Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание

1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.

Работа состоит из  1 файл

Istoria_kazakhstana.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

51.Восстание казахов в Уральской и Тургайской областях (1868-1869) и на Мангышлаке (1870). Начало восстания. Указ царя о призыве казахов на тыловые работы был получен в Оренбурге 28 июня 1916г. Администрация Торгайской области провела съезды волостных управителей и аульных старшин совместно с "почетными аксакалами", на которых было принято решение о немедленном и неуклонном выполнении царского указа. Однако недовольство казахов росло с каждым днем. В аулах Костанайского, Иргизского, Актюбинского уездов начались стихийные выступления крестьян. В Торгайском уезде образовался крупный повстанческий отряд, который возглавил Амангельды Иманов. В июле 1916г. Амангельды начинает собирать разрозненные казахские отряды в единую армию и уже в начале августа в урочище Сурша он избирается повстанцами сардарбегом (главнокомандующим). Кроме того, были избраны ханы: от кыпчаков - Абдугаппар Жанбосын, от аргынов - Оспан Шолак.  Армия Амангельды отличалась от других отрядов повстанцев организованностью и дисциплиной. Сарбазы (солдаты) разделялись на десятки, сотни и тысячи. Управление осуществлялось через Военный Совет, выполнявший функции штаба. При Совете работал секретариат, решавший все административные вопросы, здесь же размещалась почта. Судейская коллегия при штабе занималась разбором жалоб, решением различных юридических вопросов. Спорные вопросы между сарбазами и мирным населением разрешал елбеги, который назначался штабом на каждую тысячу хозяйств. Налоги и продовольствие для повстанцев собирали жасакши, финансами заведовал специально назначенный казынаши. Население, признавшее повстанческих ханов, освобождалось от всех видов налогов, кроме битамал, 4 рубля со двора, для богатых и зажиточных хозяйств на нужды повстанческой армии, была налажена почтовая система.  К октябрю 1916 г. в Торгайском и Иргизском уездах насчитывалось до 20 повстанческих отрядов, в каждом из которых было по 2-3 тыс. человек.17 октября повстанцы Актюбинского уезда осадили село Карабутак, на следующий день атаковали карательный отряд около оз. Кожекуль. После упорного боя царские войска вынуждены были отступить. 23 октября 15 тыс. повстанцев во главе с Амангельды окружили г. Торгай. К торгайским повстанцам присоединились казахи соседних областей. В ноябре 1916г. число восставших достигло 50 тыс. Повстанцы почти полностью парализовали местный колониальный аппарат. Карательные отряды не могли подавить восстание. Был сформирован специальный экспедиционный корпус под командованием генерала Лаврентьева, в который вошли части, снятые с фронта. Корпус начал наступление сразу с трех сторон - из Костаная, Актюбинска и Шалкара. Повстанцы стремились взять Торгай до прибытия царских войск, однако предпринятые ими 6 ноября попытки взять город штурмом окончились неудачей. Город продолжал оставаться в осаде в течение 10 дней, но долго держать Торгай в осаде было невозможно, так как к нему приближались основные силы карательной экспедиции. Повстанцы сняли осаду и выступили навстречу отрядам русских войск. 16 ноября повстанцы в районе почтовой станции Тункойма атаковали карательный отряд. С трудом пробившись через ряды повстанцев, отряд карателей в тот же день вступил в Торгай. Во второй половине ноября основная масса повстанцев отошла на 150 км от Торгая и сосредоточилась в районе урочища Батпак-Кара, часть - в песках Аккум. Для борьбы с повстанцами из Самары выступила новая карательная экспедиция генерала Макарова, к которому присоединились части из Оренбурга. Несмотря на плохое вооружение, восставшие сковывали основные силы карателей, широко применяя партизанские методы борьбы. 22 ноября на станции Улпан 4 тыс. повстанцев столкнулись с карательным отрядом. Рано наступившая зима, сильные морозы и выпавший снег затрудняли действия повстанцев. Амангельды и Абдугаппар сосредотачивали свои отряды в местах, труднодоступных для карательных войск. Повстанцы обеспечили себя продовольствием и фуражом, построили землянки и юрты. С начала 1917 г. Амангельды намеревался возобновить борьбу. Первому карательному отряду, выступившему из Костаная в направлении Бетпак-Кары, преградили путь повстанцы двух Наур-зумских волостей, численностью до 2 тыс. человек. 