Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.
Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы
С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.
Однако не только и, может быть, не столько экономические трудности поставили Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939г. стало ясным, что Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией. Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи, предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939г. явились верным шансом для них сохранить свою государственность.
Получив согласие на размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела прибалтийских республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Все западные средства массовой информации придирчиво следили за нами и вряд ли кто мог упрекнуть Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств.
К лету 1940г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре 1939г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в середине 1940г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру перебросить свои силы на Восток.
В этих условиях Советский
Союз счел необходимым усилить свои
базы в Прибалтике, чтобы защитить
её и себя от германского вторжения.
Правительства прибалтийских
Следует отметить, что
смена правительства
Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные в 1934г., не сохранились и поэтому не смогли проявить себя на выборах.
Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в его состав.
В августе 1940г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.
Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР 1936г. Однако в основных законах этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь вступали в переходный от капитализма к социализму период.
В соответствии с этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25 августа 1940г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества». А ст.8 определяла, что «наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых советских республик.
Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в Советский Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940г., были абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе, заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при внушительной активности граждан и депутатов избирали подавляющим большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть, просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых советских республик.
Таким образом, в течение предвоенного периода количество союзных республик в нашей стране выросло с 7 до 16.
Произошли в этот
период также важные изменения границ
некоторых союзных республик. Здесь
нужно отметить, прежде всего, присоединение
западных областей Белоруссии к БССР,
т.е. воссоединение всего
Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920г. Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного восточнее.
Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939г. это оказалось возможным.
Как уже отмечалось,
17 сентября Советский Союз ввел свои
войска в Восточную Польшу, т.е. в
Западную Белоруссию, а также в
Западную Украину. Население этих областей
цветами встречало воинов-
Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской Украины.
Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не входившей в состав Союза – Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве, были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее Виленский край вместе со столицей республики – Вильнюсом. Теперь же, когда Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она уже имела новые границы.
Для развитых союзных
республик характерно в данный период
и изменение их правового статуса.
Новая Конституция СССР закрепила
те тенденции к централизации, которые
наблюдались на всем протяжении переходного
от капитализма к социализму периода.
Управление промышленностью, которое
до упразднения ВСНХ было сферой совместной
компетенции Союза и союзных
республик, теперь все больше переходило
в руки Союза, поскольку новые
промышленные наркоматы создавались
преимущественно как
Созданный в 1932 году
Наркомат зерновых и животноводческих
совхозов с самого начала стал общесоюзным
органом. Налоговая реформа
Причины определенного
изменения статуса союзных
Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономности – национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.
Благодаря последовательному
проведению национальной политики, направленной
на всесторонний подъем экономики и
культуры ранее отсталых народов, государству
удалось относительно быстро добиться
заметных успехов в развитии малых
народностей Крайнего Севера и Дальнего
Востока. Это позволило создать
национально-государственные
Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ – Коми-Пермяцкий – был образован еще 1925 году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.
Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 – Удмуртии и Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.
Вопрос об автономии
мордовского народа был поставлен
еще в середине 20-х годов. Однако
большим препятствием в деле ее создания
была распыленность мордовского
населения между несколькими
губерниями, отсутствие достаточно крупного
компактного национального
В 1930 году округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.
Были образованы также две новые автономные области – Хакасская и Еврейская.
Уже в начале периода
было произведено одно существенное
изменение в административно-
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Изменение национально-государственного
устройства Советского Союза в годы
Великой Отечественной войны
осуществлялось в нарушение Конституции
(Основного Закона) СССР и были связаны
с депортацией целых народов.
При этом решение о ликвидации
того или иного национально-