Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание

1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.

Работа состоит из  1 файл

Istoria_kazakhstana.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

7.Тюркский  каганат(552-603), территория, общественный  строй, взаимоотношения с другими государствами.   Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. Жетысу и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу, долине Ертиса и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками.  Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный. Согласно А.Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану. В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков - ашина Бумын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мугань хан. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул "ябгу". К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. В социальном плане тюрки делились на три слоя - беки, карабудун - основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами. Только появившись, Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. В 60-х годах VI в. тюрки вмешались в борьбу между китайскими государствами Бэи-Ци и Бэи-Чжоу и заставили обоих платить дань. Каган Тобо хан говорил: "Только бы на юге два мальчика (Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности. В Средней Азии в войне с эфтали-тами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми каганом одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц.  Распад тюркского каганата. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка – Шету.  Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. В 603 г Тюркский каганат распался на 2 части.Причины: усиление междоусобных войн, обострение соц противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

8.Этнополитическая  история Тюргешского каганата (704-756). Тюргеши многочисленные тюркоязычные племена, входившее в племенной союз дулу Зап-Тюрского каганата, населяли междурчье Чу и Или.Территория - от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Семиречье, бассейны рек Или, Чу и Таласа. Столица- Суяб, вторая ставка Кунгут на р. Или. В 704г тюргеши захватили власть в Семиречье и на смену Зап. Тюрк. Каганату пришел Тюргешский каганат. Основатель Уш Елик каган, который разделил страну на 20 уделов (тутуков) по 7 тыс. воинов в каждом. Тюргеши делились на две группы: желтые тюргеши  - на берегу рЧу, ставка – Суяб; и черные тюргеши – на берегу рТалас, ставка – Тараз.В нач 8 в начинаются завоевательные походы арабов в СрАзию и Каз. В706 г тюргеши в союзе с согдийцами близ Бухары нанесли поражение арбским войскам. Преемником Уш Елика стал его сын Сакал каган (706-711), при нем внешнее положение каганата было сложным,но несмотря на это ему удалось завоевать всю Среднюю Азию.  С 708г обостряются противоречия между желтыми и черными тюргешами. В 711г восточно-тюркский каган Капаган в битве при Болучу(Джунгария) разбил тюргешей и двигаясь далее на зап, они переправились через Сырдарью. Сакал каган попал в плен и погиб. Тюрг каг с приходом к власти Сулук кагана (715-738) значительно окреп.Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на зап – с арабами, на вост – с Танской империей.Будучи искусным дипломатом и блистательным полководцем, Сулук предотвратил опасность с вост, что позволило тюргешам активизировать свои действия на зап.В 723 г тюргеши +карлуки Ферганы и жители Шаша нанесли крупное поражение арабам. За смелые и решительные действия Сулука арабы прозвали его Абу Музахим (Бодливый). Лишь к концу 732 г арабы разбили тюргешей и вошли в Бухару.   Таласская битва - в середине 8 века за господство в этом регионе столкнулись интересы арабов и Китая, исход которого решила Таласская битва. В 751г близ г. Атлаха на берегу р. Талас развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась 5 дней. В  решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито.  Ист значение Таласской битвы.Имеет большое значение в судьбах народов Семиречья и Мавераннахра. Кит войска оставили не только пределы Семиречья, но и Вост Туркестана. Арабы тоже не  удержались в Таласской долине и отступили в Шаш.Распространение мусульманской религии в Каз.  Арабо- китайкое нашествие, междоусобицы окончательно подорвали Тюргешский каганат и оно пало в 756г. под натиском тюрко-язычных  племен карлуков.

9. Определите  место Карлукского каганата в  истории Казахстана. Карлукскии каганат. Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над тюргешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая". В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями. В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам.  Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлукам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков. Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане. В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских племен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлуков приняла ислам в 960 г. История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюргешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

10. Расскажите  этнополитическую историю кимаков. Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в кит источниках. Первоначально кимаки в нач 7 в жили в сев-зап Монголии.К сер 7 в откочевли в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье. Первые упоминания о госуд кимаков содержатся во многих арабоязычных историко-геогафических сочинениях 9-10вв, например в сочинениях Аль-Якуби (9в). Террит – от сред Иртыша до Джунг ворот (сев,Вост,Центр Каз). Столица – Кимакия на р.Иртыш. Легенда о происхождении кимаков сохранилась в ед. источнике – в труде персидского историка 11века Гардези. По этой легенде кимаки происходят от татар. После распада в 840 г Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединилась к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента  складывается кимакская конфедер в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар.Во 2 пол. 9в кимакский союз состоял уже  из 12 федератов. Самым крупным и сильным племенем были кыпчаки. С 8-нач11в кыпчаки расселялись от Алтая и Иртыша на вост до южноуральских гор и  Волги на зап. В конце 9-нач10в в  предгорьях Южного Урала и к югу от него расселялись родственные кимакам племена – куманы. Основной район их кочевий – Мугоджарские горы. Жабгу – титул правителя, с 10в – каган. Каганат делился на 12 улусов. Шад-тутуки – правители племен. Жатаки- обедневшие кочевники. Имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Религиозные верования – язычество, шаманизм, манихейство, ислам. Политическая история: Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в ВостТуркестане. Каганы кимаков вторгались в старану Енисейских киргизов. Кимаки вели торговые связи с Волжской Булгарией,СрАзией, огузами, карлуками и кыргызами. Причины ослабления: центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремиышихся к самоопределению. Усиление внутренних жеждоусобиц. Миграция кочевых племен из ЦентрАзии. В нач 11 в Кимакский каг пал, власть перешла к кыпчакам.

