Конституционное строительство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена теме советского национально-государственного строительства в довоенный период и в период Великой Отечественной войны. Это был период так называемой коренной ломки общественных отношений, период коллективизации и индустриализации, репрессий. Немаловажное значение в советском государстве сыграла и напряженная обстановка в мире, связанная с приходом в ряде стран фашистской диктатуры. Во многих источниках, в присоединении Прибалтики, Молдовы (Боковины и Бессарабии) огромная роль отводится так называемым секретным дополнительным протоколам о разделе сфер влияния, подписанным министрами иностранных дел Молотовым и Риббентропом, хотя следует заметить, что существование этих соглашений довольно-таки спорно.

Содержание

Введение
Вопрос 1: Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период
Вопрос 2: Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.99 Кб (Скачать документ)

Вероломное нападение  гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией  и правительством неотложных мер  по мобилизации всех материальных и  духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум  Верховного Совета СССР издал несколько  указов исключительной важности:

1. Указ «О военном  положении», которым устанавливалось,  что в местностях, объявленных  на военном положении, все функции  органов государственной власти  в области обороны, обеспечения  общественного порядка и государственной  безопасности принадлежат военным  советам фронтов, армий, военных  округов, а там, где нет военных  советов,— высшему командованию  войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении,  военным властям были предоставлены  следующие права: 

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями  правительства привлекать граждан  к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать  военно-квартирную обязанность для  расквартирования воинских частей и  учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для  военных надобностей;

г) производить изъятия  транспортных средств и иного  необходимого для нужд обороны имущества  как у государственных, общественных и кооперативных предприятий  и организаций, так и у отдельных  граждан;

д) регулировать время  работы учреждений и предприятий, в  том числе театров, кино и т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление  на улице после определенного  времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых  случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия  общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать  нормы отпуска населению продовольственных  и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд  и выезд в местности, объявленные  на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной  на военном положении, или из отдельных  ее пунктов лиц, признанных социально  опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с  преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели право издавать обязательные для всего населения  постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения, свободы  до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным  и общественным учреждениям и  организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации  и предприятия были обязаны оказывать  полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств  данной местности для нужд обороны  страны и обеспечения общественного  порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных  властей; а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных  на военном положении, виновные привлекались к уголовной ответственности  по законам военного времени. В изъятие  из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка  и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных  трибуналов. В Указе приводился перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам». Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ «Об объявлении  в отдельных местностях СССР  военного положения».[8;38]

26 июня 1941 г. издается  Указ Президиума Верховного Совета  СССР «О режиме рабочего времени  рабочих и служащих в военное  время», которым директорам предприятий  промышленности, транспорта, сельского  хозяйства и торговли было  предоставлено право устанавливать,  с разрешения Совнаркома СССР, обязательные сверхурочные работы  продолжительностью от одного  до трех часов в день с  оплатой в полуторном размере. Указом отменены  очередные и дополнительные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам).[8;56]

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1941г. создана Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 1941г. она преобразуется в Ставку Верховного Командования. 24 июня, созданы Совет по эвакуации и Советское информационное бюро. 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение- «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». За первые шесть месяцев войны политбойцами в войска было послано 60 тыс. коммунистов и 40 тыс. комсомольцев.[9;12]

30 июня 1941г. совместным  постановлением Президиума Верховного  Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин,[8;36] который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941г. — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Во многих местностях, объявленных на военном положении, создавались областные и городские  комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными  местными органами государственной  власти. В ряде случаев образовывались так называемые суженные исполкомы  городских Советов, в которые  входили представители партийных  и государственных органов.

Совнарком СССР и  ЦК ВКП(б) 29 июня разработали Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. Она была положена в основу речи И. В. Сталина по радио 3 июля, где он указал на серьезную опасность, нависшую над нашей Родиной, объяснил причины временных неудач Красной Армии и призвал немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинить интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Обращение партии и правительства к советскому народу имело огромное военно-политическое значение.

Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением от 1 июля 1941г. значительно расширил права  народных комиссаров СССР в условиях военного времени. С 18 июля 1941г. это  постановление распространяется на народных комиссаров РСФСР и УССР.

Народные комиссары  СССР и двух названных союзных  республик наделялись чрезвычайными  правами по распределению и перераспределению  материальных ресурсов; по разрешению директорам предприятий и начальникам  строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и  по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных  планом для строек, прекращенных строительством в связи с военными действиями; по частичным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в пределах общей стоимости каждой стройки, утвержденной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строящихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополнительных производственных заданий до 5% от утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркомату в целом (при отсутствии возражений Наркомфина СССР); по списанию сумм с расчетных счетов подведомственных хозорганов и предприятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам.