13 января 1917 г. в урочище Шошкалы-Копа, а 14 января в урочище Куюк-Копа произошли бои, вынудившие карательные отряды отступить. Накануне Февральской революции, когда в других областях Казахстана военные действия уже прекратились в торгайской степи бои между карательными отрядами и повстанцами продолжались. В середине февраля 1917г. отряд подполковника Тургенева предпринял наступление на укрепленную базу повстанцев в районе Батпак-Кара. Столкновение повстанцев с карателями произошло 18 февраля в районе аула №6 Каракугинской волости, 21 февраля - в урочище Кумкешу Караторгайской волости, 22-24 февраля повстанцы вступили в последнее сражение с русскими войсками в районе Дугал-Урпек. Сражаясь с исключительным упорством, повстанцы медленно отступали вглубь степи. Во время отступления казахов с аулами по льду Торгая русские отряды, обстреливая их с обеих сторон, убили несколько сот женщин, стариков и детей, более тысячи сарбазов. В конце февраля каратели отступили, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев. После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 г. Амангельды занял Торгай. Таким образом, царизму не удалось подавить восстание казахов, но социально-экономическое положение казахского аула за время восстания резко ухудшилось. Многие хозяйства были разграблены карателями, часть повстанцев была вынуждена откочевать на территории Китая и Монголии. В целом за эти годы численность казахов в Российской империи сократилась более чем на 600 тыс. человек.

Восстание на Манкыстау в 1870г. В октябре 1869 г. для подготовки введения положения реформ были усилены гарнизоны степных укреплений, построена новая крепость в низовьях Жема. 2 февраля 1870 г. Манкыстау был отделен от Оренбургского генерал-губернаторства и передан в ведение Кавказского военного наместника. Таким образом, все пространство кочевий рода адай было окружено русскими войсками. С изменением административных границ казахам рода адай было запрещено кочевать на территории Уральской области, где ранее находились летние кочевья этого рода. Пользоваться летними пастбищами было разрешено лишь на условиях принятия Положения. Кроме того, администрация потребовала выплаты налогов и земских сборов за прошлый год, что составляло 8 рублей серебром с каждого хозяйства. Таких денег не было не только у бедняков-жатаков, но и у большинства зажиточных казахов. Манкыстауский пристав подполковник Рукин несколько раз собирал казахских биев в Александровском форте и требовал у них подписку о признании положений реформ. Однако казахи отказывались давать такую подписку. Весной 1870 г. Рукин попытался силой заставить казахов подчиниться. Появление отряда Рукина послужило поводом к восстанию. 22 марта путь ему преградили казахи, потребовавшие возвращения в форт. После короткой схватки Рукин был вынужден отступить. 24 марта казахи вновь напали на русский отряд, отбили у него всех верблюдов и лошадей, а самих казаков заставили отступить в горы. 25 марта русский отряд согласился сложить оружие, но несколько казаков пытались прорвать окружение. В последовавшей рукопашной схватке была перебита большая часть отряда, в том числе и сам пристав, остальные казаки были вынуждены сдаться. Весть о разгроме отряда Рукина всколыхнула весь Манкыстау. Адаевцы стали целыми аулами присоединяться к восставшим. Возглавили повстанцев Досан Тажиулы и Иса Тупенбайулы. К восставшим примкнули рыбаки и работники промыслов, казахи, работавшие приказчиками, проводниками и батраками в станицах, прилегающих к форту. 3 апреля 1870 г. в Александровский форт прибыли крупные военные силы с Кавказа, во главе с графом Кутайсовым. 5 апреля казахи начали осаду форта. В течение трех дней адаевцы атаковали эту первоклассную крепость, разгромили нижнее укрепление, сожгли маяк, но взять форт не смогли. С Кавказа прибывали все новые и новые войска, и казахи были вынуждены снять осаду и отступить. 20 апреля повстанцы разгромили русский карательный отряд в 12 верстах от Александровского форта и в тот же день дважды пытались овладеть крепостью. После очередной неудачи казахи стали откочевывать на юг, на Устюрт. 1 мая Кутайсов, получив новые подкрепления из Дагестана, начал преследование отступающих аулов. Все лето продолжался жесточайший террор против коренного населения Манкыстау. У казахов отбирали имущество, скот, расстреливали непокорные аулы картечью. Адаевцы, успевшие весной откочевать в долину реки Жем, были силой возвращены на Манкыстау. Карательные меры против казахов. Особой жестокостью отличались действия карательных отрядов под командованием Саранцева и Байкова. Геноцид против казахов Манкыстау и настоящий вооруженный грабеж вызвали возмущение общественности России. Преступления оказались столь вопиющими, что правительство было вынуждено отдать Байкова под суд. На процессе выяснилось, что каратели нападали на аулы безо всяких оснований, расстреливали людей группами и в одиночку, грабили мирные торговые караваны. Байков был разжалован и выслан в Тобольск. После поражения восстания около 3 тыс. семей адаевцев во главе с Исой и Досаном откочевали в пределы Хивы. Оставшиеся в пределах России были обложены огромной контрибуцией в 600 тыс. рублей. Для устрашения казахов колониальная администрация начала практиковать демонстрационные походы войск по казахским кочевьям.

