Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание

1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).

Работа состоит из  1 файл

Билеты по Истории(Оригинал).doc

— 706.50 Кб (Скачать документ)

1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.

Задачи: 1. познавательная - история дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, е ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальны) проблем современности.

2. воспитательная - изучение  исторического опыта формирует  историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений.

Периодизация:   1. Древний период (до VI в. н.э)

2.  Тюркский период (VI - XII вв.)

3.  Монгольский период (начало XIII - середина XV вв.)

4.  Казахское ханство  (середина XV - начало XVIII вв.)

5.  Российский период (начало  XVIII - начало XX вв.)

6.  Советский  период (1917 - 1991 гг.)

7.  Современный  период (с 1991 - до ...)

Источники: 1. материальные - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения, на основе которых строятся знания о самых ранних этапах становления и развития человечества.

2. письменные - это  источники, появившиеся значительно позже, о древних насельниках протоказахской территории - персоязычные, греческие, латинские, арабоязычные, тюркоязычные, китайские. В них содержится информация об этногенетических событиях, хозяйственной деятельности, образе жизни населявших эту землю племен.

Историография: это история исторической науки, она включает в себя с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой - развитие методов, подходов, принципов исторического исследования.

 

2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.

Характеристика: Эпоха палеолита (древнего камня) является одним из важнейших этапов в истории человечества. Она, как указывал Ф. Энгельс, образует «основу всего позднейшего более высокого развития».

Переход наших  далеких предков к прямохождению  и освобождение рук для трудовых операций, появление первых примитивно обработанных орудий труда явились началом формирования человеческого общества. Именно труд выделил человека из мира животных. Последующая многотысячелетняя эпоха была временем медленного формирования человека как биологического вида (Homo sapiens), временем постоянного совершенствования его орудий труда и образа жизни, поступательного развития общественной организации.

Эпоха древнего каменного века — время становления  человека и его хозяйства —  характеризуется низким уровнем  производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная  организация людей в эпоху  палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.

Первобытное стадо  соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — дошелльскому и шелльскому периодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма — первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм перво-бытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens).

Периодизация: Древний каменный век охватывает 3 длительных периода: древний, средний и поздний палеолит.

Древний палеолит: 1. дошель (олдувэйская культура) - от 2,5 млн. до 800 тыс. лет до н.э.

2. шелль и  ашель - от 800 до 140 тыс. лет до  н.э.

Средний палеолит: (поздний ашель и мустье) - 140 - 40 тыс. лет до н.э. Поздний палеолит: (ориньяк, солютре и мадлен) - 40 - 10 тыс. лет до н.э.

Археологические памятники; Крупный памятник шелль-ашельского времени открыт в Бетпакдале на правом берегу р. Чу. Геологические условия залегания находок на поверхности самой высокой древнечетвертичной террасы р. Чу в урочище. Казангап свидетельствую об их нижнепалеолитическом возрасте. На стоянке, погребенной под небольшим слоем плотного суглинка, выявлено около 300 экземпляров разнообразных каменных изделий. Материалом для их изготовления служил темно-желтый кремень карбонового возраста. Основу находок составляют массивные отщепы клектонского типа. Для кремневых поделок характерны двусторонние (бифасы) и односторонние (унифасы) рубящие орудия, небольшой процент скребел, ручных рубил, нуклеусов и других форм.

Ряд интересных стоянок мустьерских охотников  был обнаружен в других местах Южного Казахстана. К ним относятся Ал-габасское, Ушбулакское, Шабактинское, Беркутинское и Шалсайское местонахождения.

Алгабасская стоянка  располагалась на третьей надпойменной террасе р. Чаян. Большинство каменных изделий представлены короткими широкими отщепами и массивными треугольными пластинами из плотного белого и голубовато-бело.'о кремня.

В урочище Ушбулак (36 км северо-западнее г. Каратау) сохранились  следы кратковременных стоянок  небольших групп охотников. Место  для лагеря выбиралось у родников в местах подкарауливания зверей, идущих на водопой. Наиболее полно характер каменных изделий передают находки у шестого родника (Ушбулак VI). Здесь на высоте 3 м от уреза родника, на глубине 1,6 м, в желтовато-сером суглинке выявлено несколько кусков известняка со следами плоских сколов и три острок-нечника. Один из них сделан особенно тщательно из тонкого полупрозрачного желтовато-серого плотного кремневого отщепа треугольной формы.

Более крупная  стоянка обнаружена юго-восточнее  пос. Байкадам на плато, возвышающемся на 200—250 м над р. Шабак-ты. Здесь оказалось около 200 изделий из кремневой гальки.

На кратковременной  стоянке палеолитического человека в Узынбулаке (севернее г. Каратау). выявлено несколько разнообразных по форме и обработке каменных орудий: скребла, скребки-скобели, резцы, комбинированные орудия типа скребков-резцов. Вместе с тем в коллекции Узынбулака много архаических изделий: рубящих орудий с грубо оббитыми лезвиями, каменных инструментов, изготовленных из широких массивных отщепов, сколотых с дисковидного нуклеуса.

