Экскурсия как форма внеклассной работы по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1. Рассмотреть использование краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3. Остановиться на экскурсии, как форме внеклассной работы эпизодического характера.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Организация внеклассной работы в школе .................................5
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование краеведческого материала во внеклассной работе………………………………………………………………………………7
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок…….…………………………...……9
2.3 Школьный краеведческий музей ……………………………………….11
2.4 Историко – краеведческий вечер………………………………………..15
Вывод по главе …………………………………………………………………...18
Глава III. Становление и развитие экскурсионного дела в учебных заведениях ………………………………………………………………………..19
Вывод по главе …………………………………………………………………....26
Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы …………………….27
4.1 Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной Войне «Мамаев курган»……………………………………………………….31
Выводы по главе………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

     На  вечерах получили распространение  историко-краеведческие монтажи, когда  тема раскрывается с помощью кратких  речёвок, декламации, музыки, песни, показа иллюстраций и т.п. Ценность такого вечера в том, что в его подготовке и проведении участвует большое количество школьников.

     Общей чертой историко-краеведческого вечера является их тематическая целенаправленность. Но если для вечера характерно использование  разнообразных жанров, то конференция  отличается более глубокой научностью и строгостью формы.

     Историко-краеведческие  конференции - это собрания учащихся, на которых обсуждаются прочитанные  по истории книги. Читательские конференции  требуют тщательной подготовки. Надо позаботиться о том, чтобы обсуждаемые  книги были прочитаны возможно большим числом учащихся. На конференции выступает докладчик, который осветит главные положения книги. Другие участники тоже высказывают свои взгляды, мысли и собственные убеждения. Руководит обсуждением учитель, помогая учащимся выяснить все вопросы.

     Конференции отличаются более глубокой строгостью. Историко-краеведческие конференции  обычно проводят по итогам определенного  периода исследовательской работы кружка, общества. При подготовке к  конференции обращают внимание на использование  источников: краеведческой литературы, документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы учащихся работают в музеях.

     Конференция может быть закончена викториной, для которой готовятся вопросы  по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по главе.

     Таким образом, необходимо отметить, что каждый из выше указанных видов внеклассной  работы по истории может найти  применение в школе. Внеклассная  работа по истории краеведческого характера  преследует те же задачи, что и учебный  курс, то есть она приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает  их знание, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.

     Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма  молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся. Формы внеклассной  работы по истории разнообразны, но содержание массовых мероприятий должно быть проникнуто единством - идейной  устремленностью политической направленностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Становление и развитие экскурсионного дела в учебных заведениях.

     Первые  сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов  экскурсионной работы с детьми был  декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

     Во  второй половине XIX в. школьно-экскурсионное  дело получило поддержку официальных  властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств  морально-религиозного воздействия  на учащихся. Школьные экскурсии проводились  преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации  общеобразовательных экскурсий  для учащихся гимназий, училищ и  школ.

     Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

     Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших  походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции  использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для  просвещения народа создали предпосылки  для объединения любителей туризма  и экскурсий в различные специализированные организации.

     В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

     К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках  Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

     Длительное  время организация экскурсий  для учащихся оставалась делом отдельных  энтузиастов. Таким был педагог  Александровской учительской школы  в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали  различные предметы и явления, учились  описывать их, составлять геологические  и ботанические коллекции. Н.П.Захаров  считал обязательной организацию экскурсий  при изучении истории, географии  и других дисциплин естественного  цикла.

     Важным  толчком к расширению экскурсионной  деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

     Стихийно  развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных  периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались  попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

     Важной  вехой в этом отношении явилась  увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные  экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого  училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны  основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных  экскурсий по всем предметам и  для всех классов. Появление книги  по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

     В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

     Журнал  «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии  для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

     Историко-археологические  экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

     Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

     Естественноисторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

     Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего  проводились для учащихся старших  классов. Цель их была определена как  профориентационная.

     Художественно-географические и этнографические экскурсии  объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

     Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.

     Выделение общеобразовательных и бытовых  экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь  же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям - вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.

     Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе.

     Приведённая экскурсионная классификация - это  первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с  учащимися.

     Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии  школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних  экскурсий, но продолжали развиваться  экскурсии по территории своих губерний.

     С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных  планов и программ была подписана  новая программа для высших начальных  школ, в которой указывалось, что  для каждого класса должны быть разработаны  план и программа экскурсий, которые  следовало бы проводить в учебные  часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным  материалом, были признаны равноправными  среди других методов обучения.

     Серьёзным препятствием при организации экскурсий  со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и  учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

     В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

     С развитием экскурсионного дела рос  и интерес к освоению методов  экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать  какой-либо системы подготовки руководителей  ученических экскурсий. Советы по организации  и проведению экскурсий можно  было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

     Но  все эти литературные источники  не могли полностью заменить специальной  учёбы под руководством опытных  теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы  по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской  среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный  учителями к курсам по подготовке руководителей естественноисторическими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

     Свершившаяся  Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения  во все стороны жизни России. Забота о воспитании подрастающего поколения  потребовала серьёзных коррекций  и в программе школ. Была поставлена задача, привнести в школьное обучение активную умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи  с этим в единой трудовой школе  важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

Информация о работе Экскурсия как форма внеклассной работы по истории