Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содежрит 99 ответов на вопросып о дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

экзамены.docx

— 573.83 Кб (Скачать документ)
  1. Свержение ордынского ига над русскими землями. Роль московских князей и православной церкви.

борьба за свержение ига

 Со второй  половины XIV в. проявились признаки  начавшегося феодального дробления  и общего ослабления Золотой Орды, выделение внутри ее самостоятельных и полусамостоятельных «орд». В Орде начались затяжные усобицы между соперничавшими группировками феодальной знати, сопровождавшиеся калейдоскопической сменой ханов или же одновременным правлением двух враждующих ханов. Отношения между Ордой и Русью стали крайне неустойчивыми и напряженными. Резко возросло число набегов ордынских правителей и мурз на русские земли, особенно на соседние с Ордой Нижегородскую и Рязанскую земли. В 1377 г. ордынский «царевич» Арапша опустошил Нижегородскую землю. Вышедшие ему навстречу русские полки из-за беспечности воевод потерпели на р.Пьяне жестокое поражение. В следующем году Арапша опустошил Рязанскую землю.

 Начавшийся  распад Орды был временно приостановлен  пришедшим в конце 70-х годов  к власти темником Мамаем. Объединив почти все силы Орды, Мамай начал подготовку к походу на Русь, ставившем наряду с обычными грабительскими целями также задачу восстановления ослабевшей власти Орды над русскими землями, и прежде всего разгрома Московского княжества.

 Борьба  за свержение ига и обеспечение  безопасности от внешней агрессии  становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси. Частые и повсеместные, но разрозненные народные выступления против захватчиков (как, например, крупное восстание в 1374 г. в Нижнем Новгороде, во время которого горожане перебили послов Мамая и их многочисленную свиту) требовали единой организации и руководства. Эту роль уже могла взять на себя Москва. В 70-х годах Дмитрий Иванович оказывает помощь нижегородскому и рязанскому князьям в отражении вторжений ордынцев. В 1378 г; на реке Воже в Рязанской земле московские войска наголову разгромили сильное ордынское войско мурзы Бегича, посланного Мамаем в грабительский поход. Битва на Воже имела большой резонанс в Орде и на Руси. На Руси она укрепила надежду на освобождение от ига. Мамай же был вынужден отсрочить замышляемый им поход на Русь для более тщательной его подготовки, создания подавляющего превосходства в силах привлечением в союзники враждебных Москве литовского великого князя Ягайла Ольгердовича и рязанского князя Олега.

Роль московских князей и православной церкви.

Москва являлась духовным центром русских земель, но стала  она им уже после первых побед  в борьбе за право возглавить процесс  объединения.

Главную роль сыграла политика московских князей и их личные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив  в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в  условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья первой половины Х1У  в. использовали все средства для  достижения поставленных целей. В итоге, унижаясь перед ханом и жестоко  подавляя антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой.

 Большую  роль сыграло и то, что в  результате соглашательской политики  Калиты и его сыновей Московская земля несколько десятилетий не знала монгольских набегов. Московским правителям, к тому же, долгое время удавалось сохранять единство княжеского дома, что спасало Москву от бед внутренних усобиц.

Особое значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом.

 Город,  в котором жил глава русской  церкви, считался столицей Русской  земли. В 1299 г. митрополичий  престол с митрополитом Максимом  был переведен из Киева во  Владимир. Во время феодальной  войны между Москвой и Тверью  князья, конечно, стремились заручиться  поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь — Успенский собор — и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.

  1. Социально-экономическое развитие Руси во второй половине XV- начале XVI века.

Изменения в социально-экономической  структуре в конце XV - начале XVI в.

Становление Русского государства приводит к  изменениям в социально-экономической  структуре общества. С присоединением новых территорий происходит их освоение: колонизируются земли Приуралья, Приморья. Вместе с тем продолжалась внутренняя колонизация, связанная с разработкой под пашню лесных угодий.

     По-прежнему  крупное землевладение существует  в двух формах: вотчинной и  поместной. Но и здесь наблюдаются изменения. Прежде всего они касались владений князей. Их подданство "государю всея Руси" влекло за собой сохранение прав на их прежние земли, но одновременно приводило к сближению их владений с обычными вотчинами бояр. Перемены наблюдаются, вместе с тем, и в структуре самих боярских вотчин. Одни старые вотчинники смогли расширить свои владения в присоединенных землях, у других же, наоборот, вследствие семейных разделов владения мельчали.