52.Борьба казахов Южного Казахстана против кокандских и хивинских феодалов. Восстание присырдарьинских казахов под рук Ж. Нурмухамедова(1856-57гг) Причины: стремление хивинского ханства установить свою власть над сырдарьинскими казахами, направление военных сил для сбора налогов, насильсвенное мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей. 1843г казахи низовьев Сырдарьи под рук Нурмухамедова разрушили Кокандскую крепость на Куандарье. В 1845г хивинский военный отряд из 2000чел направленный для восстановления этой крепости был уничтожен. Жанкожа батыр со своими отрядами очистил низовья Сырдарьи от хивинцев. В 1853 г с занятием русскими войсками Акмешита возникла сырдарьинская военная линия. Терр: от Раима до Акмешита отошла под контроль царских войск. Теперь со стороны царских войск усилился сбор податей, и принуждение казахов к строительсту новых крепостей привело к еще большему обнищанию трудящихся и началу нового этапа восстания 1856-57гг.  Руководитель движения – Жанкожа, возраст кот перевалил за 90 лет превратил Жанакалу в центр восстания. 9 янв 57 г в урочище Арыкбалык произошло сражение с карательным отрядом Фитингова, отряды Жанкожи потерпели поражение. Восстание под руководство Есета Котибарова 1855-58. Причины: строительство новых крепостей в Зап Каз, усиление кол политики царизма. Народное недовольство возглавил Есет, который 18 июня 1847 г в районе реки Жем напал на карктельный отряд, шедший из Оренбурга, но потерпев поражение, отступил; вплоть до сер 50-х гг 19 в Есет не прекращал борьбу и сопротивлялся царским властям. Осенью 1857 г Есет батыр поехал в Оренбург и был вынужден признать царскую власть. Восстание 1858г. Причины: насильственное изъятие и раздача своим родственникам каз и кыргыз земель; увеличение налогов и введение налога в размере 3руб 50 коп с незамужних женщин; продажа каз детей на рынках Ср Азии. Основные районы: Туркестан, Шымкент, Мерке, Сайрам. Самый крупный центр восстания Аулие-Ата. Весной 1858г восставшие окружили кокандские гарнизоны в Аулие-Ате, Шымкенте и др. В мае 1858 г повстанцы захватили Сузак, Мерке и осадили Жана-Курган и Туркестан. Под Бишкеком повстанцы разгромили кокандские войска. Из-за сговора отдельных каз феодалов с кокандским ханом Худияром летом 58 г восстание было подавлено. Причины поражения: стихийность выступления, слабость его организации, предательство феодалов. Значение: объединенное движение каз и кырг народов; ускорило освобождение Ю.Каз от кокандского ига и присоединение этих районов в состав России.

