Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание

1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.

Работа состоит из  1 файл

Istoria_kazakhstana.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

56.Расскажите о каз ученых  и просветителях конца 19 –  нач 20 вв. Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, основоположник письменной критической литературы. Абай стал выразителем прогрессивных идей своего времени. Он немало способствовал приобщению казахского народа к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве Абая, рождённом народной поэзией, с большой силой отразились думы и устремления людей, их протест против угнетателей, косных и жестоких обычаев старины. Велик вклад Абая в казахскую поэзию. Глубоко впитав в себя древние традиции народного, акынского и эпического творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык. Абай не только великий поэт. Он вошёл в историю казахской культуры крупным народным композитором, автором многих любимых народом песен. И здесь Абай выступает как новатор. Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе влияние русской народной песни и городского бытового романса. В то же время они тонко выразили поэтические завоевания Абая. Для песен великого поэта характерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом.

Музыкальное творчество Абая оказало мощное воздействие  не советскую казахскую музыку (профессиональных композиторов, народное творчество). Песни Абая легли в основу многих произведений для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, инструментальных ансамблей и др. Величественный облик Абая - в центре казахской оперы А. Жубанова, Л. Хамиди "Абай". Ш.Ш.Уалиханов. Бабаджанов. Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабаева, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой. Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.  В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин. С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова. Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты. На развитие культуры определенное влияние оказало налаживание издательского дела находившегося до этого в зачаточном состоянии. В начале 20 века книгоиздание получило заметное развитие в таких культурных центрах как Семипалатинск, Омск, Уральск. Первые книги представителей национально демократической культуры таких, как Ш.Кудабердиев, М.Дулатов, С.Донтаев, А.Байтурсынов и других впервые были изданы после революции 1905-1907гг. Ахмет Байтурсынов - поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник "Сорок басен" А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов "Комар" выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию. 1913-1917 гг. - примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты "Казах", единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Крупным представителем казахской литературы начала 20 века являлся Шакарим Кудабердиев. Общественно-политические взгляды Ш.Кудабердиева получили широкое отражение в его произведениях, изданных в начале 20 века: "Летопись киргизских, турецких, казахских ханов", "Условия мусульманства", "Енлик-Кебек". В этих произведениях Ш.Кудабердиев предстает перед нами как просветитель демократ, глубокий мыслитель, поэт и историк гуманистического направления. Видя тяжелое положение своего народа, он искал пути выхода из кризиса, пропагандировал идеи просвещения и гуманизма, разоблачая антинародную политику крупных феодалов. Народное образование. В начале 20 века народное образование было тесно связано с общественно политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый правительство в 1906г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время препятствия для вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь препятствия распространялись на мусульманские школы. В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы началного обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал Айкап, Киргизская степная газета, Степной край, газета Казах. Поэзия и музыкальная культура. Выдающимися поэтами Казахстана начала 20 века были Жамбыл Жабаев, Нурпеис Баганин. Творчество известного поэта Жамбыла Жабаева развивалось в условиях острых политических событий, которыми был охвачен Казахстан в начале 20 века. С детства активно принимая участие в степных поэтических состязаниях - айтысах, Жамбыл совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодальных и царских чиновников. Казахская музыкальная культура этого периода представлена самобытным творчеством известных кюйши и народных домбристов. Среди ее ярких представителей особо выделяются Кенен Азербаев, Баулан Шолак, Дина Нурпеисова и др. Исполнителькое искуство Калия Байжанова, Манарбека Ержанова, Покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале 20 века. Песни народных композиторов Естая "Майдаконыр", Укили Абрая "Гакку", кюй Дины Нрпемсовой "Конил Ашар" представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