     Увеличивается  фонд церковных земель: монастырских, митрополичьих, епископских. Это  происходит за счет добровольных  вкладов вотчинников ("за упокой  души"), покупок, а также вынужденно - из-за долговых обязательств. Для  обслуживания нужд государева  двора появляется и такой вид  землевладения, как дворцовое. С присоединением во второй половине XV в. новгородских и тверских земель у великого князя оказался громадный земельный фонд. Он воспользовался этим для наделения землей переселенных землевладельцев, "не помещенных" в центральных и восточных районах, заселивших новгородские земли. Этих переселенцев стали называть помещиками, а их владения поместьями. Этим же решался вопрос поддержания обмельчавших вотчинников. В отличие от вотчины поместья запрещалось продавать и дарить (и, следовательно, устранялась угроза превращения этих земель в церковные), а впоследствии и наследовать (со второй половины XVI в.). Вместе с тем помещики оказывались в зависимости от государства. Их обязанностью стала военная служба. Необходимо отметить и то, что развитие поместной системы привело к резкому сокращению черных земель в центральных районах страны, но не на Севере, который оставался, по-прежнему, черносошным.

     Переходы крестьян

     Возникновение  крестьянских переходов относится  к концу XIII-началу XIV в. Первоначально  крестьяне переходили либо из одной общины (черной волости) в другую, либо из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей силе, спорадически. В XIV в. крестьянские переходы в Московской и Новгородской землях становятся уже обычным явлением, а в XV в. - четкой системой, положенной в основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами в рамках обычного права. Переход, как правило, был приурочен к одному дню. В центральных районах это был Юрьев день осенний (26 ноября). Крестьянин имел право уходить и приходить за неделю до и неделю после него. Это время было удобным с точки зрения земледельческого календаря: закончены осенние посевные работы, но не начата еще подготовка к новому сезону.

     В 1447 г. эта  норма вошла в общегосударственный  Судебник. Обычно считается, что  данное ограничение является  шагом на пути к закрепощению  крестьян. Однако вряд ли это  было так, ибо оно более упорядочивало отношение между землевладельцами и крестьянами, а также выгодно было государству, заинтересованному в налоговой системе.

     С проблемами  подвижности крестьян связано  определение такой их категории,  как старожильцы. Некоторые исследователи даже считали, что они являлись как раз той категорией, из которой формировались феодально-зависимые крестьяне. Однако под старожильцами есть все основания понимать просто долго живших на данном месте поселенцев. Но долго живущих - только относительно людей пришлых ("новики"). Категории старожильцев и пришлых нельзя рассматривать статично: ведь в одном месте кто-то и для кого-то мог быть старожильцем, а в другом - выступать уже в качестве пришлого. Такая двойственность также свидетельствует о массовых крестьянских переходах в XIV-XV вв., в том числе старожильцев. Их положение (к худшему) меняется лишь к исходу XVI в.

     Рабство

Наряду с зависимыми крестьянами  к частновладельческим хозяйствам принадлежали рабы-холопы. Холопы, получавшие от господина небольшой надел  земли в собственность, назывались страдниками (страда - сельскохозяйственные работы). Основной их обязанностью была обработка господской пашни. Их положение в определенной степени приближалось к частновладельческим крестьянам. Другой новой формой холопства было кабальное. Кабальными холопами назывались люди, не имеющие средств к существованию и вынужденные в силу этого идти в служилую кабалу, т.е. брать у холоповладельца ссуду с обязательством служить за это. Имперский посол С.Герберштейн писал в начале XVI в., что в Московии "все домашние работы делаются руками рабов".

     Кабально-зависимые  холопы могли освободиться лишь  после смерти хозяина. Рабство  по-прежнему занимало большое место в хозяйствах знати. Хотя вопрос "изживалось ли холопство в XVI-XVII вв." остается дискуссионным.

