Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание

1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.

Работа состоит из  1 файл

Istoria_kazakhstana.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

1.Предмет  и задачи курса « История  Казахстан. Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность. История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение и популяризация истории являются сегодня такими важными.Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана. 
1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв. до н.э.) 2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России). 4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период. 5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства. Источники. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения. Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками. Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать. Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках.  Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казахского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.). С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук: 
Археология (от греческого archaios - древний и logos - слово, учение) - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Лингвистика – наука, изучающая языки. Палеография – наука, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Геральдика – наука занимающаяся изучением гербов и символов. Вексиллология - историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. Этнография – наука, изучающая быт народов-этносов. Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа. Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории».

2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека. Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приноравливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах освободило руки, это позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению: горизонтальному - между индивидами и вертикальному - между поколениями. Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног. Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек. Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения. Первый известный вид рода Хомо - хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр. Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь. Следующей ступенью развития человека был хомо эректус -человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты - скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы. Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий - рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди. Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако ранние гоминиды научились компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Этот материал оказался долговечнее других г с 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода - палеолит и неолит. Переходный между ними период называется мезолитом. Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.-40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком. Ранний человек на территории Казахстана. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название "ашельской". Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом.  Средний палеолит. 300 тыс. лет назад хомо эрэктус стал превращаться в человека вполне современного типа. Хомосапиенс или неандертальский человек получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Классические неандертальцы были невысокого роста, плотного телосложения, имели очень развитый по сравнению с предшествующими формами мозг. Вполне современный человек - подвид хомосапиенс - сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня - мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом эта культура развивалась на основе прежней, ашельской, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня. Так, длина режущего края камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов. Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (от удара молнии, самовозгорания), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития - верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг значительно расширился по сравнению с прежними периодами. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей - рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями. Мезолит и неолит. Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями - изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты - миниатюрные пластины - вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и составляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные. Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека. Энеолит Казахстана. В 111-11 тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. 
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы  Дандыбайская культуры. Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок в селе Андроново под г.Ачинском. Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. С изменением климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане андроновская культура сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства - кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.

4.Расселение,хозяйство,соц  устройтво, материальная и духовная  культура сакских племен.

Кочевое скотоводство и использование  железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки. Для решения важных гос дел созывалось народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины. Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Хозяйство и культура саков. Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь. Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и раннеиранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Главным компонентом искусства древних кочевников являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем". Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. В 6в до н.э. против саков выступил царь Ахеменидов Кир, подчинивший  до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. В 519-518 гг против саков-тиграхаудов выступил огромным войском другой персидский царь Дарий 1. В результате длительной борьбы ему удалось покорить часть саков и заставить их платить дань, а также посылать воинов для участия в персидских войнах. В составе персидских войск саки приняли участие в греко-персидской войне: в 490 г до н.э. в Марафонской битве и в Египте. В 4 в до н.э. против саков начал войну А.Македонский. В 330-327 гг он, захватив ряд районов Ср.Азии, направился к Сырдарье. По его приказу на Сырдарье была построена А.Э. Неудачей закончилась попытка подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей, этим самым саки остановили продвижение великого завоевателя на Восток. Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная  и духовная культура усуней  и канглов. В 160г. до н.э. земли саков тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во 2 в. до н.э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Территория – район Семиречья. Границы: от реки Чу на западе, до отрогов Тянь-Шаня на Востоке, от озера Балхаш на севере, до побережья Иссык-куля на юге. Столица – Чигучен находилась на берегу Иссык-куля. Государство делилось на 3 части: восточную, западную, центральную. Основные сведения о них встречаются в китайских источниках. Они вели войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояния между зимовками были небольшими: 30-100 км. Поэтому они могли долгое время оставаться на месте зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Также было развито земледелие. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. В большом кол-ве изготовляли керамическую посуду,  в основном чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Уйсунское общество не было однородным. Титул главы гос-ва - гуньмо, племенная и родовая знать – беки. Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов, рядовых скотоводов и земледельцев. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5тыс лошадей. Он метили своих лошадей и ставили на них клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели  золотые и медные печати, менее знатные – каменные и глиняные. Существовала частная собственность на скот и землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Соц неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах – курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства. Ярким памятником ювелирного искусства является – Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье.. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35см, шириной 4,7см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людейв окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика. Датировка – 1 в до н.э. – 2 в н.э. Главная идея диадемы – изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – Солнце. В погребении найдено 40 разных украшений. Канглы. В 3в. до н.э на юге Каз сформировалось объединение канглов. Территория – от Среднего течения Сырдарьи до предгорья Каратау. Столица  Битянь. Первые сведения о канглах встречаются в кит источниках кот относ ко 2 веку до н.э. Они были связаны полит, экон и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Вели войны с соседними племенами: гуннами, уйсунами и подчинили себе Бухару,Хорезм и некот др области Ср Азии. Канглы контролир отдель участки ВШП. Занимались скотоводством и поливным земледелием, в хозяйстве преобладали овцеводс и коневодство. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах и в глиняных горшках. Большую роль играла охота, охотились на косуль, архаров, сайгаков, уток и гусей. В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа было развито рыболовство. Умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда.  Из глины делали разную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводство и зерно, что привело к развит внешней торговли. Титул правителя –хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну. Хан опирался на 3-х помощников визирей. Сущ имущественное неравенство, в руках знати сосредотачивались огромное богатство и плодородные пастбища. Воины превратились в средство обогащения  имущих.Пленных обращали в рабов, они заним в основ приготовл пищи, ухажив за скотом. Среди канглов распростр культ природы и культ предков, верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животн. Обожествляли солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Археологич культуры делились на 3:   1.Каунчинская культура, регион распростр – районы прилег к Ташкенту, крупн памятником является поселение Актобе. 2.Отраро-Каратауская культура -  между средним течением  Сырдарьи и реки Талас. Самый круп район Отрарский Оазис. На левом берегу реки Арысь обнаруж около 20 памятников – Костобе, Шаштобе,Ахайтобе и др. 3.Жетиасарская культура – район Куандарьи, обнаруж около 150 поселен и 100 могильников.