Интересными памятниками  мустьерского времени являются древние  мастерские по разработке халцедона. Мелкосопочник  Бестобе (Уштобе), расположенный в 3 км восточнее урочища Ушбулак, в  ряде мест состоит из беловато-молочных и серо-розовых халцедоновых обнажений. Нередко на вершинах встречаются большие и малые глыбы халцедона со следами многократных скалываний; рядом мелкие обработанные куски, превращенные в нуклеусы, а также большое количество широких треугольных и удлиненных пластин. Отдельные участки сопок буквально усеяны отходами каменотесного производства.

 

3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.

В середине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова. По сравнению с медью она имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия.

Исследователи делят время существования культуры на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э.;

средняя - XV - XII вв. до н.э.; поздняя - XII - начало VIII вв. до н.э.

Хозяйство: Переход к одомашниванию диких животных был закономерным этапом развития человеческого общества. Прирученные и выращенные животные обеспечивали запас пищи на случай неудачной охоты, особенно в зимний период.

Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и  выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, выносливых и способных к тебеневке (добывать зимой корм из-под снега и переходить на большие расстояния), привело к увеличению стада.

Процесс овладения  человеком навыками земледелия, перевод  от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н.э., произошло это, скорее всего, в предгорьях Малой Азии.

Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч тонн меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс. тонн руды.

В гончарстве в  разное время совершенствовалась техника  лепки сосудов, что обусловливало  и различные формы горшков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.

Общественные  отношения: Развитие скотоводства привело к большей обеспеченности общества продуктами и предметами потребления, к появлению излишков продукции, к дальнейшему развитию и расширению обмена и, в конечном итоге, к началу накопления богатств.

Интенсивное развитие скотоводства явилось основой первого  крупного общественного разделения труда, выделения пастушеских племен из остальной массы населения. В развитии земледелия также произошли сдвиги. Хотя оно продолжало оставаться мотыжным, но значительно увеличились площади возделываемых полей. Изменения в типе хозяйства неизбежно привели к изменениям в общественной организации. Матриархальные отношения уступили место патриархально-родовым.

Отцовский род  при изменении основ хозяйства распространился довольно быстро, но пережитки матриархата существовали еще долго.

Семейная община являлась семейно-производительным коллективом, а при коллективном труде существовала общая собственность на средства производства и на продукты производства. Со временем, особенно в эпоху поздней бронзы, отдельные усилившиеся патриархальные семейные общины все более и более стремились к обособлению, что привело в дальнейшем к разложению первобытного строя, к возникновению семейной собственности.

К среднему периоду  эпохи бронзы, к периоду усиления межплеменных столкновений, относится  появление оборонительных укреплений в виде валов и рва, окружавших поселения в Северном Казахстане.

Культура: Обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андроново близ Ачинска.

С андроновским временем связано широкое распространение  металлических орудий труда, оружия и украшений: втульча-тых топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, браслетов, зеркал, бус и  различных подвесок.

Высокая техника  производства и законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывают на высокий уровень культуры.

Андроновские  племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград  различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в «ящиках>' из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Андроновская  культура в широком историко-культурном понимания этого термина соответствует раннему и среднему периодам эпохи бронзы. В конце II - начале I тыс. до н.э. в экономике быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.

 

4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).

Источники: В изучении древней истории племен и народностей территории Казахстана эпохи раннего железа наряду с археологическими источниками определенная роль принадлежит и новому типу источников - письменным сведениям.

Представляют  интерес надписи царей Дария  и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев - Авеста. В отличие от точно датированных надписей Дария и Ксеркса Авеста трудна для изучения главным образом потому, что в ней отложились разные по происхождению, содержании: и времени сведения. Наиболее ранними по содержанию текстами Авесты признаны Яшты - гимны, посвященные отдельные божествам древнеперсидского пантеона. В них сохранились древнейшие сказания, переплетенные нередко с эпическими преданиями.

Древнегреческие источники - Геродот, называл саков  «азиатскими скифами». В своей «Истории» он сообщает о похода> Дария на Саков. Страбон оставил свидетельства о сакских городах в приаралье.

Хронология: VII - IV вв. до н.э. Территория:

Союз  племен                                                                            Территория расселения

Каспий                                                       Западный Казахстан

Исседоны                                                   Центральный Казахстан

Аримаспы                                                   Северо-восточный Казахстан

Тиграхауда                                                Семиречье

Парадарайя                                               В приаралье, по берегам Сырдарьи

Хаомаварга                                                Южный Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, долина реки Мургаб

Политическая  история: Саки играли заметную роль в истории древнего мира. Они известны как хорошие воины, кото рые защищали свои территории от внешних вторжений, их охотно нанимали в армии других стран.

VI в. до н.э. - Саки защищают свои территории от вторжения персидских царей Кира и Дария I. Кир совершил 2 похода н; Саков (545 - 539 гг. до н.э.; 530 г. до н.э.). Во время второго похода Кир потерпел сокрушительное поражение от сакско! царицы Томирис.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"