11. Место  и роль Огузского гос-ва в  тюркской цивил-ции. В середине 8в в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину р.Чу. В нач9веке огузы в союзе с карлуками и кимаками рагромили кангаро-печенежское объединение и захватили низовья рСырдарьи и степиПриаралья. В к 9в в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. В 9 в на завоеванной территории огузы  образовали свое государство. Первое упоминание об огузах встречается в сочинении Аль-Якуби(9в). Территория от ср.течения Сырдарьи до низовьев Волги.Границы огузов достигали Южного Урала и нижнего Поволжья,их кочевья были разбросаны  по рекам Иргиз, Урал, Эмба, Уил, в предгорьях Каратау.В Хв степи, тянувшиеся на зап  до Хазарии, а также степи Сев. Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юговосточные  Каракумы и Приаральские  Кызылкумы назывались – Мафазат – аль-гуз т.е. Огузской степью.Столица – Янгикент.Титул правителя – жабгу. Иналы – наследники престола,их воспитатели – атабеки.Кюль-еркины – заместители жабгу.Сюбаши – главный предводитель войска.Основная религия – язычество,шаманизм,позднее ислам.По свидетельству Махмуда Кашгари огузы делились на 24 племен, из них 12 племен – бузуки,12 племен – учуки.Огузы играли важную роль в политической военной истории Евразии. В965 они в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. В 985г этот союз нанес поражение  Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузкой державы. На рубежах 10-11вв в госудаостве произошло народное восстание, направленное против хищнических сборов налогов. Особенно эти восстания обострились при Али жабгу. Во время правления последнего жабгу Огузов Шахмалика государство усилилось. В 1041г он покорил Хорезм,спустя 2года он попал в плен к сельджукам и был казнен. Причины ослабления: многолетние стычки,глубокие внутренние противоречия,войны с сельджуками,народные восстания против налогов.Держава огузов окончательно пала под ударом кыпчаких племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннарха и сельджукских правителей Хорасана.

12. Образование  Караханидского Гос-ва: феодальные  отношения и социальная структура. В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в 10-12 вв Вос. Туркестан - чигили и ягма. Родоначальником дин Караханидовбыл Сатук-Богра-хан (915-955),который в 942 г сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.Территория: Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.Столица – Баласагун.В 11в граница между двумя ханствами проходила по рСырдарье.  Хан – титул правителя.Илак,тегин – правители уделов.Отличие от других государств – военное управление было отделено от административного. Военнно-административная структура строилась по иерархическому принципу.Икта – право сбора налогов, а его обладателя называли иктадар.В 960 г при Муса хане, сыне Сатука Богра хана, караханиды впервые объявили ислам государственной религией. Политическая история ханства уже в первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между представителями двух влиятельных сильных семей потомков Али Арслан хана (сына Муса хана) и Хасана Богра хана (сына Сулейман хана, брата Муса хана). Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017г кидании вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.  В 1089 г караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд. В 1102г правитель Баласагуна и Тараза Кадырхан Джабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи.Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санжара  (1118-1157гг ) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени намечается политический упадок караханидов.В первой половине 12в многочисленнй народ – каракитаи(кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения вост караханидов и начали угрожать Зап ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г власть над обоими ханствами гос Караханидов перешла к каракитаям. Окончательно история могушественного государства Караханидов завершилась в нач 13 века в борьбе с найманами и хорезмийцами.

