Экскурсия как форма внеклассной работы по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1. Рассмотреть использование краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3. Остановиться на экскурсии, как форме внеклассной работы эпизодического характера.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Организация внеклассной работы в школе .................................5
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование краеведческого материала во внеклассной работе………………………………………………………………………………7
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок…….…………………………...……9
2.3 Школьный краеведческий музей ……………………………………….11
2.4 Историко – краеведческий вечер………………………………………..15
Вывод по главе …………………………………………………………………...18
Глава III. Становление и развитие экскурсионного дела в учебных заведениях ………………………………………………………………………..19
Вывод по главе …………………………………………………………………....26
Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы …………………….27
4.1 Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной Войне «Мамаев курган»……………………………………………………….31
Выводы по главе………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

     Учителя оказались неподготовленными к  немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить новым методам  преподавания педагогов, и организовывать эффективные практические занятия  и экскурсии с учащимися.

     Профессору  И.И. Полянскому предложили организовать для учителей Северной области курсы  по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.

     Дальнейшие  усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной  секции, задача которой состояла в  организации школьных экскурсий. Однако она, прежде всего, начала создавать  загородные естественноисторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.

     Через год после начала экскурсионной  кампании (01.01.1920 г.) было утверждено «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных  станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения», в котором уточнялись задачи экскурсионных  станций: «Разрабатывать для школ экскурсионные  планы и маршруты, содействовать  совершению самих экскурсий школами, как на экскурсионные станции, так  и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей  экскурсий, издавать посвящённые экскурсионному делу книги, журналы и т.п.».

     В 1922 г. работа экскурсионных станций  в значительной степени нарушилась из-за сложного экономического положения  в стране. Были резко сокращены  штаты, как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций  в связи с общим сокращением  по всем правительственным учреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили своё существование.

     В начале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.

     Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских  учреждения: Центральный музейно-экскурсионный  институт в Москве; экскурсионный  отдел Институте методов внешкольной  работы; научно-исследовательский экскурсионный  институт в Петрограде. Цели организаций  были следующими:

     - изучение экскурсоведения (теоретические и практические основы);

     - обобщение опыта работы различных  учреждений в экскурсионной сфере  (просветительских организаций,  школ и др.);

     - проведение лекций по экскурсионной  тематике, систематических курсов  по привлечению к экскурсионному  делу более широких кругов  общественности;

     - организация конференций и съездов  по теоретическим и практическим  вопросам.

     Научно-исследовательские  организации, созданные в 1921 г., просуществовали  недолго. Через несколько лет  они были расформированы или реорганизованы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по главе.

     История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста  лет. Экскурсия прошла свой путь развития.

     Путь  развития экскурсии шёл по линии  изменения её сущности. Первоначально  экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и  познавательные цели. Это связано  с зарождением экскурсии как  одного из методов обучения в учебных  заведениях.

     Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

     Стремление  улучшить воспитательную работу, сделать  её более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных  заведениях России.

     Постепенно  экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

     В настоящее время экскурсия - это  методически продуманный показ  достопримечательных объектов (памятники  культуры, музеи, предприятия, местность  и др.), форма и метод приобретения знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы.

       Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии, посвященные знакомству с материалом о классовой борьбе народных масс, об историко-революционных событиях.

     На  экскурсиях учащиеся познают прошлое  общество. Педагогическое значение экскурсии  очень велико. Экскурсии помогают учащимся установить связь между  содержанием учебника, урока и  окружающей действительностью, найти  подтверждение в жизни того, что  сообщал на уроке учитель, то есть учит школьников видеть историю вокруг себя.

     Экскурсии дают возможность учащимся знакомиться  с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличии от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.

     В практике работы школ различают два  вида экскурсий:

     1) учебные, связанные с изучением программного материала;

     2) внепрограммные экскурсии, проводимые  по плану внеклассной работы.

     В зависимости от характера объекта  экскурсии делятся на три вида:

     1. По музейным экспозициям.

     2. К историческим и памятным  местам.

     3. Историко-краеведческие.