57.Каз в годы ПМВ.Восстание  1916г. и его историческое значение. Первая мировая война, начавшаяся летом 1914г. сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства. Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Продолжались злоупотребления во всех звеньях колониального аппарата. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт. Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через территорию Казахстана. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от "добровольных пожертвований" и конфликтов на этой почве с местной администрацией. Призыв казахов на тыловые работы. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии; во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходимое для борьбы с колонизаторами. Однако русское правительство не собиралось вооружать "неблагонадежных" казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.  Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг.  Начало восстания. События лета и осени 1916 г. Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных управителей, уничтожении посемейных списков. Восстание в Жетысу. К концу июля-началу августа 1916г. волнения начали перерастать в восстание, постепенно охватившее почти весь Казахстан. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где уже в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Повстанцы сжигали почтовые станции, уничтожали телеграфные линии, боролись с карательными войсками. Царское правительство объявило весь Туркестанский край на военном положении. Против повстанцев направлялись карательные отряды. Одновременно царское правительство было вынуждено отсрочить призыв казахов, киргизов, уйгуров и дунган до 15 сентября. Но эта мера не остановила развитие восстания. Вооруженные столкновения повстанцев с войсками в августе 1916г. продолжались. В сентябре 1916г. произошли вооруженные столкновения восставших с царскими войсками в Лепсинском уезде. Повстанцы вели активные наступательные действия. Однако царские войска обладали огромным перевесом сил, располагали артиллерией и пулеметами. Плохо организованные и еще хуже вооруженные отряды повстанцев терпели поражение. В конце сентября произошли столкновения восставших с царскими войсками в Копальском уезде. Возле р. Вежи повстанцы дали последний бой карателям, после чего отступили в горы. Войска не решились их преследовать. К октябрю 1916г. восстание в Жетысу было подавлено. Царские каратели зверски расправлялись не только с повстанцами, но и с мирным населением. Десятки казахских и киргизских аулов были уничтожены, много казахов и киргизов было убито. Преследуемые царскими войсками более 300 тыс. казахов и киргизов покинули родные места и бежали в пределы Китая, в Кульджинский край и Кашгарию. Приговорены к смертной казни 347 человек, каторжным работам - 578, тюремному заключению -129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и кулацких отрядов. Восстание в Сырдарьинской области и Западном Казахстане. К середине июля 1916 г. массовые волнения охватили почти всю территорию Сырдарьинской области. Повстанцы расправлялись с представителями "туземной" администрации, уничтожали имущество волостных управителей, вступали в бой с полицией и царскими войсками. К началу августа восстание охватило Аулие Атинский уезд Сырдарьинской области. К концу сентября восстание в Сырдарьинской области было подавлено. Отдельные, не подчинившиеся царским властям аулы откочевали в глубь степи, в Торгайскую область. В течение июля-августа 1916г. массовые выступления казахов происходили в Уральской области и Бокеевской Орде, входившей тогда в Астраханскую губернию. Вскоре волнения охватили население Лбищенского и Уральского уездов. 11 июля в Чиликской волости Уральского уезда повстанцы напали на волостного управителя, писарей, аульных старшин. Вооруженные джигиты Кзыл-Жарской волости напали на крестьянского начальника, приехавшего на оказание помощи в мобилизации казахов на тыловые работы. В середине мая 1916г. восстанием были охвачены вся Бокеевская Орда, Темирский и Гурьевский уезды. Оно началось с протеста против указа и переросло в открытое выступление. Организационная слабость, стихийность, локальность народных волнений Уральской области облегчили царским властям их подавление к началу октября. Однако на призывные пункты казахи не явились. Восстание в Акмолинской и Семипалатинской областях. В это же время народные выступления охватили Семипалатинскую и Акмолинскую области. Восставшие уничтожали списки и избивали представителей местной царской администрации. В восстании участвовали также рабочие казахи Спасских рудников, Карсакпайского завода и Джезказганского рудника, рудников и заводов "Риддерского акционерного общества". В некоторых районах число восставших доходило до 7 тыс. Против восставших были направлены 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот под командованием генерала Ягодина. В сентябре-октябре 1916г. вооруженные столкновения с карателями происходили в Зайсанском, Усть-Каменогорском, Каркаралинском, Акмолинском и Атбасарском уездах. Повстанцы Павлодарского уезда с 21 сентября по 3 октября вели бои с карательным отрядом в урочище Алабас. Сражения происходили также в урочище Кара-жар, в Акмолинском уезде и других местах. 26 сентября вблизи урочища Кожас Кокшетауского уезда вооруженные джигиты напали на казачий отряд. Через день произошло сражение в Коржункулъской волости Акмолинского уезда. В начале октября вблизи урочища Айнабулак Акмолинского уезда 2 тыс. восставших казахов дважды нападали на карательный отряд. 8 октября в районе села Алексеевки этот же отряд столкнулся с карателями, после упорных боев последние вынуждены были отступить. 29 октября вблизи р.Кипчак в Атбасарском уезде более тысячи повстанцев в течение нескольких часов сражались с царскими войсками. Несмотря на массовый героизм повстанцев, хорошо вооруженные русские войска к концу октября 1916 г. подавили восстание в Семипалатинской и Акмолинской областях. Подавлению восстания способствовало то, что повстанцы действовали разрозненно, связь между ними отсутствовала. Часть повстанцев Акмолинского и Атбасарского уездов отдельными группами ушла в Торгайский уезд и присоединилась к отрядам Амангельды. Некоторые из них действовали самостоятельно вплоть до Февральской революции 1917 г.

