Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание

1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).

Работа состоит из  1 файл

Билеты по Истории(Оригинал).doc

— 706.50 Кб (Скачать документ)

Казахские ханства  переживали глубокие потрясения, вызванные  дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть межфеодальные усобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юго-запада совершали набеги волжские калмыки; с севера нападали сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры. Но наиболее грозная опасность нависла с востока - со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства.

Борьба между  казахскими и джунгарскими владетелями  продолжалась более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ, торгово-ремесленных центров юга  Казахстана.

Борьба между  казахскими и джунгарскими ханствами становилась все более ожесточенной и кровопролитной. Джунгар-ские феодалы наносили казахам одно поражение за другим, угоняя пленных и скот, отнимая пастбища и имущество, истребляя подчас целые роды и аулы. Раздробленный и обессиленный беспрерывными внешними столкновениями и внутренними раздорами казахский народ испытывал в этот период величайшие бедствия и лишения.

Воспользовавшись  политической раздробленностью казахских  ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгарские владетели в 1723 году двинули свои войска в пределы Казахстана. Этот год и считается годом начала «великого бедствия» («Актабан шубырынды»).

Застигнутые врасплох, казахи вынуждены были отступить, бросая скот, кибитки, имущество. Немало народу было перебито джунгарскими феодалами, немало погибло при переправах через реки Талас, Боролдай, Арысь, Чирчик, Сырдарью. Казахские роды бежали к Сырдарье, считая, что только за ней можно чувствовать себя в безопасности.

Организованный  отпор захватчикам казахи начали с 1726 года, когда ополченцы всех трех жузов стали действовать сообща. В юго-восточной части Тургайской степи, на берегах рек Буланты и Белеуты, в местности Кара-сиыр, получившей в последствии название «Калмак кырылган», произошла крупная битва казахских ополченцев с джунгарскими феодалами. Эта первая крупная победа над джунгарскими захватчиками имела большое значение. Она подняла настроение народа, вдохновила на дальнейшую борьбу.

Серьезное положение  на восточной границе настоятельно требовало объединения сил трех жузов. На народном собрании военачальником ополчения был избран хан Младшего жуза Абулхаир.

Победа, одержанная казахами на местности Анракай («место стонов и рыданий джунгар»), была результатом объединенных действий казахских ополчений трех жузов. Анракайское сражение произошло предположительно весной 1730 года.

После Анракайской  битвы произошел раскол между  казахскими владетелями. В источниках не говорится о причинах такой  несогласованности в поведении  султанов-участников Анракайского сражения. Известно, что вскоре после него султан Абул-мамбет откочевал к резиденции казахских ханов - Туркестану, а Абулхаир спешно отступил к русским границам. Есть основания полагать, что основной причиной раскола между казахскими ханами и султанами после Анракайской битвы явилась борьба за верховную власть, На место умершего старшего хана Болата, сына Тауке, претендовали от Среднего жуза Семеке, от Младшего - Абулхаир. Выбор большинства пал на Абулмамбета. Семеке и Абулхаир сочли себя обойденными и покинули поле сражения, тем самым нанеся непоправимый удар общему делу освобождения казахских земель от джунгарских захватчиков.

Перед правителями  казахских ханств стояла важная и  сложная задача - обезопасить казахские  жузы от внешнего врага и преодолеть усиливающийся процесс феодальной раздробленности страны. Они все больше убеждались, что собственными силами этого нельзя добиться. Назрела необходимость союза с могучим северным соседом - Русским государством.

 

21 вопрос: Материальная и духовная культура казахов в XV - XVII вв.

Культура Казахстана в XVI - XVII вв. являлась культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности своих предков. Виесте с тем господствующий в ту эпоху общественный строй нашел свое отражение в формировании в культуре двух тенденций - народной и феодальной.

Развитие культуры на обширной территории Казахстана шло  неравномерно: в городских центрах  оно шло быстрее, чем е кочевых  и полукочевых районах.

Домашние  ремесла и промыслы: Основной тип хозяйства наложил свою печать на характер домашних промыслов и ремесел. Письменные источники и памятники материальной культуры, восходящие к XVI - XVII вв., свидетельствуют о наличии у казахов ряда профессиональных ремесел. Ведущее место среди них занимали кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное.

Казахи издавна  умели выделывать кожу и войлок и  окрашивать их в различные цвета, владели техникой тиснения, аппликации и узорного шитья по войлоку и коже.

Особой популярностью  пользовалось искусство казахских резчиков по дереву. Резчики вытачивали из березовых корней красивые по форме и богато орнаментированные геометрическим узором чаши, изящные ковши для кумыса. Ремесленники также делали доспехи и парадное оружие, луки, колчаны для стрел, щиты, ножны, рукоятки сабель.

