Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.
Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы
После образования
Союза ССР в 1922 году на основе Декларации
и Договора об образовании СССР была
принята первая Конституция СССР
1924 года, а на ее основе - новая Конституция
РСФСР 1925 года. Дальнейшее развитие Конституции
России шло на основе общесоюзной
Конституции и в строгом
В середине 30-х годов
в советском союзном госу¬
В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Со¬ветов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 году была принята новая Кон¬ституция РСФСР.
В 1977 году в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Консти¬туция. На ее основе в 1978 году была принята Консти¬туция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 года, хо¬тя и со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991-1993 годах.
12 декабря 1993 года
путем всенародного голосова¬
Приступая к исследованию заданной темы, мы ставили перед собой основную цель раскрыть основные этапы конституционно-прававого развития России.
Сообразно выдвинутой цели, мы постарались решить ряд задач:
1. Охарактеризовать основные черты конституций 1918, 1924, 1936, 1977,1993 годов;
2. Проанализировать предпосылки принятия конституций в России;
3. Раскрыть основные аспекты вышеупомянутых конституций.
1. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР
1918 ГОДА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.Разработка Конституции
Декреты II cъезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобра¬зований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рас¬сматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г) .
Второй этап начался с принятия на III съезде Советов рабочих, крес¬тьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящегося и экс¬плуатируемого народа (январь 1918 г.) документа, определившей основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.
Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики. III Всероссийский съезд Советов ПО¬УЧИЛ ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.
Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.
Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:
1. О федеративном
устройстве государства. Левые
эсеры предла¬гали ввести административно-
Синдикалистский характер предложений, сделанных представителем Наркомюста М. Рейснером, выразился в следующем определении: «Территориальная организация и территориальный федерализм совер¬шенно не могут служить основанием для решения государственных во¬просов в социалистической республике. Ибо наш федерализм есть не союз территориальных государств или штатов, а федерация социально-хозяй¬ственных организаций. Она строится не на территориальных фетишах осударственной власти, а на реальных интересах трудящихся классов Российской республики».
Субъектами Федерации,
с точки зрения представителя
Наркомата юстиции, должны были стать
местные федеральные общины-
2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав ниж¬ние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их поли¬тических функций.
На решение вопроса о статусе Советов сильное воздействие оказыва¬ли автономистские тенденции, развившиеся в первые месяцы советской власти: в ряде областей страны местные Советы формировали «незави¬симые республики», «свободные трудовые коммуны» и т.п. Самовластие местных Советов часто бывало чрезмерным, что угрожало государствен¬ному единству страны.
3. О Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преоб¬разовании этого органа и слиянии его с Всероссийским центральным исполнительным комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности влас¬тей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНСНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.
На заседании ВЦИК по вопросу о подотчетности СНК развернулась дискуссия. Свою позицию большевики обосновывали следующим обра¬зом: советский парламент не имеет ничего общего с буржуазным, в котором борются разные политические силы; советский парламент не может отказать СНК в праве издавать неотложные декреты без предва¬рительного обсуждения ЦИК в рамках общей программы съезда Сове¬тов; в руках ЦИК сосредоточивается общий контроль над всей деятель¬ностью СНК и возможность сменять правительство или отдельных его членов. Большевистская резолюция была принята.
4. О социально-экономических
преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты)
настаивали на тотальной
Все предложения
оппозиции были отвергнуты созданной
в июне 1918 г. специальной комиссией
во главе с В.И. Лениным. В проект
в качестве составной части вошла
Декларация прав трудящегося и эксплу¬
вверх страницы