Экскурсия как форма внеклассной работы по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1. Рассмотреть использование краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3. Остановиться на экскурсии, как форме внеклассной работы эпизодического характера.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Организация внеклассной работы в школе .................................5
Глава II. Формы внеклассной работы в школе.
§ 2.1 Использование краеведческого материала во внеклассной работе………………………………………………………………………………7
§ 2.2 Историко – краеведческий кружок…….…………………………...……9
2.3 Школьный краеведческий музей ……………………………………….11
2.4 Историко – краеведческий вечер………………………………………..15
Вывод по главе …………………………………………………………………...18
Глава III. Становление и развитие экскурсионного дела в учебных заведениях ………………………………………………………………………..19
Вывод по главе …………………………………………………………………....26
Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы …………………….27
4.1 Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной Войне «Мамаев курган»……………………………………………………….31
Выводы по главе………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

     В Волгограде много исторических мест, связанных с великой битвой на Волге. Но ключевой позицией сражения за Сталинград по праву считается  Мамаев курган, названный в 1942-1943 гг. Главной высотой России. Здесь  шли самые ожесточенные и кровопролитные бои. Именно здесь 26 января 1943 года соединились  войска Донского фронта и легендарной 62-й армии, расчленив окруженную группировку гитлеровцев на две  части. Первым прорвался через линию  обороны врага советский танк Т-34. Теперь он стоит как памятник на месте исторической встречи наших войск. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт мемориал — памятник защитникам Сталинграда, созданный в 1959-1967 гг. авторским коллективом под руководством народного художника СССР Е.В.Вучетича. И сейчас бесконечен людской поток на Мамаевом кургане.

     Во  время Сталинградской битвы Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как  Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского  фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега, так  как позволял тому, кто контролировал  вершину, автоматически контролировать почти весь город, Заволжье, переправы  через реку. Здесь в последние  месяцы 1942 года в течение 140 дней шли  ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками  металла, после битвы на каждом квадратном метре земли здесь находилось от 500 до 1250 осколков от мин, снарядов, бомб. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

     Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали  больших сроков для его осуществления. Начато сооружение монумента в мае 1959 года, а закончено 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы был торжественно открыт. Это  самый крупный монумент, посвященный  событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы многопланово и разносторонне, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой и природой.

     Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона. Уникальной чертой памятника является то, что все скульптуры – полые  внутри, хотя внешне очень часто  создается впечатление, что изготовлены они из цельных кусков камня.

     Ансамбль  включает в себя несколько уровней: вводная часть, композиция «Стоять  насмерть», Стены-руины, Площадь Героев, Зал Воинской славы,

Площадь скорби, скульптура «Родина-Мать зовет!». Каждая скульптура здесь уникальна, каждая пронизана идеей преданности родной земле и готовности отстоять ее ценой собственной жизни, каждый камень здесь свят для русского человека, в чьей душе навсегда сохранится память о великом сражении на Волге.

     Посещение памятника-ансамбля оставляет глубокое, надолго запоминающееся впечатление, а участие в организованном мероприятии  еще больше влияет на умы и сердца тех, кому оно адресовано.

     В настоящее время Государственный  историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» является самым  посещаемым в России. Он функционирует  круглый год, без выходных, бесплатно.  

     Передвижение  по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами.

     Мамаев  курган… Деревья на склонах, посаженные гостями города-героя. Солдаты, застывшие  навечно в гимнастерках из бронзы и камня. Молчат гранитные плиты, и только – шаги, шаги. Летом и  зимой. В любой день года.

     Наверх, к мемориалу, ведет торжественная  лестница.[см.пр.1 ] Поднимаешься по ней и чувствуешь, как все труднее брать ступени. Не потому, что устал, - тяжесть давит душу, и ты словно испытываешь свою вину перед солдатами, сложившими здесь головы за тебя. Они погибли, а ты живешь, радуешься… А всегда ли помнишь о них?

     Весь  мемориальный комплекс, от подножия до самой вершины, напоминает о том, что защитники Сталинграда были сильнее смерти, призывает хранить  светлую память о них. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте  разрывов они сражались за каждый дом, за каждую пядь земли, выстояли и  победили.

