Конституционное строительство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.

Содержание

Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.99 Кб (Скачать документ)

С началом Второй мировой войны экономическое  и политическое положение прибалтийских  республик резко ухудшилось, связи  с западными державами были оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.

Однако не только и, может быть, не столько экономические  трудности поставили Прибалтику перед историческим выбором. Уже  в 1939г. стало ясным, что Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой  захвата фашистской Германией. Нужно  было или смиряться с этим, или  опереться на Советский Союз и  пойти под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи, предложенные Советским Союзом республикам  Прибалтики осенью 1939г. явились верным шансом для них сохранить свою государственность.

Получив согласие на размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела прибалтийских республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Все западные средства массовой информации придирчиво следили за нами и вряд ли кто мог упрекнуть Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств.

К лету 1940г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре 1939г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в середине 1940г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру перебросить свои силы на Восток.

В этих условиях Советский  Союз счел необходимым усилить свои базы в Прибалтике, чтобы защитить её и себя от германского вторжения. Правительства прибалтийских республик  с большой неохотой пошли на это. Не рассчитывая на то, что с существующими правительствами, которые больше устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии и Литвы в июне 1940г. заменить правительства своих государств на такие, которые могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи. Пяцтс (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами Запада.

Следует отметить, что  смена правительства прибалтийских  республик явилась результатом  не только демаршей Советского правительства. Она была подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с осени 1939г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических партий. Новые правительства, получившие название народных, не были коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще ни одного коммуниста, а в латвийском их было всего двое. И политика, которую они стали проводить, была не социалистической, а общедемократической, антифашистской. При этом власть президента сохранялась.

Среди мероприятий  Народного правительства была и  организация выборов в новые  парламенты, проведенная с соблюдением  всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были действующие  партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные  в 1934г., не сохранились и поэтому  не смогли проявить себя на выборах.

Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в его состав.

В августе 1940г. Верховный  Совет СССР удовлетворил ходатайства  трех прибалтийских республик. Они  стали новыми членами Союза ССР.

Вскоре в республиках  Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции  СССР 1936г. Однако в основных законах  этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного  строя. Ведь в отличие от всего  Советского Союза социализм здесь  еще не победил. Названные государства  лишь вступали в переходный от капитализма  к социализму период.

В соответствии с  этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25 августа 1940г., ставила  задачу «полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества». А  ст.8 определяла, что «наряду с  социалистической системой хозяйства  в Латвийской ССР допускаются  частные хозяйства единоличных  крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных  законом». Аналогичные нормы содержались  и в конституциях других новых  советских республик.

Кое-кому выгодно  кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в Советский  Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в новые парламенты прибалтийских республик, проходившие  летом 1940г., были абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе, заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при внушительной активности граждан и депутатов избирали подавляющим большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть, просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых советских республик.

Таким образом, в  течение предвоенного периода количество союзных республик в нашей  стране выросло с 7 до 16.

Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых союзных республик. Здесь  нужно отметить, прежде всего, присоединение  западных областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в едином советском государстве, осуществленное в 1939г. Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями, заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.

Как помним, после  неудачного финала войны с Польшей  в 1920г. Советской России пришлось согласиться  на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской  Белоруссии, намного восточнее.

Белорусское население  районов, отошедших к Польше, оказалось  под тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении  со всей Белоруссией. В сентябре 1939г. это оказалось возможным.

Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в Восточную Польшу, т.е. в  Западную Белоруссию, а также в  Западную Украину. Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре избранное на демократической  основе Народное Собрание Западной Белоруссии приняло решение просить Советский  Союз о включении её в состав Союза  и Советской Белоруссии. Эта просьба  была, конечно, удовлетворена.

Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А  на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской Украины.

Следует отметить изменение  границ одной республики, первоначально  не входившей в состав Союза –  Литовской. Дело в том, что когда  в 1920 году Советской России пришлось признать буржуазную государственность  в Литве, были определены и границы  новой республики, включавшие в себя Вильнюс и Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее Виленский край вместе со столицей республики – Вильнюсом. Теперь же, когда Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она уже имела новые границы.

Для развитых союзных  республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила  те тенденции к централизации, которые  наблюдались на всем протяжении переходного  от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое  до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных  республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые  промышленные наркоматы создавались  преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.

Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным  органом. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему  прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору  Союза. Конституция отнесла также  к ведению союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые  другие права Союза.

Причины определенного  изменения статуса союзных республик  были двоякого свойства – объективные  и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического  общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В. Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция  СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две  из них были преобразованы в союзные  республики, в то же время некоторые  автономные области были преобразованы  в АССР. Конституция закрепила  и возникновение новой формы  автономности – национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному  проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и  культуры ранее отсталых народов, государству  удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых  народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать  национально-государственные образования  этих народов, что в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности, в предвоенные  годы был ликвидирован родовой принцип  построения органов власти. Советы стали здесь строится, как и  по всей стране.

Формой автономии  для народов Крайнего Севера был  избран национальный округ. Первый национальный округ – Коми-Пермяцкий – был  образован еще 1925 году. В 1929 году был  создан Ненецкий округ. Теперь образование  национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло  массовый характер. В 1930 году были созданы  Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в  состав соответствующих областей и  краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 – Удмуртии и Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос об автономии  мордовского народа был поставлен  еще в середине 20-х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского  населения между несколькими  губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе  Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в  г. Саранске, мордовское население в  округе составляло лишь 1/3.[14;89]

В 1930 году округ был  преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского  края. При этом территория области  была несколько изменена, что привело  к некоторому увеличению удельного  веса коренного населения в новых  границах области. А вскоре область  была преобразована в автономную республику.

Были образованы также две новые автономные области  – Хакасская и Еврейская.

Уже в начале периода  было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном  устройстве, закрепленное затем и  в Конституции. В целях улучшения  работы местных советов в административно-территориальном  делении страны было ликвидировано  окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов  власти и управления и позволило  направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.  

Вопрос 4: Национально-государственное  строительство СССР в годы Великой  Отечественной войны 

Изменение национально-государственного устройства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны  осуществлялось в нарушение Конституции (Основного Закона) СССР и были связаны  с депортацией целых народов. При этом решение о ликвидации того или иного национально-государственного образования, как правило, принимали  ЦК ВКП(б), ГКО совместно с СНК СССР, а затем Президиум Верховного Совета СССР утверждал соответствующие указы, которые при необходимости дополнялись постановлениями ГКО и Совнаркома СССР.

Информация о работе Конституционное строительство в РФ