Внеклассная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа

Описание

Цель исследования:
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку 5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку 23
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 23
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 44
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку 51
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 64
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 64
Путешествие в страну "Хампельманию" 71

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.docx

— 568.90 Кб (Скачать документ)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Выполнила:

Привезенцева Ольга  Николаевна –

студентка факультета иностранных  языков, группа А-52.

 

Научный руководитель:

Даведьянова Нина Сергеевна –

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики.

 

Владимир, 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические  основы внеклассной работы по иностранному языку 5

§ 1.1. Внеклассная  работа по иностранному языку как  педагогическое явление 5

§ 1.2. Внеклассная  работа по иностранному языку как  педагогическая система 7

а) принципы организации  внеклассной работы по иностранному языку 7

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 12

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку 23

§ 2.1. Игровые формы  внеклассной работы по иностранному языку 23

§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33

§ 2.3. Календарные  и тематические праздники 38

§ 2.4. Экскурсии как  форма внеклассных занятий по иностранному языку 44

§ 2.5. Использование  СМИ и сети «Интернет» во внеклассной  работе по иностранному языку 51

§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной  работы по иностранному языку 56

Заключение 59

Список литературы 62

Приложения 64

Вечер английского  языка, посвящённый творчеству Уильяма  Шекспира 64

Путешествие в страну "Хампельманию" 71

Введение

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический  и практический опыт внеклассной  работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [1,151].

В 20 – 80е годы ХХ века в  советской школе внеклассная  работа по иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в  отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.

Как выяснилось, за это время  произошли такие изменения в  жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых  подходов, форм и содержания внеклассной  работы по иностранным языкам. В  частности, широкое распространение  в системе образования получила работа с компьютерами, использование  Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные  тенденции, являющиеся результатом  негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения  многих семей, что привело к значительному  росту так называемых «трудных»  детей. В целях коррекционной  работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала  возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным  языкам.

Поэтому возникла необходимость  систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Кроме того, обращение к  данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано  с моей будущей профессией учителя  иностранного языка, использующего  в своей практической деятельности самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к внеклассной работе по иностранным языкам.

Источники исследования: монографии отечественных авторов по дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале «Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки для внеклассной работы по иностранному языку.

Объект исследования

Внеклассная работа по учебным  предметам в современной школе.

Предмет исследования

Внеклассная работа по иностранным  языкам в современной школе.

Цель исследования

Систематизировать теоретический  и практический опыт внеклассной  работы по иностранным языкам и представить  собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи исследования

  1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
  2. проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
  3. выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
  4. представить собственную методическую разработку по творчеству У. Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

Методы исследования

  1. теоретический анализ педагогической литературы;
  2. систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку;
  3. классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку;
  4. практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному мероприятию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

    • осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку);
    • представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку (игра, факультативные занятия, календарные и тематические праздники, экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);
    • по каждой форме воспитательной работы представлены собственные методические рекомендации;
    • в приложении представлена авторская методическая разработка «Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике, методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной школе.

Структура дипломной  работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические  основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная  работа по иностранному языку как  педагогическое явление

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного  образования, комитетами комсомола  и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в  процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей  и молодёжи в неформальном общении  в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров  праздников, фестивалей и т. п. К специфической  форме внеурочной работы относится  организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

Участие школьников в общественно  полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию.

Воспитательное и образовательное  значение внеурочных учебных занятий  высоко оценивалось педагогами с  самого начала становления советской школы. В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей, должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания. [2,152].

Информация о работе Внеклассная работа