Конституционное строительство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.

Содержание

Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.99 Кб (Скачать документ)

В ноябре 1942г. Совнарком  РСФСР обсудил итоги выполнения названного постановления правительства  СССР и определил дальнейшие конкретные задачи областных, краевых исполкомов и совнаркомов АССР, Госплана РСФСР, наркоматов просвещения, здравоохранения, юстиции, торговли и прокуратуры  РСФСР. В частности, Наркомторгу было предложено организовать столовые усиленного и диетического питания на детей от 3 до 13 лет и расширить существующую сеть детских столовых.

В результате победы советских войск под Курском  в ходе войны произошел коренной перелом. К этому времени большая  часть ранее захваченной врагом нашей территории была освобождена. 21 августа 1943г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для непосредственного руководства осуществлением этих мер при Совнаркоме создается специальный комитет. Большая организаторская работа партийных и государственных органов по восстановлению хозяйства, крупные материальные вложения, всенародная помощь пострадавшим от оккупации местностям обеспечили быстрое возрождение освобожденных районов в условиях еще продолжавшейся войны.

В течение всей войны  партийные, государственные, профсоюзные  и комсомольские организации, органы печати, радио вели массовую политико-воспитательную работу среди населения, разъясняя  содержание актов центральных и  местных органов, обязанности и  долг каждого советского человека в  их осуществлении. Советская литература, все виды искусства были поставлены на службу народу, ведущему освободительную  войну. Многие работники литературы и искусства, их коллективы часто  выезжали на фронт, выступали перед  ранеными бойцами в госпиталях.

В период войны создано  несколько новых научно-исследовательских  учреждений, например Киргизский филиал АН СССР (январь 1943г.), Узбекский филиал АН СССР реорганизован в АН Узбекской  ССР (сентябрь 1943г.), Армянский филиал АН СССР реорганизован в АН Армянской  ССР (октябрь 1943г.), в Москве организована Академия педагогических наук РСФСР (октябрь 1943г.) и др.

Вся эта сложная  и разнообразная политико-воспитательная, экономическая, организационная деятельность партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и  других общественных организаций обеспечила Красной Армии и Военно-Морскому флоту прочный тыл, его нарастающую  помощь фронту. Опираясь на нее, наши Вооруженные  Силы отстояли Ленинград, разгромили гитлеровцев  под Москвой, Сталинградом и на Кавказе, под Курском, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Гитлеровский фашизм был окончательно сокрушен в результате успешного проведения Берлинской операции. Знамя Победы было водружено над  рейхстагом. В сентябре 1945г. капитулировала милитаристская Япония.

В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного  положения в стране Президиум  Верховного Совета СССР упразднил Государственный  Комитет Обороны и передал  его дела Совету Народных Комиссаров СССР.

Советский государственный  аппарат постепенно был перестроен применительно к условиям мирного  времени, к задачам восстановления и развития народного хозяйства.

Были расширены  права союзных республик: в 1944г. были учреждены наркоматы обороны  республик, и созданы республиканские  воинские формирования. Тогда же союзным  республикам были предоставлены  полномочия в области внешних  сношений и созданы наркоматы  иностранных дел. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН  Украинской ССР и Белорусской  ССР в качестве государств-основателей. Белорусская и Украинская ССР  участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

Учредительная конференция  по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны  символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания  по основным вопросам создания негосударственной  организации, призванной обеспечить мир  на планете. В работе конференции  приняли участие делегации от 50 стран.  

Заключение 

Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из интереснейших на мой взгляд, периода. Причем на его фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития «советского единства», отчасти которой, а точнее его результата, коснулось и наше поколение.

За годы Советской  власти в рассмотренное время  были достигнуты бесспорные успехи в  сфере межнациональных отношений,  равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось  немало. Особенно это проявилось в  годы сталинских репрессий. Репрессии, с одной стороны, позволили одним  махом, не соблюдая обычных административных процедур, сменить целое поколение  на новое, подготовленное уже в современных  условиях, более грамотное и воспитанное  вне партийной фракционности. В  то же время репрессии разрушили  все начавшие складываться через  самоорганизацию номенклатурные кланы, ориентированные на групповые цели и ускользающие от контроля. После  того, как мы наблюдали действия таких кланов, которые в конце 80-х годов хладнокровно ликвидировали  СССР, опасения И.В.Сталина также нельзя считать абсурдными.

Однако все  это - лишь попытки реконструировать возможные рациональные объяснения в целом страшного и жестокого  дела, которое даже если и решило срочные и чрезвычайные проблемы, но заложило под советскую государственность  мину замедленного действия.

С января 1938г. репрессии  начали тормозить, был принят ряд "охлаждающих" постановлений, сняты, судимы и расстреляны  ведущие работники НКВД во главе  с наркомом. Нарком юстиции потребовал от судов строго соблюдать процессуальные нормы, и суды стали возвращать НКВД дела на доследование (50% дел по политическим обвинениям), резко увеличилось число  оправдательных приговоров, несмотря на протесты нового наркома внутренних дел Л.П.Берии. В 1939г. была проведена массовая реабилитация (освобождено огромное количество людей, в том числе офицеров, которых восстановили в армии). Многие события (не только приговоры и казни, но и неожиданное освобождение и быстрое продвижение некоторых групп работников) пока не находят убедительного объяснения, многие сделанные под давлением политических факторов выводы требуют проверки.