58.Общественно-политическая деятельноть  каз интеллигенции в нач 20в.  Газета «Казах», журнал «Айкын». В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы началного обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал Айкап, Киргизская степная газета, Степной край, газета Казах. Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Журнал Айкап (1911-1915) (издатель и редактор Мухамеджан Сералин) выражал аграрно – демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали С. Сейфуллин, Б. Майлин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, Ж. Сейдалин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно -  денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале был аграрный вопрос, земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и тд.  Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казах" (1913-1918) группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Газета выражала идеи либерально – демократического направления..В главном, аграрном вопросе, они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Ратовала за эволюционное развитие общества. Журнал Айкап и газета Казах на своих страницах смогли выразить, несмотря на разногласия, сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи. Газета ( группа) позже оформилась в партию "Алаш".Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

59. Политическая  обстановка в КЗ после свержения  царизма. Политика временного  правительства в КЗ. 27 февраля 1917г в России свершилось февральская бурж-демократическая революция, пала монархия. В КЗ приветствовали свержение самодержавия справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как удовлетворение целей нац-осв движения 1916г. В ходе революции в стране установ двоевластие – преплетение двух властей: либерально-буржуазной – Временное правительство и револ-демократической – Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В марте-апреле 1917г – Омске, Ташкенте, Семипалатинске, Верном, Петропавловске,Перовске,Казалинске,Кустанае,Актюбинске были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов.На уездных и областных крестьянских съездах были избраны Уральский областной,Акмолинский,Актюбинский и Павлодарский уездные Советы крестьянских и киргизских депутатов, Семипалатинский областной Совет крестьянских и казачьих депутатов. Председателем Семипалатинского обл каз комитета стал – Р.Марсеков;Уральского – Д.Досмухамедов;Семиреченского – И.Жайнаков. Руководителями уездного звена казахских комитетов избраны – С.Сейфуллин,М.Айтпенов,Х.Досмухамедов,Ж.Алдагоров и др.Политика Советов: конфискация помещичьих земель и возвращение земель крестьянству; введение 8-часового рабочего дня и улучшение условий труда;свобода, равенство народов; обеспечение мира для народа. Власть Времен правит в КЗ осуществлял Туркестанский комитет Комиссары Турк комитета: в Семиречье – М.Тынышпаев, в Тургае – А.Букейханов. Политика Временного Правительства.Развитие капитализма реформистским путем.18марта 1917г принято решение об амнистировании русских, осущестлявших насилие над казахами во время восстания 1916г. 20 марта 17г отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности. 7 сентября17г принято постановление об отпуске из казны 11.150.000 руб для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченской обл пострадавшему от волнений в 1916г.Из них – 5.000.000 руб – коренному населению,6.150.000 – русскому. На каждую кибитку полагалось по 100 руб.В апреле-мае 1917г принято реш о возвращении на родину «реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин».