     Путь  наверх начинается у подножия, где  установлены памятные знаки городов-героев. Дальше – подъем. Первая, самая высокая  лестница, ведет на Аллею пирамидальных  тополей.[см.пр.2 ] Высокие стройные тополя живыми стенами отделяют величественный подъем от шума и суеты города, заставляя посетителей сосредоточиться на торжественности и серьезности их пути.

     Миновав лестницу, попадаешь на площадь «Стоим насмерть».[см.пр.3 ] Она посвящена началу битвы, когда в приказе верховного главнокомандующего Сталина прозвучали слова: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» Именно эти слова присутствуют на одноименном постаменте. Солдат, сжимая в руках автомат, заслоняет своей грудью разрушенный, сожженный, но сражающийся и непобедимый город. Лицо его сурово – он готов постоять за свою Родину, - могучие мышцы напряжены.[см.пр.4 ] За его спиной – стены-руины, рассказ о боях в Сталинграде.[см.пр.5 ]

     Из  кирпичных руин барельефных стен виднеются солдаты, орудия, слова  призывов – все вперемешку. Именно такая атмосфера царила на кургане  в далекие годы Сталинградской битвы. Аккомпанируя барельефному повествованию, звучат военные песни – «Священная война», «Темная ночь», «Землянка», слышится гул боя – треск пулеметной очереди, разрывы бомб и гранат, голос  знаменитого диктора тех лет  повествует о событиях битвы. Зрительное ощущение сливается со слуховым, оставляя глубокий след в душе.

     Пройдя  этот этап, оказываешься на площади  Героев. [cм.пр.6]Это место торжественных мероприятий - здесь принимают присягу молодые солдаты, здесь встречаются ветераны войны. И неспроста это так, ведь площадь Героев венчает громадное зеркало бассейна, в водной глади которого отражается непоколебимо спокойное небо – такое же непоколебимое, как жители Сталинграда – простые смертные, но полные отваги и решимости стоять до конца. Именно им посвящена эта площадь, именно их скульптуры обрамляют бассейн.

     На  дальнейшем пути к вершине кургана  встречается сооружение. Снаружи - неприглядное – в серой бетонной стене чернеет прямоугольный проем входа, - но  внутри – грандиозное. Это – Зал воинской славы.[см.пр.7]

     Тонут в полутьме ступени лестницы, окаймленной  полосами неровного бетона с вкраплениями грубого черного камня, напоминающего  о бесчисленных осколках железа и  обломках зданий, усеявших Сталинградскую землю. По контрасту с площадью Героев (на которой находится серое здание), с ее светом и живым зеркалом бассейна, особенно сурово и мрачно смотрится  черно-серый колорит внутри входа  в Зал воинской славы, а низкий нависающий потолок вызывает ассоциации с каким-то укреплением – дотом, блиндажом. Лишь в глубине над  лестницей слабо мерцает золотистый круг – изображение медали «За  оборону Сталинграда». [см.пр.8] Там, у этого мерцающего диска, поворот вправо, опять ступени – и, наконец, Зал воинской славы.[см.пр.9] В центре его – с факелом Вечного огня рука,[см.пр.10 ]  словно передающая нынешнему поколению эстафету жизни, эстафету подвига. Пламя беспокойно колеблется, меняет цвет, то тускнеет, то вспыхивает ярче, его отблески играют на золотистой стеклянной мозаике стен, отсвечивают на черно-красной смальте траурных знамен с именами погибших. На стенах 34 знамени с 7200 имен.[см.пр.11] Это лишь небольшая часть павших под Сталинградом. За каждым именем стоят сотни и тысячи товарищей по оружию, сражавшихся за Родину и отдавших за нее свою жизнь. Над знаменами – черно-золотая лента советской гвардии, на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто выжил из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». На потолке изображены советские ордена, которыми награждали за воинские подвиги.

