Конституционное строительство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.

Содержание

Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.99 Кб (Скачать документ)

·                    организация единой системы народнохозяйственного  учета;

·                    установление основ законодательства о труде;

·                    законодательство о судоустройстве и судопроизводстве;

·                    уголовный и гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве;

·                    законы о правах иностранцев;

·                    установление основ законодательства о браке и семье;

·                    издание общесоюзных актов амнистии.

Как видно, четко  прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных  республик был ограничен в  пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная  республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывающие особенности  республик. За каждой республикой сохранялось  право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия.

Конституция закрепила  положение об одинаковой силе общесоюзных  законов на территории всех союзных  республик: в случае расхождения  закона союзной республики с законом  общесоюзным действовал общесоюзный  закон. Следовательно, Конституция  окончательно утвердила приоритет  союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции указан не был. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Для граждан СССР устанавливалось единое союзное  гражданство, каждый гражданин союзной  республики являлся гражданином  СССР.

В целом в жизни  советского общества произошли качественные перемены:

Во-первых, на практике была доказана возможность изменения  капиталистических отношений и  замены их принципиально иным социальным строем;

Во-вторых, в эти  годы были заложены основы нашего военно-политического  и индустриального могущества.

В-третьих, были ликвидированы  все эксплуататорские классы.

В-четвертых, в стране сложилась две основная форма  собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной.

В-пятых, менялся  облик всех народов СССР, укреплялись  их дружба и сотрудничество.

Новое качественное состояние советского народа привело  политическое руководство страны к  выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как уже отмечалось, изменения  в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936г.). Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.  

Вопрос 3: Национально-государственное  строительство накануне Великой  Отечественной войны 

В 30 – 40-е года происходят большие изменения в организации  государственного единства. Они развиваются  под воздействием двух групп факторов – внутренних и внешних. Главным  внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление новой исторической общности людей – советского народа, развитие социалистических наций и народностей.

На развитие единства влияли и внешние факторы, то есть расширение территории советского государства  в 1939 – 1940-х годах, имевшие различную  природу.

Происходит изменение  количества союзных республик, их границ и правового статуса. В результате принятия новой конституции Союза  одна союзная республика была упразднена (ЗСФСР), но возникло пять новых членов Советского Союза. Причины ее упразднения  в разных источниках раскрыты по-разному. Принято считать основной из них  изменение исторической обстановки, достижение тех целей, для которых  создавалась ЗСФСР. Если раньше республики подталкивала к объединению скудность  имевшихся ресурсов каждой из них, то теперь бедность Закавказья ушла в  прошлое. Достаточно сказать, что по сравнению с 1913 годом крупная  промышленность Азербайджана выросла  в 6,8 раза.[1;37] Экономические связи, которые  сплачивали республики Закавказья, конечно, еще более укрепились. Одновременно возрос и удельный вес непосредственных связей каждой из них и с другими  союзными республиками. Самое главное, что отпала специфическая причина, вызвавшая в свое время необходимость  объединения - стремление к установлению национального мира, которого не было в Закавказье в первые годы Советской  власти.

Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен  на июньском (1936г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждении проекта новой конституции Союза. Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнило свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в конституции СССР 1936 года, предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР.

В феврале 1937 года Чрезвычайный Восьмой Всегрузинский съезд Советов принял новую конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения была поддержана еще при обсуждении проекта конституции Союза и закреплена в ее основном законе, принятом 23 марта 1937 года. Подобно Азербайджану и Грузии на съезде Советов было принято специальное постановление «О ликвидации Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики», в котором говорилось: «согласно 13-й статье Конституции СССР, по которой устанавливается непосредственное вхождение Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской СССР в Союз ССР признать необходимой ликвидацию ЗСФСР и ее руководящих органов, выполнивших свою историческую роль». [5;464] Таким образом, их новый правовой статус был определен не только общесоюзным законом, но и высшими органами самих республик.

Несколько иначе  вошли в состав СССР еще две  новые союзные республики – Казахская и Киргизская, преобразованные из автономных.

Казахская государственность  возникла в 1920-м году, когда была образована в составе РСФСР автономная республика, получившая тогда название Киргизская. В 1921-м году к этой республике были присоединены две крупные губернии – Акмолинская и Семипалатинская. В 1924-м в ходе национально - государственного размежевания Средней Азии, к Казахстану отошли значительные территории, примкнувшие к республике с юга, в том числе Семиреченская и Сыр-Дарьинская области. Территория республики выросла на 1/3, а население почти на 1,5 млн. человек.[6;243] Теперь все казахские земли были воссоединены. В 1925-м году было восстановлено исторически правильное название республики, ее населения. Пятый съезд Советов Киргизской АССР постановил впредь именовать коренное население казахами, а саму республику – Казахской.

Рост и укрепление Казахской АССР побудил некоторых  работников республики поставить вопрос о преобразовании ее в союзную. Но в 1924-м это было еще преждевременно: отсталая экономика, плохие средства сообщения, сплошная неграмотность, патриархально-феодальные пережитки не позволили бы без помощи РСФСР успешно развивать республику.