60.Октябрьская  революция 1917г. Установление Советской  власти в КЗ. Основные признаки общенационального кризиса: тяжелое наследие монархии; надвигающиеся голод и разруха; неспособность Временного правительства дать мир народам,землю крестьянам,фабрики рабочим,равенство национальным меньшинствам,реальные гарантированные права гражданам России; нарастание анархических настроений мелкобуржуазных масс. 24-25 октября 1917г в результате Октябрьской соц революции путем вооруженного восстания в Петрограде была установлена Советская власть. Первые документы, принятые Сов правительством: «Декрет о мире»,»Декрет о земле»,»Обращение ко всем трудящимсямусульманам России и Востока».Советская власть в КЗ устанавливалась в разл районах неравномерно.Это зависело от: соотношения классовых сил в том или ином районе; близости расположения к крупным промышленным центрам Урала и Сибири, к железным дорогам; сплоченности местных рабочих и прочности их связей с полупролетариатскими массами села, аула; боеспособности большевистских организаций на местах;степени зрелостинац-осв движения.Основной резерв революции – солдатсеик массы дислоцированных в Казахстане местных команд, ополченческих дружин численностью 36,5 тыс чел. Пути установления советской власти в КЗ: мирным путем – в южных и северных областях КЗ. Сыграла роль близость промышленных центров - Ташкента, Омска, Челябинска, Барнаула, наличие значительного отряда промыш  и жд рабочих. Путем вооруженной борьбы – в районах расположения Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества (Оренбург, Семипалатинск, Верный). В КЗ Советская власть осуществила национализацию промышленности, банков и транспорта. В 18г Ленин подписал декрет о национализации Экибастузских и Караганд копей, Риддерских рудников, Эмбенских нефтяных промыслов, Спасского медеплавильного завода,железных дорог, Иртышского и Аральского пароходств, рыбных, соляных промыслов, банков и казначейства, предприятий компании Зингер, кожевенных заводов, мельниц, типографий.На предприятиях был введен 8-часовой рабочий день, на шахтах и рудниках – 6часовой.Были предприняты первые шаги к возрождению Урало-Эмбенского нефтеносного района. Крестьянам-беднякам было возвращено 3,5млн десятин земли, раньше принадлежавшей казачеству, капиталистам и царским чиновникам. Конфискованы имения польского графа Потоцкого в местности Бажанкуль, капиталистов братьев Ивановых Капланбек и Кенсай. В Каз стали создаваться  первые совхозы и колхозы. Большевики осуществляли политику насаждения коммун и совхозов «сверху», полагая, таким образом, «тащить середняков к социализму». В апреле 1918 г в Семип обл прибыло 200 семей петроградских рабочих, кот по совету Ленинаорганизовали сельхоз коммуны «первое российское общество землеробов-коммунистов» и «Солнечная».  В Семиречье по инициативе Маречека была создана коммуна «Новая  эра».Постановлением СНК РСФСР от 17 мая 1918г был принят «Декрет об ассигновании 50 миллионов руб на оросительные работы в Туркестане».

61.Политические  партии и общественные движения  в Казахстане в 1917-20гг.