В XVI - XVII вв. среди казахом имелись рудокопы (кенцл), хорошо знавшие месторождения полезных ископаемых и технику их разработки.

В основе своей  казахское хозяйство XVI - XVII вв. было натуральным. Большая часть изделий домашних промыслов шла на удовлетворение потребностей семьи производителя, не превращаясь в товар. Однако, это не говорит еще о том, что товарного хозяйства не существовало. Например: Деревянные остовы юрт сбывались в полупустынные и степные местности, обменивались на скот.

Жилище: Абсолютное большинство населения Казахстана XVI - XVII вв., занимавшееся кочевым и полукочевым скотоводством, обитало в переносных жилищах. Они различались своей формой, размерами и конструкцией. В теплое время года скотоводы жили в легких переносных жилищах, в холодное - большей частью (исключая кочевников) в постоянных теплых помещениях - землянках и наземных домах.

Наибольшее распространение  имела юрта, которая относится  к типу легко разборного жилища, приспособленного к кочевому образу жизни.

Одежда. Пища: Казахи обычно носили рубашки, поверх них бешмет, камзол и разнообразного типа халаты (шапан). Зимней одеждой были широкий теплый кафтан, изготовленный из овечьей или верблюжьей шерсти и покрытый плотной материей. Казахи носили также широкие штаны (шалбар). Зимние - из дубленой овчины шерстью внутрь, летние - из материи, армячины, козлиной или сайгачьей шкуры без шерсти.

Свадебные обычаи: Духовная культура народа, как известно, раскрывается в обычаях, в частности, в свадебных.

По казахским народным преданиям, инициатива в выборе невесты для молодого человека принадлежала его родителям. Обычай требовал, чтобы невеста была из другого рода, ибо внутри рода бракосочетание запрещалось до седьмого колена.

В случае смерти жениха (мужа) невеста (жена) переходила к его брату или ближайшему родственнику по праву аменгер-ства.

Религия: В XVI - XVII вв. казахи официально исповедовали ислам. Основными центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара, Астрахань.

Однако среди  трудового народа ислам не пустил глубоких корней, народные массы еще были далеки от догм ислама и больше придерживались верований доисламского времени, основанных на культе тенгри. В их мировоззрении еще долго существовало двоеверие: соединение ислама и меры в «тенгри». Казахи исповедовавшие культ тенгри, с рассветом поклонялись восходящему солнцу.

Казахи полагали, что почитание духа предков несет  им счастье, обилие продуктов, помогает им сохранить стада. Духам приносили  жертвы, устраивали в их честь поминки. Культ предков, основанный на почитании образа родоначальника, сохранился у казахов и до более позднего времени, что подтверждают русские источники.

Носителями старых обрядов были казахи-кочевники, мало подверженные исламу, и особенно баксы, не принимавшие идеологию ислама. Все эти проявления язычества преследовались мусульманским духовенством. Бухарские шейхи и казии, подстрекаемые Шайбани-ханом, составили решение, в котором утверждалось, что поскольку казахи - идолопоклонники, то хану следует объявить против них священную войну.

Таким образом, время позднего средневековья оставило заметный след в истории культуры казахского народа. В XVI -XVII вв. окончательно сложились и закрепились главные элементы духовной культуры казахов. Народные массы были творцами прекрасных образцов устного народного творчества, памятников своеобразного зодчества, произведений музыкального искусства. Хотя темпы культурного прогресса были сравнительно замедленными в силу консервативного типа хозяйства и соответствующих ему общественных отношений, в казахском обществе в этот период несомненен определенный прогресс в развитии народного творчества.

 

22 вопрос: Казахско-русские отношения в XVI - первой трети XVIII вв.

Джунгаро-казахские  войны, угроза разорения подтолкнули  казахских правителей на союз с Россией. Русское государстве было заинтересовано в отношениях с Казахстаном в целях безопасности традиционных путей через Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со среднеазиатскими ханствами и джунгарами. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В 1573 году в Казахскую степь было направлено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, но оно не дошло до Казахстана, так как было истреблено сибирскими татарами.

Российская дипломатия продолжала использовать любую возможность  для казахско-русского сближения. Чтобы  стимулировать торговый обмен, правительство России предусматривало конкретные шаги. Сторонники российской ориентации начали оказывать все большее влияние на правящую верхушку казахского общества.