53.Завершение присоединения Каз  к России. Методы и итоги. Император Петр I, прорубая «окно в Европу» на морях Черном и Балтийском, в то же время искал ключи и врата ко всем азиатским странам. Для его предшественников и последователей Казахстан являлся не только целью, но и средством в осуществлении «Восточной политики»России относительно Турции, Ирана, Афганистана, Индии, Китая, Средней Азии. При разработке стратегии реализации Восточной политики в целом, подчинения Казахстана, в частности, Россия исходила из следующих соображений и расчетов. Использование превосходства в военно-экономическом отношении. Наряду со строительством военных укреплений, фортов, крепостей широко использовались и дипломатические каналы воздействия. Эффективным средством выступала переселенческая политика, формирование отрядов казачества на местах как опоры царской власти. Не последнюю роль играло и духовно-идеологическое порабощение населения Казахстана. В целом можно определить следующие основные периоды колонизации Казахстана Российской империей: I.Начиная с XVI века осуществляется вольная стихийная колонизация края отрядами, образовавшимися из разных беглых людей, вольными казаками. II. Военно-административная колонизация, произведенная в интересах торгово-промышленного капитала, начиная с XVII в. III. Переселенческая колонизация, начиная с конца XIX века и до начала XX века. IV. Духовно-идеологическая колонизация, начиная с ХVIIв. до XX в. Рассмотрим вкратце каждый из основных направлений колонизации. Военная колонизация, включая строительство крепостей, укреплений, фортов. Сам факт перечисления даст возможность судить о ее масштабах и глубине. Омская (1716}, Семипалатинская (1718), Усть-Каменогорская (1720), Оренбургская (Орская — 1735),Акмолинская, Кокчетавская, Каркаралинская крепости (1824). Укрепления: Зайсан (1868), Урадьское (Иргиз) Тургай (1845), Ново-Петровское (вМангышлаке) (1834); форты: Александровский (Шевченко) (1834), Казалы, Кос-Арал (1848). Дипломатические средства. С целью проложения безопасных путей торговым караванам России были организованы: экспедиция для исследования озера Зайсан и бассейна Черного Иртыша под командованием Колмакова, Урусова, Сомова (1719). Двукратная поездка в Джунгарию в качестве посла ИванаЧередова (1713,1720), а также Унковского (1722г.). Дипломатическая миссия Флорио Беневени в Персию и Бухару (1718 — 1725). Эти и другие дипломатические акции Русского государства в отношении народов Центральной Азии способствовали развитию русско-казахских и русско-среднеазиатских отношении. Большая роль в освоении края отводилась методу военно-исследовательского проникновения. Экспедиция Бухгольца в Восточный Казахстан (1715). Оренбургская экспедиция во главе с обер-секретарем Сената И.Кирилловым (1734), Оренбургская экспедиция во главе с В.А.Урусовым (1740). Экспедиция Российской Академии наук во главе с академиком П.С.Палласом (60-70 гг. ХУШ в.}. Путешествие академика Н.Г.Георги по Поволжью, Уралу, Сибири (1772-1774). Исследование Аральского моря экспедицией капитан-лейтенанта А.Бутакова (1848-1849). Геологическое изучение Семиречья и Средней Азии И. В.Мушкетовым (1874-1877). Изучение Аральского моря во главе с Бергом (1900-1906). Переселенческая политика или переселение крестьян. Цель данной политики заключалась в следующем: отвлечение крестьян от революционного движения; создание в их лице опоры на-новом месте; создание источника пополнения колониальных войск; проведение русификаторской политики царизма, путем смещения разных народов, не дать возможности им объединиться против общего врага.  Одним из инструментов колонизации края было реформирование управленческой системы. Новая система, основанная на территориальных принципах и имеющая многоступенчатый механизм выборов, была фактически «удушением инородцев руками инородцев», как выразился один из высокопоставленных чиновников. Этот социально-политический комплекс мер берет свое продуманное начало от специального рескрипта царя Александра II от 5 июля 1865г. Принятые в дальнейшем документы были органическим продолжением указанного решения царя. «Временное положение об управ­лении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» (июнь 1867 г.). «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» (1868, октябрь). Разрушая традиционную систему управления, передавая всю полноту