отношении Ливонского ордена. Воюя со своими западными соседями, он искал дружбы и союзов в Европе. При нем Москва вступила в дипломатические отношения с Данией, с императором Священной Римской империи германской нации, с Венгрией, Венецией, Турцией.

 Иван III гордо отверг  королевский титул, предложенный  ему германским императором. По  европейским образцам был составлен и длинный пышный титул «государя всея Руси». По примеру того же германского императора Иван III приказал вырезать на своей печати символ власти — герб: увенчанного коронами двуглавого орла. С конца XV в. формировалась и государственная идеология, основанная на идеях богоизбранности и независимости Московского государства.

  1. Культура Руси в XIV-XV веках.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных  культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с  Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

II. Материальная культура. Занятия и быт

Бытовые условия жизни  русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс деревянных срубов, среди которых встречались "белые избы", в которых стояли печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах - слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались на Руси XIII-XV вв. хлебом и различными мучными изделиями, крупами (гречневой, овсяной, пшенной). Употребляли разнообразные овощи: репу, морковь, капусту, огурцы, свеклу, лук. Наряду с мясом (бараниной и говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать - бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные сапоги.

С конца XIII в. началось возрождение  ремесленного производства, прежде всего  обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. - кованые пушки. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева. Представление  о ней дают археологические находки  в Новгороде, в почве которого дерево не гниет.

III. Фольклор

Главной темой фольклора  этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них  составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного  эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, основанная на истории восстания 1327 г. в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре.

Особый цикл былин - о Садко  и Василии Буслаеве - сложился в  Новгороде.

IV. Письменность и литература 

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная  из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более  быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении  письменности.

По-прежнему самыми важными  произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей  отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания  оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и  в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово  о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской  земли".

Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении  князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом  поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано  много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

V. Общественная мысль

XIV-XV вв. были на Руси  временем острых религиозных  споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла  ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась  в среде приходского духовенства  в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю  как новгородско-московская или  ересь жидовствующих. Последнее  объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку  они не признавали святости икон и  не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались  высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это  объяснялось сложными отношениями  между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у  монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой  церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с  Нилом Сорским считали, что монахам  подобает кормиться трудами собственных  рук, а не чужим трудом. Поэтому  они отказывали церкви в праве  владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями  с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Терпимость Ивана III к ереси  объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить  превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа Геннадия. Повесть утверждала, что белый клобук (традиционный головной убор новгородского архиепископа) был получен от самого папы Сильвестра и потому "честнее" царского венца.

В противовес "Повести  о белом клобуке" было создано "Сказание о князьях владимирских", провозгласившее происхождение  великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

После того, как на церковном  соборе 1503 г. Иван III под давлением  иосифлянского большинства духовенства  отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 г. еретики были сожжены по приговору  церковного собора. После этого и  отношение иосифлян к вопросу  о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".

VI. Архитектура

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.

Среди новгородских храмов интересны  церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я  половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной  чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й  четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные  в конце XV - начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками  конца XV в. стали величественный Успенский  собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"