Многочисленные  посольства («хана Каипа и народа»  в сентябре 1716г., Никиты Белоусова  в октябре 1716 г. и другие) способствовали улучшению русско-казахских отношений  в начале XVIII века. Появилась реальная возможность подписания соглашения о совместной борьбе с Джунгарией, контуры которого наметилсь еще в 1716 году, а затем во время поездки в Казахскую степь русских дипломатов. Казахи получили возможность торговать в районе Ишима.

В постановке вопросов экономической политики относительно казахских жузов казанская администрация стояла на тех же позициях, что и сибирская, - установление дружественных и союзнических отношений с казахами, имея в виду возможность их использования против Джунгарии. Однако казанская администрация с самого начала развивала более активную деятельность, добиваясь, очевидно, если не полного, то хотя бы частичного подданства казахских жухов и превращения их в вассалов русского государства.

После смерти Петра I на время несколько ослабли связи России с казахскими и среднеазиатскими ханствами. Это связано с «годами великого бедствия», наступившими в результате агрессии Джунгарии на Казахстан. В начале 20-х годов XVIII века борьба казахов с джунгарами достигла своего апогея, а казахские ханства оказались в особенно тяжелом положении, создавшемся после событий 1723 года.

Жизнь требовала  укрепления и развития русско-казахских  отношений, в этом были заинтересованы обе стороны. Складывались условия для перехода связей Русского государства и казахских ханств на новый, более высокий уровень.

 

23 вопрос: Исторические и политические предпосылки присоединения Казахстана к России. Принятие российского подданства казахами Младшего и Среднего жузов. Статус Казахстана в составе Российской империи.

Исторические  и политические предпосылки присоединения  Казахстана к России: Наряду с экономической отста лостью, феодальной раздробленностью одним из факторов, тормозившим развитие производительных сил Казахстана, явилаа внешнеполитическая опасность.

Единственный выход, который видела наиболее дальновидная правящая казахская верхушка в этой тяжелой для народ; обстановке, состоял в принятии российского подданства.

Значительную  роль при решении вопроса о  вхождении Младшего жуза в состав России сыграла «ханская партия» во глав« с ханом Младшего жуза Абулхаиром. Она сумела лучше других группировок в степи правильно оценить сложную внутреннюк и международную ситуацию, в которой оказались казахские ханства, ранее других понять, что устранить угрозу со стороне Джунгарии, а также Цинской империи и прекратить внутренние усобицы, можно лишь с помощью России в условиях включе ния, в первую очередь, Младшего жуза в состав России.

Принятие  российского подданства казахами Младшего и Среднего жуза: 19 февраля 1731 года императрица Анн; Иоановна подписала грамоту хану Абулхаиру и «всему казахскому народу» о добровольном принятии их в российское поддан ство. Для сообщения казахам о присоединении к России Младшего жуза и приведения их к присяге 30 апреля 1731 года в Казахскую степь было направлено специальное посольство во главе с А.И. Тевкелевым.

Получив известие о направлении к нему российского  посольства с целью приведения казахов  к присяге на русское подданство, Абулхаир со своими аулами двинулся навстречу Тевкелеву. Для встречи и охраны посольства хан снарядил отряд е 200 воинов во главе со своим старшим сыном султаном Нуралы и султаном Батыром.

Вечером 7 октября  Тевкелев в сопровождении геодезистов  А. Писарева и М. Зиновьева и семи башкирских старшин бы; принят в  резиденции Абулхаира.

Значительную  роль в принятии казахами Младшего жуза российского подданства сыграл знатный батыр Букенбай, который принял присягу на подданство российское и обещал свое содействие в улучшении казахско-русских отношений, поскольку понимал необходимость этого шага.

Важнейшими положительными результатами принятия российского  подданства казахами явились указы  императрицы, запрещавшие волжским калмыкам, башкирам, русским, сибирским и яицким казакам «войною ходить и разорять» казахов пo^ страхом большого наказания. Реальные преимущества вхождения в состав России были столь наглядны и убедительны, чтс примеру Младшего жуза последовали Средний жуз, каракалпакские владетели и ряд представителей правящей верхушкк среднеазиатских ханств.

Известия о  посольстве Тевкелева в Младший жуз дошли и до кочевий Старшего жуза. В результате чего в конце 1733 годе посланцы Старшего жуза Аралбай и Оразгельды прибыли к хану Абулхаиру с просьбой, чтобы он ходатайствовал перед императрицей Анной Иоановной о принятии Старшего жуза в российское подданство. В это же время султаны и бии Старшего жузг обратились с посланием непосредственно к самой имератрице с просьбой о принятии их в российское подданство. Это былг первая попытка со стороны Старшего жуза войти в состав России.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"