Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Казахстана".

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ГОС[1]..doc

— 446.50 Кб (Скачать документ)

 

7.  Тюркский каганат-первая Евразийская кочевая империя.  Западно-тюркский каганат.

Эпоха Великого переселения народов (2-5 века) в значительной мере изменила этнич. и политич. карту К.-на, Ср. Азии и Вост. Европы. Во 2 веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Сев. Монголии до Вост. Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В 6 веке земли К.-на попали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители из которой вышли из династийного рода алшын племени  тюрк. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Родоначальник - Бумын-каган. Тюркский каганат достиг полит. господства в Центр. Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее.

Западно-тюркский каганат (603-704 годы). Этнополитическим ядром каганата стали 10 племен Он-Ок-Будун, занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джигую-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-Джагбу-кагана (618-630 гг.). Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-змледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводством. Первым лицом в каганате – каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, возможный собственник всех земель). Высшие титулы в каганате – ягбу, гиад, эльтебер – принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата было из свободных мелких общинников – скотоводов (карабудуны). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.

 

8. Роль тюргешей и карлуков в истории средневекового Каз-на.

Тюргешский каганат. (704-756 гг.)

Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии были под властью Западно-тюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетису тюргеши. Родоначальником династии – Уч-Элик-каган (699-706). Главную ставку он учредил в г. Суябе. 2-й столицей был г.Кунгут. Он разделил страну на 20 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником Уч-Элик-кагана стал его сын Сакал-каган (706-711). Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Тюргешский каганат – в течение нескольких лет тюргеши находились в политической дестабилизации. На  престол пришел Сулук-каган (714-738). Военно-административная власть перешла к племенам черных тюргешей (карабудун), чья орда (ставка) перенесена была в Тарас (Тараз).

Образование Карлукского государства.

Государство Карлуков (756-940 гг.). Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку. Название уч-карлук – распространенный носильный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Ель-Тебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центр. Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ягбу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джагбу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов – Тараз и Суяб. В 940г., тогдашний центр каррлауков г.  Баласагун был хахвачен кашгарским гос-м и карлуки подчинились, гос-во распалось.

 

9.  Гос-во Огузов и его роль в военно-политической истории Евразии.

Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав аганс вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры и др.

В конце 9 – начале 11 вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья аганс были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно они жили  в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья.

В 10 в. Столицей огузского гос-ва стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Ср. Азию, Вост. Европу, и Центр. Азию. Главой огузского гос-ва был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей – кюль-эркинов. Власть верх. Правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе джагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».

Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья.

На рубеже 10-11 вв. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племён, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришёл к власти около середины или в начале второй половины 10в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нём гос-во настолько усилилось, что аган в 1041 г. Захватили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик был казнён сельджуками.

 

10.Образование и развитие Кимекского каганата.

         Кипчакское ханство. Кипчаки в истории средневекового Каз

В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кьпчакское ханство (начало XI пека – 1219 год), В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI – ХП веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей была в г. Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен – алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Кыпчакп стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

В тяжелые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь разгромив печенегов. Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии  хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

Кимекский каганат.

Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию зап. Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому  хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, аганс, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри аганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати.

В 9 -  нач. 11 в. У кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати.

В начале 11в. Рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и  миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.

 

11. Государство Караханидов-первое мусульманское тюркское гос.в Казахстане

Родоначальник – Сатук Богр-хан (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва караханидов. В образовании  и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке.

В конце 30-х гг. 11в. При Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: зап. Ханство  с центром в Бухаре, включавшее в себя Мавераннахр вплоть до Ходжента и вост., в кот. Входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун.

После разгрома караханидо – сельджукского войска в 1141 г. Власть над обоими ханствами караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. В борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. История могущественного гос-ва Караханидов на этом завершилась.

В отличие от политических устройств кочевых обществ на тер. Каз–на военное управление было отделено от административного. Гос-но-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем  в 11-12вв. в Семиречье и Юж. Каз – не часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. В идеологии кочевого  и осёдлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в кач-ве гос. Религии. Исламизация, в особенности юж. Районов Каз-на, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой письменности на арабской графике.

 

13. Переход племён Каз-на к номадизму.

Развитие и разделение земледелия растянулось на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными  8-7 тыс. до н.э. и произошло это, скорее всего, в горных районах Малой Азии. В 6-5 тыс. до н.э. земледелие распространилось в Ср. Азии, сначала на юге Туркменистана, в предгорьях Колет-Дата. В горные и степные районы КЗ земледелие пришло в эпоху бронзы в 3 тыс. до н.э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили: что возникло раньше – земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что и то, и другое чел-к осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном кол-ве воды. В засушливых районах и малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием.

 

14.  Города средневекового Каз-на. Шелковый путь.

ШП нач-ет функционир-ть как регулярная дипломат  и торг артерия в сер-не II в до нэ. В 6-7вв наиболее оживленным становиться путь, проходивший из КТ на зап ч/з Семиречье и Юж.К-н. Через ШП шло основн число посольских и торг караванов. Когда ШП уже активно функционировал, в КЗ проникают римское стекло и монеты, китайск шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы – застежки и камни – печатки из Сасанидского Ирана. КЗ-кий участок ШП, если двигаться с зап на вост, шел из Шаша (Ташкент) ч/з перевал Турбат в Ис(ф/п)иджаб, Сайрам (Сарьям). Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Исфиджаба караваны шли на вост в Тараз ч/з гг Шараб и Будухкет. В конце 6 в. Происходит оживление ШП на участке Семиречья и Юж КЗ, что сыграло важную роль в разв-ии городск кул-ры региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге КЗ способствовал быстрому росту гг. По ШП распростр-сь кул-ные растения. Однако главн предметом торг-ли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. Шелк и часть товаров провозимых по ШП, оседала в гг КЗ-го участка. По ШП распрост-сь не т/о изделия, но и мода на художест-ые стили, кот-ые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в опред-ную этнокульт-ую среду, получали широкое распрост-ие

 

15.  Кул-ра древних тюрков.

Осн-ое культовое поклонение вызывало Небо (Тенгри) и Земля (Иер) – Вода (Суб). По воле Неба правили каганы. Умай – женское божество – покровит-ца домашнего очага. Важным был культ священных гор (ыдук баш) – «священная отюкенская чернь» (Хангайскик горы) – кот-ая считалась покровителем каганского рода. Кроме этого тюрки населяли мир всевозможными духами. Это поддерживало институт шаманизма. Наряду с этим тюрки были знакомы  и с иными религиями: буддизмом, христианством, манихейством. С-ма религиозных взглядов тюрков явл-ся монотеистической (бир-тенгри), в основу кот-го лег культ поклонения Кок-тенгри. Наряду с этим имелись пережитки, такие как языческие культы: аластау (поклонение огню) и т.д. У древних тюрков имелся алфавит (рунический), основанный на согдийском письме, в нем насчитывалось 38 букв. Основные пам-ки располагаются на тер-рии Монголии (Орхонно-Енисей, Ардос). В 3-5 вв. Существовало 2 вар-та рунического письма: гуннская и восточная. Тексты надгробных стен Кюльтегина, Бильге-кагана, насыщен эпитетами, метафорами, кот-ые сохранились и у казахов (Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов). Письменность сохранилась до 13 в. Отголосками ее явились эпические сказания: «Коркыт-ата», «Огуз-наме», «Алпамыс».

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"