административной, военной, хозяйственной, духовной власти русским чиновникам, эти законы были направлены на постепенную христианизацию и русификацию казахов. Конечно, присоединение Казахстана к России принесло казахскому народу не только угнетение и бедствия. Вхождение Казахстана в состав России в начале ХУШ в. следует рассматривать как результат совокупного воздействия множества факторов, среди которых необходимо выделить экономические, политические, военные, хозяйственные, культурные, природно-географические. Поскольку процесс присоединения длился почти 150 лет, ему были характерны ускорение, торможение, порою даже отступление. В целом в истории Казахстана необходимо выделить следующие этапы его развития. I. Со времен образования Казахского ханства XV в. до 1731 г. является периодом свободного, независимого развития. Несмотря на междоусобные войны и распри, периодические столкновения с джунгарскими и другими завоевателями, находясь в окружении таких крупнейших империй, как Российская, Китайская, Османская Казахстан сумел сохранить суверенитет и независимость. II. С 1731 года до середины XIX века можно назвать периодом опосредственного подчинения казахов к России.  III.  С середины XIX века до начала XX века можно назвать периодом насильственного захвата, завоевания и административного подчинения края Российской империей. В течение указанного времени, кроме военных походов, широко применяются методы реформирования управления краем, попытка ломки традиционных форм управления и навязывание сверху новых.  IV. С 1917 г. по 1991 г. казахский народ находился в составе Советской России, а затем СССР. Формально считаясь самостоятельным государством, фактически Казахстан суверенитета не имел и полностью экономически, политически, культурно был зависим от Москвы. V.C 16декабря 1991 г.Республика Казахстан вновь приобретает самостоятельность и суверенитет и приступает к строительству новой жизни. Процесс присоединения Казахстана к России, начавшийся в начале XVIII века как мирный, в середине XIX века завершается насильственными, захватническими методами. В 1853 г. русские войска пол руководством генерала В.Перовского взяли крепость Ак-Мечеть, на месте которой был заложен форт Перовский. Дальнейшее развитие России в Юго-Западном направлении было приостановлено в связи с начавшейся Крымской войной. В 1863-1864 гг. отряд полковника М.Г.Черняева занял крепости Сузак, Чулак-Курган, Аулие Ату, а отряд полковника Н.А.Веревкина в июле 1864г.  г. Туркестан. Итогом предпринятого наступления в глубь казахских территорий явилось вхождение в состав России 4 тыс, кибитокказахов рода конрад и 5 тыс. кибиток рода бестамгалы. Осенью 1864 г. русский отряд под командованием М.Г.Черняева взял г. Чимкент. Завоеванием городов Туркестана и Чимкента были сомкнуты Оренбургская и Сибирская линии. Этим событием по существу через примерно сто пятьдесят лет завершился длительный процесс вхождения в состав России казахских земель. С исторической точки зрения присоединение Казахстана к России было, несомненно, фактом прогрессивным и положительным. Не следует, видимо, как прежде, преувеличивать степень добровольности вхождения Казахстана в состав России: для казахов это был тяжелый и вынужденный шаг, диктовавшийся сложившейся обстановкой. Абулхаир искал выгодного сюзерена - покровителя, что явилось бы благоприятным выходом из крайне трудного положения. Важную роль в развитии русско-казахских отношений играл хан младшего жуза Абулхаир. Он был необходим в ту эпоху, был востребован историей, сумел подняться над узкокастовыми интересами в отличие от других представителей степной аристократии. Его можно сравнить с выдающимся русским князем - Александром Невским. Оба они без колебаний предприняли в переломное время своей истории решительные шаги по спасению Отечества. Абулхаир погиб в августе 1748 года и его заброшенная могила где-то в Тургайских степях, под одинокой березой. Вместо почести, некоторые авторы пытаются привлечь его к «суду истории». Таким образом, благодаря плюрализму и гласности, сегодня выясняется, что отнюдь не всегда столь «добровольным» было вхождение Казахстана в состав Российской империи. А за «нерушимой дружбой» братских народов нередко скрывались чудовищные факты насильственных переселений, перекройки границ и искоренения национальных культур, языков, обычаев, традиций.