Если охарактеризовать период репрессий более глобально, то можно сделать вывод, что в  результате были уничтожены многие представители  национальной интеллигенции, подвергались преследованиям и насильственному  переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие - казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии".

Не секрет, что  ученые по-разному смотрят на эти  вопросы и довольно-таки редко  можно встретить объективную  позицию. Преобладают либо явно негативные оценки происходящего, такие как  «насильственный ввод войск - плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные «рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без России» и т.п.

Что касается СССР, то, может быть, его создание было насильственным механическим объединением, а может и нет. Предпосылки для объединения независимых государств были: это и общие экономические цели, и оборонительные, и историческая привязанность народов.  

Тем не менее, СССР был  создан именно как государство, а  не межгосударственное объединение, при  этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей  сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что  соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало  возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству.

Как видно из вышеуказанного, условия для создания конфедеративного государства были налицо, но проблема вся в том, что им уже нельзя было централизованно управлять, а  принцип прагматизма, который возобладал в послеоктябрьский период властно  требовал сохранить бывшую Российскую империю максимально сильной  и целой, ибо в противном случае становилась проблематичной отводимая  ей большевиками роль «двигателя» мировой  революции. А поскольку ничего не получилось с унитарным государством, то и была попытка создать федеративное, которая более или менее увенчалась успехом.

Таким образом, уже  к середине 40-х годов в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.  

Список использованной литературы

1.Соколов А.К. Краткий  курс истории СССР. – М., 1999.

2. Павлова И.В.  Власть и общество в СССР  в 30-е годы. / Вопросы истории. - №10 – 2001.

3. Хлевнюк О.П. Принудительный труд в СССР 1929-1941. /Свободная мысль. - №2 – 1992.

4. Ерин В.Б. Советские  военнопленные в Германии. /Вопросы  истории. - №11-12 – 1995.

5. Съезды Советов  Союза ССР, союзных и автономных  советских социалистических республик / Сб. док. Т. VI. М., 1964.

6. Самсонов А.М.  История национально-государственного  строительства СССР.-М.,1975.

7. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

8. Законодательные  и административно-правовые акты  военного времени. (С 22 июня 1941г.  по 22 марта 1942г.). М., 1942.

9.КПСС в резолюциях  и решениях съездов, конференций  и пленумов ЦК, т.6. М., 1971.

10.Серов А.Г. Законодательные  и административно-правовые акты  военного времени -М.1987.

11.История государства  и права России. Учебник./Под ред.  Ю.П.Титова.-М.:«Проспект»,2000.

12.Века А.В.История России.-М.:АСТ, Харвест, 2005.

13. Курицын В. М. История государства и права России.1929-1940 гг.-М.: «Международные отношения», 1998.

14. История государства  и права СССР, ч.2./Под ред. И.О.  Чистякова и Ю.С. Кукушкина.  М. 1971.

15. История государства  и права России/Учебник. Изд.  Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев.

16. История государства  и права России/Учебник ч.2. М. 1997. Отв. Ред. Чистяков. Изд. «Век» 

17.Общая теория  государства и права: Курс лекций/А.Ф.  Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей ред. А.Ф. Вишневского.-Мн.: Тесей, 1998. 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР  1918 ГОДА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 5

1.1.Разработка Конституции 5

1.2.Система Конституции 7

2. КОНСТИТУЦИИ 1922 И 1936 ГОДОВ 12

2.1.Предпосылки принятия  и характеристика конституции  1924 года 12

2.2. Конституционные  преобразования 14

2.3.Общая характеристика  Конституции СССР 1936 г. 16

3. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 70-90 ГОДАХ 21

3.1.Разработка и  принятие Конституции 1977 и 1978 гг 21

3.2.Конституционные  преобразования 80-90- х годов прошлого  века 23

3.3.Новая Конституция  1993 года 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.35ВВЕДЕНИЕ  

Первым законодательным  актом, имевшим консти¬туционное значение, стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских сво¬бод и создание законодательного органа в виде Государ¬ственной думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха. Революция 1905 года привела к необходимости превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию .

В апреле 1906 года были приняты "Основные государственные  законы", определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устана¬вливающие, что вместе с Думой и Государственным со¬ветом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы.

До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения  основных законов: Закон о военно-полевых  судах; Указ об уравнении крестьян в  правах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой  их наделы; Новое положение о выборах; Закон о поряд¬ке издания касающихся Финляндии законов и поста¬новлений; Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др .

Ряд актов конституционного значения был принят в период между  февральской и Октябрьской революциями 1917 года. Они издавались Временным  правительст¬вом, способствовали демократизации общественной жиз¬ни, однако в большинстве своем реализованы не были.

Первая Советская  Конституция была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов.

Информация о работе Конституционное строительство в РФ