     По  месту в учебной работе экскурсии  можно условно разделить на:

     1. вводную, предшествующую изучению учебного материала на уроке или на занятиях кружка;

     2. урок-экскурсию. В процессе экскурсии  учащиеся, продолжая изучать материал  темы, получают новые знания с  последующей их систематизацией  и закреплением на уроке;

     3. итоговую экскурсию, которая проводится  после изучения соответствующей  темы на уроке или в кружке. Ее целью является установление  связи между местным и общеисторическим  материалом, углубление и обобщение  общеисторического материала на  базе вещественных и письменных  исторических памятников края;

     4. обзорную экскурсию, завершающую  изучение темы или ряда тем  на уроке или в кружке.

     По  месту нахождения объектов экскурсии  бывают ближними и дальними, а по характеру изучение материала и  ознакомления с ним - тематическими  и комплексными. Имеется и предметная классификация экскурсий: исторические, этнографические, археологические и др. [5, C. 17]

Методика организации  экскурсии.

     Методика  экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии  включает разработку новой темы экскурсии  и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Методика организации  экскурсии включает:

     1) постановку учителем цели экскурсии и уяснение ее учащимися;

     2) вводную беседу экскурсовода;

     3) передвижение по маршруту экскурсии  и ознакомление с объектами  в сочетании с объяснениями  экскурсовода;

     4) вопросы и комментарии учителя,  если он сам не является  экскурсоводом;

     5) учет возрастных и психологических  особенностей ребят;

     6) разработку общих и индивидуальных  заданий участниками экскурсии;

     7) знакомство с правилами поведения  и техникой безопасности на  объектах;

     8) оформление необходимой документации;

     9) формы подведения итогов (вечер,  конференция, выставка собранных  материалов. [6, с. 456]

     Исторические  и историко-революционные экскурсии  включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими  событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест, связанных  с революционной борьбой трудящихся. В этих условиях с особым интересом  слушают учащиеся рассказы о былом, основанные на данных исторических документах, описаний, воспоминаний живых свидетелей. Перед нами как бы восстанавливаются  картины прошедших лет. Они вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим. Особую группу экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические  экскурсии проводятся не только в  музеи для ознакомления с вещественными  доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но и  в места расположения городищ, селищ, стоянок, курганов, где ученые ведут  раскопки. В задачу историко-краеведческих  экскурсий входят и экскурсии  в современность. Они знакомят учащихся с сегодняшним днем города и деревни, совершают небольшой экскурс в прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города или села, улицы, посещение предприятий, архитектурных сооружений, строек. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя истории, но и литературы, географии, биологии. Могут быть комплексные экскурсии по изучению села, колхоза, предприятия и др. Так, учитель истории ознакомит учащихся с историей возникновения и развития села, учитель географии расскажет об экономическом развитии и т.д. Такая экскурсия требует тщательной полготовки и договоренности руководителей между собой.

     В последние годы широкое распространение  получили военно-исторические экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в годы гражданской  войны, военной иностранной интервенции  и в годы Великой Отечественной  войны.

     На  экскурсиях, посвященных Великой  Отечественной войне, школьники  посещают места боев воинских соединений и партизанских отрядов, знакомятся с местами сражений и т.п. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные  кладбища и братские могилы, стелы  и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты-памятники увековечивают  ратный подвиг советских солдат. «Весь  этот экскурсионный материал, соединенный  с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет  у школьников огромное эмоциональное  впечатление, служит сильным средством  военно-патриотического воспитания молодежи» [5, с. 33] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • 4.1  Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной Войне «Мамаев курган».

Цель экскурсии:

- Познакомить  учащихся с памятником посвящённым Сталинградской битве (1942-1943).

- Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

- Воспитывать высокие патриотические качества.

Вводная беседа:

Тишина  на Мамаевом… 
Строго и свято. 
Жизнь отсюда до дна, 
До кровинки видна: 
У нее на посту -  
Сталинграда солдаты, 
Это память людская -  
Бессмертна она.

     Не  счесть на земле нашей курганов и  высот, хранящих славные подвиги  защитников Родины. Но есть одна легендарная  высота, известная всему миру.

     Мамаев  Курган расположен в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои (особенно в сентябре 1942 года и январе 1943) продолжительностью 200 дней.

     Название  «Мамаев курган» известно издавна. Оно, однако, вероятней всего не имеет  никакого отношения к полководцу Мамаю. По мнению сотрудников музея, название идёт от тюркского слова, обозначающего «бугор, возвышенность».Тем не менее, многие считают в городе существовала застава хана Мамая, и курган носит именно его имя.

Информация о работе Экскурсия как форма внеклассной работы по истории