   

 Ремесло и торговля

  В XIV-XV вв. продолжалось  развитие ремесла. Главными центрами  ремесленного производства выступали  города, но многие ремесленники  жили в селах и вотчинах. Можно  говорить и об определенной  специализации: во многих городах существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (например, Гончарная, Кузнечная, Бронная в Москве). В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор.

     Несмотря на  расширение во второй половине XV-начале XVI в. хозяйственных связей  между различными регионами, нельзя  их преувеличивать. Широкая внутренняя  торговля еще только налаживалась.

     В большей  степени развивалась внешняя  торговля. Водным и сухопутным  путями велась торговля с Востоком, куда поступали льняные и шерстяные ткани, меха, оружие,ремесленные изделия. В обмен привозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, драгоценные камни, пряности. Несмотря на частые войны, Русь имела постоянные торговые связи с западными странами. Туда ввозили в основном сырье (воск, меха, пенька, лес), а вывозили благородные металлы, селитру, суконные ткани, вино, оружие.

     Существенное  значение для западной торговли  имела постройка Иваном III в 1492 г. "на немецком рубеже" против  Нарвы крепости Ивангород. Это  создало благоприятные условия  для торговли со Швецией и  для борьбы на Балтике с могущественным объединением немецких торговых городов - Ганзейским союзом.

     В целом,  несмотря на внушительные размеры,  внешняя торговля Руси испытывала  большие трудности вследствие  многих препятствий, в том числе  и из-за географического фактора.  Для дальнейшего экономического развития необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем.

     Русский город XV-начала XVI в.

  С середины XIV в. в  городской жизни намечается подъем. На рубеже XV-XVI вв. происходит резкое  увеличение количества городов. Если в XIV-XV вв. в Северо-Восточной Руси их было 73, то в начале XVI в. с присоединением ряда территорий количество их достигает 140, а в середине XVI в. - уже 160.     Города этого периода, в отличие от древнерусского, являлись уже не только административными центрами, но и средоточием торговой и ремесленной жизни. Крупнейшим городом была Москва, территория которой к началу XVI в. расширилась и достигала современного Бульварного кольца. Заселялось Замоскворечье. Население Москвы к концу первой четверти XVI в. достигало 41,5 тыс. и делилось на две группы: на "нетяглых" и "тяглых" людей. Нетяглыми людьми назывались горожане, освобожденные от государственных податей и повинностей. Это были землевладельцы с дворней, наместники с администрацией, гарнизоны, белое и черное духовенство. Большую часть городского населения составляли лично свободные горожане, "тянувшие" государево "черное тягло": торгово-ремесленное посадское население. Наряду с ними существовала категория горожан, несущих "белое тягло". Эти "беломестцы" являлись частновладельческими людьми и пользовались всевозможными податными льготами. Государству это было невыгодно и уже Иван III начал решительную борьбу с иммунитетными привилегиями "белослободчиков", которую продолжили Василий III и Иван IV.

 По имущественному  положению городские "тяглые" люди делились на "лучших", "средних"  и "молодших" людей. К числу  "лучших" принадлежала городская  верхушка, состоявшая в основном  из купечества. В их руках была  сосредоточена основная власть  на посаде. Организация ремесленников  в городах имела черты корпоративного (цехового) устройства. Высшая купеческая корпорация была представлена "гостями" - русскими купцами, которые вели крупную оптовую торговлю. "Сукопники" закупали сукна и другие товары на западе, "гости-сурожане" торговали с Югом. Во главе купеческих корпораций стояли старосты. Однако купеческая деятельность не давала в это время никаких социальных привилегий, поэтому купцы стремились стать землевладельцами. На Севере были города, состоявшие практически только из ремесленников и торговцев (например, Устюжна ).

     Города средневековой  Руси носили аграрный характер, были тесно связаны с сельской  округой прежде всего экономически. В какой-то степени она по-прежнему  являлась их продолжением. Вместе  с тем миграция сельского населения  в города приводит к появлению  термина "городские крестьяне", обозначавшего жителей поселений,  формально еще не признанных "государевыми  посадами". Традиции удельного  периода сохранились в управлении. Так, еще со времен сыновей Ивана Калиты в Москве действовала так называемая третная система управления. Неполностью она была ликвидирована при Иване III, когда устанавливалось параллельное управление третного наместника и большого московского.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"