Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Казахстана".

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ГОС[1]..doc

— 446.50 Кб (Скачать документ)


1.   Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и  во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.

«В потоке истории»

Периодизация дух-сти народов КЗ:

- освоение тер-ии КЗ ариями (Аркаим)

-4-5 тыс лет назад – саки (курганы Иссык, Бесшатыр)

-3-4тыс. протогунская волна – появл-ся тенгрианство

-1,5тыс возникает Тюрк каг-т, появ-ся кыпчаки, огузы

-1300-1100 л. назад духовный центр тюрков запульсировал на Востоке

-1100-900 л. назад накатывает мощная волна арабо-исламского духа. Дух народа проявл-ся в трудах Аль-Фараби, Кашгари, Баласагуни.

-11в испытывает огромное влияние суфиев, Яссауи, кот-ым были проникнуты все ур-ни менталитета

-12-14в народ попадает в цепи 4-ой империи – Чингизизма. Яссы – часть духовной истории казахов.

-15-17в каз ханство закладывает основы общенародной дух-ти. Дух народа выражает себя в выговаривании имени «казах»

-17-19в это борьба с джунгарами, где выразителями нац-го духа явл-ся батыры. Каз народ попадает в объятия 5-ой империи – Российской

-20в нац-ный дух входит в состав 6-ой империи СССР, которая не была заинтересована в подлинном самоопределении каз духа

-с сер 80ых всплеск народного духа. 6-ая империя рухнула, каз самосознание имеет возможность понимания «своего нац-го Я в потоке истории», но это лишь возможность кот-ая должна стать действит-тью, фактом массового сознания не т/о казахов, но и всех казахстанцев

 

 

2.  Каменный век на территории Кз.

и его периодизация подразделяется на палеолит –древний,мезолит-средний,и неолит –новый. Палеолит делится на нижний (ранний), средний (мустье), верхний (поздний). Горы были ниже,  что позволило климату быть более влажным и жарким (тропический). Расселение древнейших питекантропов и синантропов в г Каратау, они были охотниками и собирателями, жили стадами. Мустье, неандертальцы жили общинами, добывали огонь трением, строили жилища из костей животных,  появл период начальной формы матриархальной родовой общины и  1-е религ. Верования. ПОЗДНИЙ усилилось горообразование (Каратау, Тянь-Шаня), климат стал более влажным. Франция (кроманьон) - «человек разумный». Дальнейшее расселение на север. Мезолит- таяние Ледников (потепление) сокращение степей и лугов. Люди стали кочевать вслед за животными. Занимались обработкой кости и изготовляли примет одежду из шкур. Неолит-природа приняла совр вид. Люди нач зан  земледелием и скотоводством, освоение Ме, керамика. Появление родового совета и обществ собственности. Усопших хоронили в своих жилищах. Стоянки; Саксаульская, Ботай, пещера Караунгай. В эпоху  мезолита происходит 2 важных события: изобретение лука и стрел и микролитическая обработка камня. (Гусбай, Евгеньевка)- наиб тепичн стоянки.

 

3.  Казахстан в эпоху бронзы.

На рубеже 1-2 четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Арх. памятники племен К.-на эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Юж. Сибири. На всей территории К.-на развивалось скот.-земледельческое хозяйство. Андрон. культ. делится на 3 периода: ранняя бр. - XVIII - XVI вв. до н. э., сред. - XV - XII вв. до н. э., позд. - XII - начало VIII вв. до н. э.

В Центр. К.-не ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура, средний – атасуский -  по группе могильников в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В то время стали появляться поселения - предшественники городов. Одно из них Аркаим - на границе Челяб. и Куст. обл. В период средней бронзы значительно изменились домостроит.-во, орг.-я поселений. Примером быт. комплекса явл. поселение Тасты-Бутак в Зап. К.-не. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Вост. К.-не десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. Памятниками сред. бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары.  Племена бронз. века образовали культурный пласт, на основе кот. происходило формир. культуры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастуш. скотоводство и мотыжное земледелие. В скот.-ве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство. На пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центр. и Вост. К.-н. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшении, А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.  По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы. В языковом отношении они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

 

4.  Материальная и духовная культура саков Казахстана.

С сакским временем  связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.

Кочевое скот.-во, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще зап. и отчасти центр. К.-ну. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках. Осн. видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки).Такое скот.-во было распространено в Вост. К.-не, Семиречье, ряда районов центр. и зап. К.-на. Следующий тип скотоводства – оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков.  Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с металлом. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы саки отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари.

Использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей.

 

5. Гунны-первая кочевая империя в Центральной Азии.

В IV - 111 веках до н. э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства, О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма Цянь. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китай и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была мерная волна переселения сюнну па территорию Казахстана н Средней Азии. Хунну - кочевые племена ( кочевое скотов., мет-я, керамика, торговля с Китаем).

Вторая волна началась в I н.э. когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центр. К.-не, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов». Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

 

6.  Гос-во уйсуней и кангюев на территории Каз-на.              

В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета , пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца

Государство усуней. Хозяйство, социальная структура усуньского общества.

Племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центр. Азии. Предводитель усуней носил титул гуньмо. Основная терр.-я усуней располагалась в Илийской долине, а зап граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Столицей усуней – Чигучен (город красной долины) – находился на берегу озера Иссык-Куль. Политическая история усуней в некоторых источниках прослеживается до 3 века н.э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Этническая принадлежность усуней до конца не выяснена. Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие – что они предки тюрок и говорили на тюркском языке. Скотоводство в жизни усуней сыграло определяющую роль. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, посуду изготовляли в большом количестве, ее лепили из глины. Изготавливали черпаки для кумыса. Усуни разрабат. месторождения меди, свинца, олова, умели плавить железо, из которого изготовляли ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благ. металлов – бусы для женщин и украшения на одежду. Также известны находки печати из глины, камня. Некоторые усуни военноначальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати. Т.о., и письм. источники, и арх. раскопки свидет. о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Государство Кангюй. Политический строй, хозяйство.

Впервые канглы упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Канглы умели выплавлять железо, делать из нее предметы обихода, из кости изготавливали накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения из золота, бронзы, бусы из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла. Среди украшений – каменные, металлические, стеклянные бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней. Принадлежали к северо-ирранским племенам и были тюрркояз.народом. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке поля и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок, кувшинов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Использовались и костяные земледельческие орудия. Таким образом, на рубеже н.э. и в 1 тыс. н.э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное государственное объединение – канглы, которое играло важную роль в истории Востока. Население занималось ремеслами, торговлей, скотоводством, земледелием. Канглы связаны политически, экономически, культурно с Китаем, Римом, Куманской Империей.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"