В случае перевода предприятий  в другие местности наркомы имели  право разрешать наем жилых помещений  у отдельных граждан для размещения рабочих и служащих перевозимых  предприятий, а также новостроек. Им же предоставлялось право производить  затраты на вос­становление разрушенных  военными действиями предприятий и  жилищ за счет капиталовложений, внелимитных  затрат, капитального ремонта, а при  отсутствии их — за счет себестоимости  продукции.

В июле 1941г. совнаркомам  союзных и автономных республик  и исполкомам краевых и областных  Советов депутатов трудящихся на время войны предоставлено право  переводить в обязательном порядке  рабочих и служащих, освобождающихся  в связи с сокращением штатов, консервацией строительств и т. п., на работу в другие учреждения, предприятия, строительства, независимо от их ведомственной  подчиненности и территориального расположения.

Эти чрезвычайные полномочия наркомов, правительств союзных и  автономных республик, край (обл.) исполкомов, расширившие их возможности оперативно действовать в военных условиях, сыграли огромную роль в обеспечении  победы советского народа над фашистскими  захватчиками.

Решением Государственного Комитета Обороны в начале июля 1941г. комиссии Н. А. Вознесенского, с привлечением наркомов вооружения, боеприпасов, авиационной  промышленности, цветной металлургии  и других наркомов, поручается выработать военно-хозяйственный план обеспечения  обороны страны. Такой план по районам  Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии был разработан на IV квартал 1941г. и на 1942г. 16 августа 1941г. его одобрили Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) и утвердило Политбюро ЦК ВКП(б).

В середине июля 1941г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Принятие постановления придало организации всенародной войны в тылу оккупантов планомерный, целеустремленный характер, стало ее могучим ускорителем. К концу 1941г. коммунисты создали и возглавили действия свыше двух тысяч партизанских отрядов, оказывавших большую и все возрастающую поддержку Красной Армии.

2 июля 1941г. постановлением  Совнаркома СССР вводится всеобщая  обязательная подготовка к противовоздушной  и противохимической обороне  всего взрослого населения в  возрасте от 16 до 60 лет. Было также  установлено, что граждане обоего  пола — женщины в возрасте  от 18 до 50 лет и мужчины в возрасте  от 16 до 60 лет — привлекаются к  участию в группах самозащиты  МПВО на предприятиях, в учреждениях  и жилых домах в обязательном  порядке.[12;866]

Совнаркомы союзных  республик во исполнение этого постановления  приняли акты, его развивающие  и конкретизирующие применительно  к условиям той или иной республики.

В сентябре 1941г. Государственным  Комитетом Обороны введено всеобщее обязательное обучение военному делу граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет. Обучение осуществлялось вневойсковым порядком без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. В качестве инструкторов обучения привлекался  средний командный и политический состав и младший начсостав, пользующийся отсрочками от призыва по мобилизации, а также наиболее подготовленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в армию. В целях  организации обязательного военного обучения граждан СССР в составе  Наркомата обороны образуется Главное  управление Всеобщего военного обучения (Всевобуч), в военных округах, в  областных (краевых и республиканских) военкоматах создаются отделы Всевобуча, а в райвоенкоматах имелось по 2—3 инструктора Всевобуча.[8;49]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941г. объединены Народный Комиссариат внутренних дел и Народный Комиссариат государственной  безопасности в единый Народный Комиссариат  Внутренних Дел. Соответственно объединяются органы НКВД и НКГБ в союзных и автономных республиках, краях и областях.

В ноябре 1941г. Президиум  Верховного Совета СССР преобразовал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения. В начале 1942г. образован Наркомат танковой промышленности.

В целях усиления централизации снабжения народного  хозяйства при Совнаркоме СССР образуются главные управления по снабжению  народного хозяйства нефтепродуктами, углем, лесоматериалами и дровами.

Таким образом, уже  в первые месяцы войны страна превращается в единый боевой лагерь со строго централизованным руководством всеми делами на фронте и в тылу.

Призыв партии: «Все для фронта! Все для победы!»  стал главным, ведущим для всех партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций, подчинивших всю свою деятельность общенародному делу защиты социалистических завоеваний от фашистских захватчиков. Руководителем, организатором, вдохновителем советского народа в  его справедливой священной борьбе за свою независимость и свободу  была Коммунистическая партия.

В суровые годы Великой  Отечественной войны продолжали действовать рожденные Октябрем Советы.

Информация о работе Конституционное строительство в РФ