Внеклассная работа учителя истории в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:21, доклад

Описание

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Работа состоит из  1 файл

докладВнеклассная работа по истории в школе.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)


Дата: 22.04.2011г Доклад на РМО на тему:

Внеклассная работа по истории в школе(1 слайд)

1.Индивидуальная внеклассная работа проводится с учетом конкретных интересов каждого учащегося.

СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ,

ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ.

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.(2 слайд)

Главная цель такой работы – выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности.(3слайд)

Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов и др.

Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Важной задачей внеклассных занятий по истории является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой .

Во внеклассной работе по истории большое внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли истории в жизни человека.

Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении истории, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее содержание внеклассной работы по истории подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.

В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по истории: массовая– исторический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по истории, викторина, час истории, лекция-концерт, конференция, экскурсия, исторические общества и т.д.;(4 слайд)

групповая –исторический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; (5 слайд)

индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, и др.           (6 слайд)

При использовании индивидуальной и групповой форм внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для исторического  кабинета, к урокам, к историческому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий,

 

Таким образом, внеклассная работа по истории – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

У учителя истории имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения истории

При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

2. Музей (7 слайд)

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-техническую ценность.

Этот учебный год был первым годом моей работы в музее. Музей уже функционировал. Моей задачей была систематизация имеющихся материалов и экспонатов и пополнение фонда музея.

Главным центром военно- патриотического воспитания учащихся Онохинской СОШ является музей «Боевой славы».(8 слайд)

В основе композиции музея – история Великой Отечественной войны. В музее представлены следующие экспозиции:

•          Боевой путь 368 стрелковой дивизии

•          Вечная Вам слава, воины 368!

•          Они сражались за Родину!

•          Мы помним Вас, земляки!

•          Нити времен…(9 слайд)

Все это представлено в виде  сохранившихся документов, книг, воспоминаний, фотографий, вещей, орденов и медалей, писем, земли с мест боев.

Этот учебный год был первым годом моей работы в музее. Музей уже функционировал. Моей задачей была систематизация имеющихся материалов и экспонатов и пополнение фонда музея.Музей организует свою работу на основе самоуправления .Был создан совет музея, в него вошли учащиеся 7а и 8а классов. (10 слайд              )Четко распределили обязанности . среди них: председатель совета музея, его заместитель, и секции: экспозиционная, поисковая, фондовая и секция  экскурсоводов. Совместно разработали устав  музея, Был составлен план работы музея, в котором отражены все основные направления работы совета музея. (11 слайд)                             Это- Нетрадиционные формы работы музея,

Участие в пропаганде отечественной истории,

Экскурсионная деятельность

Исследовательская работа

Посещение мест боевой славы

Оформление музея и мероприятий

Одним из направлений деятельности является расширение музея- создание  музея по истории села и школы. Также начали работу по созданию сайта музея.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-правовых качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

А теперь я представлю вам небольшую презентацию по работе нашего музея «Боевой славы» (слайды 12- 17)

3.Неделя истории(18 слайд)

Предметные недели - это одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета: знание дат, имен, понятий, фактов; установление связи между историческими явлениями и событиями,определение значимости события, его оценка учеником. Такой вид внеклассной работы нацелен на развитие творчества,изобразительных, оформительских способностей; формирование умений видеть прекрасное, эмоционально выражать свои мысли и чувства; развивать инициативность личности, ее гражданскую позицию. Задачи проведения Недели истории:

усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;

сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;

развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

Проведение Недели истории – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:

определение содержания работы;

постановка учащимся заданий;

указание основных источников получения знаний;

помощь в выборе форм работы;

консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;

изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;

участие в оформлении собранного учащимися материала;

использование этого материала в учебной работе.

При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.

 

Поэтому внеурочная работа по истории, частью которой является Неделя истории, требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и поможет стать настоящим мастером своего дела.

Предлагаемая презентация используется в день открытия недели истории. Мероприятия могут варьироваться на усмотрение учителя и учеников.

Цель презентации - наглядно осветить план проведения недели, которая по традиции открывается на школьной линейке, используются ролевые заставки. В данном случае неделю открывает богиня Клио, ее слова на 2-3 минуты и знакомство с планом, т.к. временные рамки школьной линейки не позволяют занимать много времени. Дети, увидев такой план, проявляют большую активность! Главная цель: вовлечение учащихся во внеурочную работупо истории; расширение кругозора, развитие творческих и познавательных способностей обучаемых.

Открытие недели: (19-20 слайды)

 

В костюме  греческой музы Клио  выходит ученица.

Богиней Клио я зовусь

Одна -из 9 известных муз!

Великий Зевс – отец мой сильный

А мать – богиня Мнемосина!

 

В руках моих – папирус-свиток,

Где воспеваю я героев мифов.

Мудрых правителей я восхваляю.

Сраженья, даты для потомков сохраняю.

 

(читает «свиток», который держит в руках)

Вам, пришедшим сюда, к предметной неделе готовым,

Слово привета свое обращаю.

Вам я желаю, о, лучшие наши,

Честно сражаться под сводами храма науки.

И благородством блистать не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же даруют вам боги победу,

Тем, кто достойнее будет и знанья покажет искусней.

Муза истории Клио вас приглашает

И неделю истории вам открывает!

 

(знакомит с программой недели – презентация)(21-26 слайды)

 

Во время проведения исторической Недели учащиеся выпускают стенные газеты по предмету. Например, один класс выпускает газету по «Истории Древнего мира», другой по «Истории Средних веков» и т.д. Можно провести конкурс на лучшую стенную газету. А также, используя компьютер можно выпускать настоящую школьную газету, необходимым тиражом. В которой, публикуются, например, заметки о новых археологических открытиях, исторические кроссворды, ребусы, рисунки, стихотворения, эссе, рассказы о походах по родному краю, результаты участия школьников в исторических олимпиадах, одна из любимых школьниками рубрик «Нарочно не придумаешь» и многое другое. Выпуск школьной газеты наверняка заинтересует учащихся и учителей, станет не только атрибутом Недели истории, а постоянным увлечением.

Такие мероприятия, как экскурсия по родному краю, поход в музей тоже могут стать интересными и запоминающимися в ходе Недели истории. Экскурсией можно поощрить отличившихся ребят, которые приняли



Информация о работе Внеклассная работа учителя истории в школе