6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов. Первое упоминание о хунну встречается в 3 в.до н.э. в кит источниках. Это были воинственные кочевые племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Сев Китая до Алтая и Семиречья. В 3 в до нэ во главе гуннских племен стал Модэ шаньюй, который провел ряд политич и военн реформ в управлении госуд и осуществил ряд победоносных войн. В результ внутр междусобиц в 55г до н.э. произошло разделение хунского государства на Южную и Северную. Южные приняли подданство Китая, а Северные во главе с Чжи-Чжи откочевали к озеру Кыргыз-нур в северозапад Монголии. Первая волна переселения гуннов нач в 47 г. до н.э., когда сев гунны пересекли Тянь-Шань  и приблизились к владениям канглов. Чжи-чжи заключил союз с канглами для борьбы против усуней. Правитель канглов пригласил его к себе и предоставил ему командовать канлыкской кавалерией, также отдал ему в жены свою дочь, в надежде, что разбив усуней, Чжи-чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36гг до н.э. в результате войны Чжи Чжи не смог разгромить усуней и между ними назрел конфликт и Чжи Чжи отказавшиь от подчинения канглов убил в гневе свою жену и неск полководцев армии канглов. Вторая волна переселения хуннов началась в 93г н.э., хунны проникли на Сырдарью, Приаралье Центр. и  Запад. КЗ. Во 2 и 4 веке н.э. хунну достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С их проникновением во главе с Атиллой в Европе начинается « великое переселение народов». Гунны во главе с  Атиллой произвели сокрушительные набеги на европейские страны. В 448г разгромили Вост Римскую империю, император вынужден был согласиться на позорное соглашение. Войска Атиллы в 200тыс чел растеклись по Балкан. п-ву, 70 городов Греции были сожжены и разграблены При нем гунны достигли своего могущества: была усилена военно-демократическая система,  гунны освободили  Европу от господства Рима, что способствовало крушению рабовладельческого строя. В 451г объединен. римско-германс войско выступило против них. Недалеко от города Труа в Каталаунской долине в Галлии произошла знаменитая битва получившая название «битва народов»,где войско Атиллы потерпело поражение. После смерти Атиллы в 453г его держава распалась. Основ занятие – кочевое скотоводство. Высокого развития достигло военн дело, заним земледел и охотой. Основа войск – подвижная конница. Титул правителей – Шаньюй – бывший неогранич монархом. Его заместит – темники – их количество 24 (князья, котор являлись  сыновьями, братьями родственник шаньюя). Должности и чины имели наследственный характер. Гунны делились на 24 рода, во главе кот стояли старейшины. Народное собрание проводилось три раза в год. Совет старейшин решал государственные дела. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги. В 3-5вв у степных племен развивиается полихромный стиль, основной материал – золото, были разные приемы украшения предметов: инкрустация - вставка  из цветных камней, зернь – запаивание золотых шариков на основу, скань – запаивание витой проволочки. Полихромный стиль сменил звериный. С появлением этих племен в КЗ связано проникновение большой группы тюркоязыч племен, проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей, проникновение полихром стиля в искусстве.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"