Обстоятельства изменились к 1936-му году. К этому времени Казахстан  сделал громадный рывок вперед. Благодаря  постоянной помощи всероссийских и  всесоюзных партийных и государственных  органов Казахстан уверенно догонял  по своему потенциалу центральные районы страны. К концу второй пятилетки  ранее крестьянский Казахстан стал индустриальным краем: промышленность республики составляла уже 50% от вала, удельный вес городского населения  уже к концу первой пятилетки  поднялся до 25%.[11;132]

Заметных успехов  Казахстан добился и в сельском хозяйстве, где ему пришлось преодолеть громадные трудности, поскольку  здесь наряду с оседлыми земледельческими районами большое место занимали кочевые и полукочевые, в которых  проводить коллективизацию было необычайно трудно. Пришлось начать с  перевода кочевников-скотоводов на оседлость. Однако эта политика не увенчалась желаемым успехом, больше того она привела  к массовой откочевке казахов  даже за пределы нашей страны –  в Китай. туда переселилось до двух миллионов человек. В 1932-м году в оседлых районах коллективизация была в основном завершена, в животноводческих же к этому времени объединилось лишь чуть больше половины хозяйств. Затем, по ходу ликвидации известных перегибов, которые не перешли и этот регион, коллективизация пошла успешно в скотоводческих районах.

Развивался и транспорт, особое место имело строительство  знаменитого Турксиба. Развитие экономики вызвало и рост культуры. Это способствовала и развитию национальных кадров, что позволило развернуть коренизацию. Идея преобразования Казахской республики в союзную впервые появилась в проекте новой конституции СССР. Она получила одобрение трудящихся республики при всенародном обсуждении проекта. 5 декабря 1936 года с принятием конституции Казахская республика стала союзной.

Киргизский народ  впервые получил собственную  автономию в 1924-м году, когда в  ходе размежевания Средней Азии была образована Кара-Киргизская автономная область. Позже она была преобразована в Киргизскую автономную республику. Теперь же она получала статус союзной республики. Как ив Казахстане, это было подготовлено успехами экономического и культурного развития республики.[6;354] Преобразование Казахстана и Киргизии в союзные республики обычно объясняется их экономическим и культурным подъемом, который несомненен, однако думается, что истинные причины этой реформы лежат где-то глубже. В литературе данная проблема всерьез еще не ставилась и не изучалась. Другая группа членов союза образовалась за счет внешних факторов. В результате подписания мирного договора с Финляндией весной 1940-го года территория СССР несколько увеличилась. Большая часть новых земель была включена в состав Карельской АССР, территория которой резко возросла. Именно это обстоятельство было названо основной причиной основания Карельской АССР в союзную республику. В действительности причины преобразования были иные.

Уже в самом начале Советско-Финской войны 2 декабря 1939 года, в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что в занятом нашими войсками финском поселке Терийоки создано временное народное правительство Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом У. В. Куусиненом, альтернативное существующему правительству Финляндии. Оно было немедленно признано Советским Союзом, заключившим с ним договор о взаимопомощи и дружбе.[7;38]

По всей видимости, политики рассчитывали, что развитие событий позволит сбросить буржуазное правительство Финляндии и заменить его новым. Поскольку исход войны  оказался не таким, как предполагалось, то была создана своеобразная фикция: вновь присоединенная к Советскому Союзу территория рассматривалась  как находящаяся под властью  правительства Куусинена. Будучи объединенной с Карелией она и позволила  провозгласить Карело-Финскую союзную  республику.

Далее летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была образована Молдавская ССР. Еще при  образовании МАССР было специально отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются государственной  границей СССР. Это подчеркивало то, что Советское правительство  никогда не признавало границу по Днестру законной, постоянно добиваясь  возвращения Заднестровья.

С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское правительство, но и сами трудящиеся края. Об этом факте  говорит то, что уже в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнуло  мощное Татар-Бунарское восстание.

Дело изменилось в 1940-м году, когда окрепшее Советское  государство, использовав благоприятную  международную обстановку, потребовало  от Румынии возвращения незаконно  удерживаемых оккупантами Бессарабия. Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. Большая часть Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, Молдавский народ воссоединился в одном государстве, который получил статус союзной республики. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об образовании Молдавской ССР, что, по мнению исследователей означало преобразование автономной республики в союзную.

Летом же 1940 года число  союзных республик выросло еще  на три за счет установления Советской  власти в Прибалтике. После гибели власти советов в Эстонии, Латвии и Литве в 1919-1920 годах там на долгие два десятилетии установилась диктатура буржуазии, которая взяла курс на расширение контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не могло не отразиться пагубно на экономики, как России, так и Прибалтики. Для развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым придатком. Они видели в этом, по их мнению, европейском захолустье преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов.

В условиях возрастающего  политического кризиса прибалтийские  государства пошли на установление фашистских диктатур. В 1934-м году по примеру нацистской Германии в прибалтийских  республиках практически одновременно была установлена фашистская диктатура. Президенты – Пяцтс, Ульманис, Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты, запрещены все, даже буржуазные партии, введены ограничения всех демократических свобод.

Информация о работе Конституционное строительство в РФ