Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Казахстана".

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ГОС[1]..doc

— 446.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.

 

24.  Укрепление казахского государства во второй половине 16 века.Деятельность Хак-Назара и Тауекеля.

Осн. Направлениями полит. Активности ханов казахов второй трети XVI в. Были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного каз. Хана Хакк-Назара (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время каз. Земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибир­ского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.

Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Каз. Ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполит. Обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Рус. Гос.-тво после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сиб. Ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Ст. жуза, оираты (джунгары). В какой-то период каз. Власти контролировали лишь территории к югу от Улутау. На Сары су. В Северном Приаралье, Каратау, в Зап. Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Каз. Роды кочевали на терр.-ии Сиб. Ханства, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Вост. К.-на и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других наро­дов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казах­ском Мл. жузс.

Хакк-Назар-хану удалось взять под свой кон­ролль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расшире­ния стало Русское государство.

В Юж. К.-не Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть зам­кнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельч. Центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание направо владения несколькими горо­дами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у каз. Хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры каз. Султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.

Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.

После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекс. Хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. Через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Теуекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Каз. Же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.

В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. Ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахски­ми султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Моск­вой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. Предпринял новый поход в Ср. Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Ср. Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Ср. Азию, Таваккул-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового каз. Хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с пред­ставителем Аштарханидов в состав Каз. Ханства вошли Тур­кестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштар­ханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Каз. правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства оконча­тельно вошел этот регион и на двести

 

25.  Основные этапы этногенеза казахской народности и её этнический состав.

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием.

В XV – XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV – XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологической о состава казахского народа.

Сложившаяся народность со второй половины XV века стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи». Происхождение этнонима казах являлось предметом дискуссий, оно отражено в многочисленных легендах. Казах – тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, то есть – это вольный, свободный, независимый человек. Такой трактовки придерживались видные исследователи В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Барюльд, С. Ибрагимов, В. П. Юдин. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхайра их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.

 

26.  Причины образования и особенности развития казахских жузов.

Особенностью Казахстана является то, что на ею территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV – XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения – номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всею в монгольские улусы.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакгы, жалаиры.

Средний жуз занимал район Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской иизмсшюсш. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие.

 

27. Казахское ханство в XVII веке.Особенности социально-политического развития.Уложение Тауке-хана Жеты жаргы.

В ист. К.-на ханского периода известен законодат. Памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создат. Принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев – из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в ист. Каз. Ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри.

В «Жеты Жаргы» были закреплены осн. Принципы и нормы права средневек. Каз. Общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в гос.-ве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступле­ния: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники.

Каз. Общество сост. Из двух основных соц. Групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политич. И правовым признакам. Это ак суйек – белая кость, к ней относились только чингисиды – потомки Чингис-хана и ходжи – потомки сподвижников пророка ухаммеда. Остальные группы относились к кара суйек – черной кости.

Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингис-хана по мужской линии Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом гос.-ве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени Упр.-е каз. Обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты Жаргы».

На вершине соц. Иерархии находился хан При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей терр.-ей ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитич. Курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга.

В каз. Обществе были баи – богатые и кедей – бедные. Богатство давало огромные выгоды, обществ. Престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения.  Самой бесправной соц. Группой каз. Общества были рабы (кул). Осн. Источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина.

В каз. Ханстве имело место земельное пожалование, кот. Приобретало наследственное право – сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом – согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, Простые люди привлекались к общественным работам – мардикар, Принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей – джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

29.  Институт биев в казахском обществе.

Толе би. Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жетi Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 г. в урочище Жайсак близ Чу ( в Жамбыльской области) После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течении 6 лет (1743-1749). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник,  у ее автора – духовный отец Майин». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке хана, имя Толе би прочно вошло в сознание народа. За годы великого бедствия «Актабан шубырынды» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 г. в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область). \\

Казыбек би Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему жузу, к роду каракесек племени аргын. Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли казыбек би в  судьбе казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, остаивавших его независимость, территориальную целостность. Казыбек би умер в  декабре 1764 г. у подножья горы Семизбура у источника Теректи. \\ Айтеке би. Айтеке би (подлинное имя Айтых) Бейбекулы. Сведения о его биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в  совещании по поводу объединения 3-х жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жетi Жаргы». Он- помощник и советник Тауке хана, сам батыр участвовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне уровне,  дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошел в историю казахского народа как инициатор объединения 3-х жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хане.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"