54.Структура, содержание административных  и судебных реформ царизма  60-х гг 19в в Каз. Судебное устройство. "Временные положения" 1867 и 1868гг. внесли изменения в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено в действие право и суд Российской империи, хотя частично и оставались действующими обычное право и суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления. Учреждены новые органы судебной власти, военно-судебные комиссии, уездные судьи. В аулах сохранился институт суда биев. Суд кази имел распространение у оседлого населения Сырдарьинской области. При решении вопросов суд биев руководствовался нормами обычного права, а суд кази - только правилами шариата. Новая реформа предоставляла право суда общим присутствиям областных правлений. Высшей судебной инстанцией считался Правительственный Сенат.  Крупные уголовные дела рассматривали военные суды (военно-судебные комиссии), которые судили по военным законам за такие преступления, как измена, сопротивление властям, убийство должностных лиц, нападение на казенный транспорт, почту, повреждение телеграфа и по общим уголовным законам империи - за убийство, разбой, грабеж, нападение на купеческие караваны, за поджог и т.д. В областном правлении разбирались уголовные и гражданские дела, не подсудные военному суду: преступления по должности и иски на сумму свыше 2 тысяч рублей, жалобы на приговоры и решения уездных судей. Уездные судьи разбирали дела по преступлениям, за которые не предусматривалось "лишение прав состояния" и длительные тюремные заключения, а также гражданские иски на сумму не выше 2 тысяч рублей.  По реформам 1867-1868 гг. по каждой волости выбирались и утверждались военным губернатором от 4 до 8 биев. Из ведения суда биев и кази изымались все крупные уголовные дела, им были оставлены лишь дела по временным искам не выше 300 рублей у кочевников и не выше 100 рублей в оседлых районах. Жалование биям не полагалось, но за ними сохранялось прежнее право получать с виновного бийлик. Бии разбирали дела единолично, на основе действовавших в степи норм обычного права. Решение бийского суда приводил в исполнение волостной управитель. Существовали волостной и чрезвычайный съезд биев. В функции первого входили разбор исков на сумму до 500 рублей (25 лошадей, 250 баранов), апелляция по решениям биев. Кроме того, недовольные приговором биев по делам брачным и семейным могли обратиться с жалобой к уездному начальнику, который решал дело по своему усмотрению. На чрезвычайных съездах рассматривались дела между волостями. Решения съездов считались окончательными. По "Временным положениям" казахам-кочевникам разрешалось обращаться непосредственно в русский суд, минуя суд биев, а в оседлых районах недовольным решениями кази - для пересмотра дела шли к уездному судье. Отменялись права судов биев и казиев присуждать к телесным наказаниям, смертной казни. Были уничтожены зинданы, вместо них во всех уездах, городах строились тюрьмы.  Новым в судопроизводстве биев было то, что приговоры волостных и чрезвычайных съездов биев записывались в специальную книгу, в случае требования копии приговоров выдавались сторонам. Таким образом, новая судебная система содержала тщательно продуманную программу укрепления органов колониальной власти. Сочетание имперской системы суда с так называемой "народной" системой суда биев укрепляла социальную опору царизма казахской степи в лице байства. Оно также способствовало более широкому применению всех форм эксплуатации народных масс. С другой стороны, эти нововведения лишали основную часть казахской родовой знати их былых прав и привилегий. Земельная реформа. Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный вопрос. По этим документам (пункт 199. Положения) вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. Собственные земли казахских трудящихся передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие. же льготы представлялись казахам, принявшим христианство. Итак, земельное законодательство в Казахстане проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма. Во-первых, кибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Бокея и султана Айшуака. Во-вторых, вместо билетного сбора был введен общий для империи паспортный сбор по 1 руб. 50 коп., которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки. В-третьих, устанавливался ряд земских повинностей. Содержание волостного управителя, дело производителя, родовых старшин, рассыльных при них обходилось народу свыше 300 рублей в год. В-четвертых, в южных областях Казахстана оседлое население платило следующие налоги: харадж (одна десятая часть урожая), зекет (налог с товара, одна сороковая часть их стоимости), танапная подать (вносится деньгами с земли, с которых налоги не могли собираться в натуре). В-пятых, для общественных нужд по приговору общества собиралась "кара шыгын", "черная подать" для ремонта дорог, мостов, строительства мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание, расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями и т.д. Налоги собирались родовыми старшинами и волостными управителями, которые большей частью злоупотребляли своей властью. Иногда они взыскивали их несколько раз в год. Некоторые, стремясь освободить свой род, взваливали все тяжести налогов на представителей "чужого" рода. Размер налогов не зависел от имущественного положения. Сборщики налогов обогащались особенно за счет сбора "черной подати". Просвещение, медицина, религия. По реформам 1867-1868гг. намечалось проведение некоторых мероприятий, связанных с развитием народного образования, с медицинским обслуживанием населения. По этим документам в уездных городах должны были быть открыты начальные школы и медицинские пункты, учреждались уездные врачи и акушерки, вводилось оспопрививание. Важным нововведением явилось открытие в административных центрах уезда почтовых отделений. Казахское население приравнивалось в правах к "сельским обывателям", то есть к крестьянам. На чиновников из казахов распространялись правила о наградах и присвоении почетного гражданства и т.