     В Зале воинской славы постоянно звучит печальная траурная музыка. Непрерывно льются чистые, нежные голоса, вместе со слезами посетителей, оплакивая  погибших, утешая живых. С 1968 года в  Зале воинской славы возле Вечного  огня несут почетный караул солдаты  специальной роты почетного караула  волгоградского гарнизона, каждый час  сменяется пост.

     Зал воинской славы опоясывают семь бетонных пилонов. На их верхней части изображены лица представителей разных родов оружия – летчик, танкист, пехотинец, моряк… В нижней части – черные гранитные плиты с выдержками из приказов Сталина. Есть здесь и слова, которыми заканчивались в годы Великой Отечественной войны все приказы Сталина: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»

     Выйдя из Зала воинской славы, попадаешь на площадь Скорби, и внимание обращается прежде всего на скульптурную композицию под названием «Скорбь матери».[см.пр.12 ] Придавленная тяжким горем, мать низко склонилась над телом погибшего сына. Он покоится на ее коленях, рукой она бережно поддерживает его голову. Мать оплакивает сына – вечная тема мирового искусства. Но здесь сын – воин, храбро сражавшийся и погибший в бою, об этом говорит последняя воинская почесть – знамя, закрывшее его лицо. Изгибы складок знамени повторяют изгибы складок платка матери, подчеркивая нераздельность, слитность матери и сына, Родины и ее защитника. Лицо женщины, затененное платком, при всей сдержанности, необыкновенно выразительно. Именно в нем сосредоточена сила эмоционального воздействия композиции. Поразительно, как в грубом бетоне можно было передать потрясающие душу чувства материнской скорби. Вглядимся в это лицо: оно не искажено горем, слезы уже выплаканы, лишь припухли глаза и приоткрытые губы, в этом лице глубокая неизбывная тихая боль. Небольшой бассейн у подножия скульптуры символизирует материнские слезы, рядом – плакучие ивы, низко склонившие свои ветки.

     К вершине кургана ведет серпантинная дорожка, устланная по краям черными  гранитными плитами с именами  солдат и генералов, ополченцев и  партизан, отдавших свои жизни в  боях за Сталинград. Лишь на первой плите  выгравированы те же слова, что и  на могиле Неизвестного солдата в  Москве: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!».

     Венчает Мамаев курган скульптура женщины - «Родина-мать зовет».[см.пр.13] Наблюдая ее с разных сторон, ощущаешь, как мощно и неудержимо устремилась она вперед. Взлетел над головой карающий меч русских князей, сражавшихся с тевтонским орденом, двухаршинный, двуручный, обоюдоострый. «Родина-мать» обернулась назад, призывным жестом левой руки увлекая за собой своих сыновей, ибо победа под Сталинградом еще не была победой в войне. Лицо ее грозно и вдохновенно, она зовет на правый бой. Под встречным ветром, ветром Победы, взметнулись ее волосы, разлетелись концы шарфа, подобные крыльям, платье плотно облегло сильное тело, подчеркивая его энергию, выразительность, пластичность.

     «Родина-мать зовет», зрительно невесомая и  вместе с тем монументальная, как  будто летит над Волгой и заволжскими  далями, над Волгоградом и придонскими  степями. Она, вместе с самим Мамаевым курганом, давно стала символом города-героя.

     Волгоград. Город, рожденный заново. Новые улицы, новые дома. Потому что старых, довоенных, почти не осталось. Но их нельзя забыть, как нельзя забыть историю. В этом городе любят и ценят настоящее, думают о будущем и всегда помнят прошлое.

     Задания для участников экскурсии:

    1. Написать эссе  на свободную тему о впечатлениях, которые  вы получили во время экскурсии по Мамаеву Кургану.
    2. Подготовиться к выставке материалов, собранных во время экскурсии. 

      
 
 
 

Вывод по главе.

     Материал , полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа. На экскурсии, в отличии от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Внеклассная работа в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

 Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся. Формы внеклассной работы по истории разнообразны, но содержание массовых мероприятий должно быть проникнуто единством - идейной устремленностью политической направленностью. Внеклассные занятия не должны дублировать уроки. Они должны вносить что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углублять и расширять их.

Информация о работе Экскурсия как форма внеклассной работы по истории