13. Роль и  место кыпчаков в этнополитической  истории народов средневековья. В начале 11в после падения Кимакского  каганата на территории Каз образовалось новое сильное госуд – Кыпчакское ханство. В нач 11в кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена Огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.В нач 2 четверти 11в появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазфт-аль-гуз» (Степь огузов). Территорию кыпчаков можно условно разделить на:  Восточный Дешт-и-кыпчак – о Иртыша до Волги, Западный Дешт-и-кыпчак - от Волги до Днестра. Столица – Сыгнак. Этноним кыпчак впервые упоминается в 760г в древне-тюркском руническом памятнике. Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложно, оно делилось на 3 этапа: 1.7-8вв – кыпчаки населяли земли от Сев.Алтая и Иртыша составили этническую основу кимакского племенного союза. 2.8-9вв кыпчаки сложились как этнос в центральном и восточном Казахстане. 3.11-13вв установление господства кыпчакских ханов, в основном в Восточном Дешт-и-кыпчаке.В русских летописях кыпчаков называли половцами, венгерские источники – палоцами, сорочинами, а в европейских источниках – комонами или куманами. Хан- титул правителя, избирали из династийного рода - ель-борили,  ставка хана  - Орда.Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла: правое крыло – занимали земли Тургайской степи,бассейны рек Урал,Волга,полуостров Мангыстау. Ставка – город Сарайчик на реке Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили. Левое крыло - земли центрального и восточного Казахстана  от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка – город Сыгнак во главе стояли ханы из племени уран. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки – ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена таже разделялись по соц значимости. Рабы – самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчаксок общество было социально и сословно неравным. Частная собственность – на скот. Мерила богатства – число лошадей. В 11-13вв кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов ЦентрАзии и ВостЕвропы. Антропологический тип кыпчаков относится к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка. Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях  с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчаксгого ханства. В1065 г правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимант поход против кыпчаков и ему  удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу 11в кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069г кыпчаки совершали набеги на Хорезм. В конце 11 – начале 12вв Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарии находились в руках кыпчакских ханов. В первой половине 12в здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз в 1133г завоевал Жент,затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началась раздробленность Кыпчакского ханства.Причины ослабления:ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной борьбы.В нач 13в Хорезм шаху Мухаммеду удалось захватить у кыпчаков обл Сыгнака.В 1216г во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до реки Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков.После битвы с Сухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории казахов. Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском моногольского нашествия и территоря вошла в состав улуса Джучи.

14.Духовная  культура тюркских народов в  6-8вв.  Памятники др-тюркской письменности   и культуры.   Язык. С сер 1 тыс на террит Каз складывается неск др-тюрк языковых групп. В 8-10вв из зап-тюрк направления отделяется кимако-кыпчакская языковая группа. В Юж Каз и Семиречье распространялись иранские, согдийские, сирийские языки. В связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. Письменность. Древние памятники др-тюркской письменности были найдены в Сев.Монголии на реке Орхон, Толы, Селенги. Первые памятники открыты на р.Енисей в 20гг 18в. Из-за сходства со скандинавскими др-тюркские письма называют руническим. С 9 в широкое распространение получает арабский алфавит. Основные памятники. Юсуп Баласагуни (11в) - памятник светской литературы тюркоязыч народов Каз и Ср Азии, написал поэму «Кутадгу билиг» (Знание, приносящее счастье).  Махмуд Кашгари (11в) – написал «Диуани лугат-ат-тюрк (словарь тюрк наречий) – знциклопедия тюрк народов.  Ходжа Ахмет Яссауи (12в) – ему принадлежит диуан-и-Хикмет (книга о премудрости). Сулейман Бакыргани (12в) (Хаким АТА) – ученик Ахмеда Яссауи. В своей книге «Акыр заман» оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен районов Сырдарьи и Каратау.  Ахмет Югнаки (12в) – его книга «Хибат Ул Хакайк» (Подарок истины) сост из 14 глав о пользе знаний, труда. Аль-Фараби (870-950г) – ученый-энциклопедист. Автор свыше 50 научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук». Второй учитель мира. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, матем, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка). Абу-Райхан Бируни (973-1050г) – астроном, матем, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. Автор 150 трудов: «Хронология др.народов», «Ключ астрономии». По ВШП  распространялись такие религиозные идеи как: буддизм – проник в Южный Каз и Семиречье с середины 1в до н.э., распространяли племена согдийцев,  канглов (1-3в н.э). Памятники буддизма в ЮК и Семиречье: два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак бешиме и Суябе 7-8в; подземный буддийский монастырь недалеко от Испиджаба (6-8вв); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины. Христианство несторианского толка – 7-8в в городах ЮК и Семиречья. При патриархе Тимофее христианство принято карлукским джабгу. Манихейство – возникло в 3в в Иране. Представляло собой синтез христианства (идея мессианства) и зороастризма (идея борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Зороастризм – возник в 7-6 веке до н.э. в Иране. Характерно почитание четырех стихий Вселенной – воды, огня, земли и воздуха.  Ислам – 8-9век шел процесс исламизации ЮК.  В 840г Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859г его брат Ахмет ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8в карлуки приняли ислам. В 960г при Мусахане караханиды первыми объявили Ислам  гос. религией.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"