д. Царское правительство ограничивало влияние исламской религии. Религиозные дела казахов изымались из введения Оренбургского муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому управлению, а через него - министерству внутренних дел. Муллы избирались населением по одному на каждую волость из числа российских подданных. Они утверждались в звании и увольнялись областным управлением. Запрещалось самовольное строительство мечетей, меетебов и медресе. Царизм этим стал уже контролировать духовное состояние населения. Этому пример и некоторые пункты реформ, направленных на распространение христианства среди казахов. Реформа, таким образом, ущемляла интересы мусульманской общины и введение ее встретило ожесточенное противодействие со стороны духовенства.

55.Развитие образования и культуры  в Казахстане в 19в. Развитие казахской литературы в 20-60-х годах XIX в. было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии России. В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Поэма "Батыр Нияз" посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма "Бекет батыр". Поэма "Айман-Шолпан" также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Коти-барулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847гг. стали героями эпоса "Кенесары-Наурызбай", очень популярного среди народа. Махамбет Отемисулы. Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Он родился в 1803г. в кочевом ауле Бокеевского ханства. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Стремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю и стал одним из руководителей восстания казахов Бокеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 г. поэт продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколько раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. Несмотря на тяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную политическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой. Казахские поэты первой половины XIX в. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871). Он родился в бедной семье в Уильской волости (Актюбинской области). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая. Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюнбай (1827-1896). Он родился в Жетысу. Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа. Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралинском крае. Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы Корпеш - Баян Сулу". В первой половины XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиси, биографии которых нам, к сожалению, малоизвестны. Есет родился и вырос в конце XVIII в. - первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога, был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангистау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Он сохранил и передал следующим поколениям эпическую поэму "Сорок героев Ногайлы". Музыка. В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира) Даулеткерей родился в богатом ауле Бокеевской орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной выразительностью отличаются кюи "Жiгер", "Кoныр ею шек". Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор - Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели в Бокеевском ханстве, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как "Кебiк шашкан", "Балбырауын", "Сарыарка", "Юсен ашкан". Таким образом, культура казахского народа первой половины XIX в. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры. В целом в 20-60-е годы XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительное изменения, связанные с активизацией колониальной политики России, разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальная структура, что привело к общему кризису казахского общества. Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. Уже в конце XVIII в. началась организация "гарнизонных школ" в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась "азиатская школа", готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. - военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати.  Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели - подготовку кадров для своего колониального аппарата. В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила "способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы". Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся - детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае. Ш.Ш.Уалиханов. В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева. В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте.  1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас". Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан. В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре. Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта. М. С. Бабаджанов. В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.), уроженец Внутренней Орды. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1861 г. служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г. Большой знаток истории и этнографии казахского народа, он постоянно следил за историко-этно-графической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как "Северная пчела" (Петербург), "Санкт-Петербургские ведомости", "Волга", "Деятельность", "Охота", "Записи РГО", "Туркменская Туземная газета" и т.д. М.С. Бабаджанов в конце 50-х годов стал регулярно направлять в адрес РГО свои статьи, заметки, археологические и этнографические предметы. В 1861 г. Совет общества по представлению Отделения этнографии избрал его своим членом-сотрудником, а через год наградил серебрянной медалью. Бабаджанов был первым казахом, получившим официальную награду за научные труды. Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"