Весной и летом 1917 года в Каз-не стали возникать рабочие,революционно-демократические  молодежные организации ,политические партии.В частности ,в то время  образовались Союз мусульманских рабочих  в Верном,рабочий Союз в Джаркенте,Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае.Было создано около 20 организаций и кружков,оюъединявших интеллигенцию,учащуюся молодежь,учителей.Среди них были: «ЖАС КАЗАК» в Акмолинске во главе с С.Сейфулиным; «Революционный союз казахской молодежи» в Мерке Аулиеатинского уезда,руководимый Т.Рыскуловым; «ЖАС ЖУРЕК» на Спасском заводе; «Совет демократической учащейся молодежи» в Омске; «ТАЛАП» в Петропавловске; «ЖАНАР» в Семипалатинске. 21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд,на который прибыли делегаты от Акмолинской,Семипалатинской,Уральской,Семиреченской,Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был Х.Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов:о форме государственного управления,автономии казахских обл.;земельный вопрос;о народной милиции;о земстве;просвещении;суде;религии;женский вопрос;о подготовке в учредительное собрание депутатов из казахских областей;о Всероссийском мусульманском  съезде «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ»;о казахской политической партии;о положении в Семиреченской обл.;о посылке казахов на съезд федералистов всей России,а также в учебную комиссию.По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократческого содержания.На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «АЛАШ».Программа «АЛАШ» была составлена А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым.Она состояла из десяти параграфов.В программе партии говорилось о том,что Россия должна стать демократической федеративной республикой.Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах».Партия «АЛАШ» ставила задачи:создания войск для защиты народа;социального партнерства;поддержки неимущих слоев населения;развития народного образования;решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических,народных принципов.Печатным органом стала газета «КАЗАК»,выходившая в Оренбурге до января 1918 года,затем ее сменила газета «САРЫ АРКА»,также издавался журнал «АБАЙ».Лидером партии стал А.Букейханов. 14 марта 1917 года на юге Каз-на была создана организация «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ» («Совет сторонников ислама»),среди лидеров которой былМ.Шокай. Идеология «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ» базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения.Она отражала интересы коренного населения.По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман,на котором присутсвовали представители казахов,узбеков,туркмен и др.народов Туркестана ,всего более 150 делегатов.Председателем съезда был избран М.Абдурашидханов.В качестве главного вопроса на съезде рассматривался вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях.Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том,чтобы Россия стала федеративной,демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлении автономии  областям,в том числе и Туркестану.Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации-Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета).12 июня 1917 года такая организация была сформирована ,ак председателем Краймуссовета стал М.Шокай.Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера,в частности,ее члены сотрудничали с партией «АЛАШ».Вместе с тем «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ» 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти.Вследствие усилий «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ» на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде  в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия.Таким образом,данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов.Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета «КЕНГАШ»(«Совет»).На ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации.После того,как в начале 1918 года пала Кокандская автономия,организация «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ»  распалась. Партия «УШ-ЖУЗ» сумела распрстранить свое влияние главным образом в северо-вост.обл.Каз-на. ЦК находился в Омске.Основателем ее был Мукан Айтпенов.Но деятельность «УШ-ЖУЗ» связана,прежде всего, с именем Кольбая Тогусова.Этот полит.деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года,хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 гг.Первое сообщение о политической акции К.Тогусова встречается в связи с нашумевшими в Каз-не многолюдным митингом и демонстрацией в Каркаралинске,организованными силами революционной и демократической оппозиции в связи с обнародованием царского Манифеста от 17 октября 1905 года.За участие в демонстрации он был задержан и допршен полицией .Пришлось вернуться в родной Зайсанский уезд,и уже там от жителей 16 волостей К.Тогусов пишет ходатайство к правительству и царской администрации, настаивая на претворении в жизнь объявленных в Манифесте свобод.В 1905-1906 гг. свое мнение о том,что Манифест ничего не дал народу,К.Тогусов излагает в газете «Семипалатинский листок».В августе 1909 года,а затем в декабре 1910 года он подвергается аресту за связь с представителями революционно-демократических партий.Второй арест повлек за собой почти двухгодичное содержание в тюрьме.На свободу Кольбай вышел в августе 1912 года.Местом проживания на три  года ему определили один из уездных центров Семиречья – город Капал.Кроме того.он был лишен права литературно-издательской деятельности.Однако последнее К.Тогусову удалось обойти ,передав свои рукописи издателям Башкирии и Оренбурга.В Уфе выходит его пьеса «Жертва невежства»,где острой критике подвергаются обычаи пренебрежительного отношения к женщине,применение знахарства при лечении людей.Из Капала К.тогусов устанавливает прочную связь с городом Троицком Оренбургской губернии,где благодаря Мухамеджану Сералину с января 1911 года начал издаваться двухнеделбный общественно-политический журнал «АЙКАП».В середине 1916 года ,когда завершился срок его административной ссылки  ,К.Тогусов перебирается в Ташкент.Там вместе с группой единомышленников он налаживает издание газеты «АЛАШ».Его формальным редактором была жена Кольбая-Марьям. «АЛАШ» стала выходить с декабря 1916 года .По содержанию она во  многом продолжала традиции «АЙКАП» издание которого прекратилось в 1915 году.Ранней весной 1917 года она сближается с лидерами «ШУРО-И-ИСЛАМИЯ» ,вступает в ее ряды и по заданию Сырдарьинского областного комитета выезжает в Чимкент ,Туркестан,Казалинск,выступает на митингах сторонников новой организации с горячими призывами к объединению и защите жизненных интересов коренного населения Туркестана. Политическая активность Кольбая была не только замечена,но и нашла признание,выразившееся в том,что он был избран делегатом двух Всероссийских съездов:мусульманского(проходил в Москве с 1 по 11 мая) и крестьянского (работал в Петрограде с 4 по 28 мая),на которых он вошел в состав их исполкомов.С мандатом члена исполкома этих двух важнейших организций страны К.Тогусов вернулся в родные края.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"