Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:54, автореферат
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема эволюции системы местного самоуправления, от состояния и эффективного функционирования которой, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата, в немалой степени зависит и дееспособность всего государства, является одной из основных на протяжении всей истории Российского государства
Введение
1. Система центральных учреждений России конца XV - начала XVI века
1.1 Социально-экономические и политические предпосылки реформ
1.2 Эволюция наместничьего управления
2. Правовой статус органов местного самоуправления России В XVI - XVII вв.
2.1 Причины введения губного и земского управления
2.2 Формирование и деятельность губных учреждений
2.3 Организация и функциональная характеристика земских органов
3. Развитие приказной системы в XV–XVII вв.
3.1 Предпосылки развития приказной системы
3.2 Ход преобразований, их законодательное обеспечение
3.3 Переход к приказно-воеводскому управлению
3.4 Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению
Заключение
Список использованных источников и литературы
Характерной чертой системы местного управления на протяжении изучаемого периода являлось тесное переплетение административной и судебной деятельности, когда, выполняя свои обязанности по управлению подведомственной территорией, должностное лицо одновременно осуществляло и разбор судебных тяжб.
Сам факт появления губных органов на местном уровне не означал автоматической ликвидации прежних - наместников и волостелей, что привело к конкуренции их в судебной сфере. Эту неопределенность законодатель стремиться устранить, детализируя полномочия местных властей в данной области, а также более четко определяя круг дел, подведомственных каждому органу. Ограничивая компетенцию кормленщиков в судебной сфере, и изымая из их ведения рассмотрение наиболее важных дел, законодатель передает их губным властям.
Рост значения в местном управление с середины XVI века губных органов и возложения на них осуществления нотариальных действий, а также решение ими вопросов по организации работы губного ведомства, наряду с указанными административными, судебными и хозяйственными функциями, очень скоро превратили губные органы в наиболее важный и приемлемый, с точки зрения центральной власти, инструмент местного управления.
2.3 Организация
и функциональная
Мероприятия центральной
власти по реформированию системы местного
управления: ограничение власти наместников
и волостелей, усиление контроля над
ними со стороны местного общества
посредством введения института "лучших
людей", а затем и появление
губных учреждений, послужили своего
рода подготовительными
В результате земской реформы на многих территориях государства вместо наместников и волостелей на местном уровне были созданы органы земского самоуправления, действовавшие на принципах, соответствующих новой форме правления Русского государства - сословно-представительной монархии. Вместо назначаемых царской властью кормленщиков, возглавлявших наместничества и волостельства, в соответствии с уставными грамотами земского самоуправления, вводятся выборные земские представители от местных миров, избирались которые всеми категориями населения (за исключением служащего класса) на земских собраниях: волостных и посадских сходах или всеуездных советах.
Свидетельством избрания того или иного лица к земской службе являлся протокол собрания: избирательный список или выбор, содержащий как перечень присутствовавших на сходе жителей, так и указание на избранных с детализацией полномочий. Протокол выборов отсылался в Москву в соответствующий финансовый или областной приказ, куда для утверждения в должности являлись и главы земских ведомств и там приносили торжественную присягу, которая оформлялась "крестоцеловальной записью". Другие члены земской избы к присяге приводились на месте.
Следует отметить, что население
следило, чтобы принцип выборности
местных властей приказной
Требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности не были так строги как к губным властям. Выбор к земским должностям, особенно к главным, предполагал соблюдение имущественного ценза. Поэтому, созданные в ходе реформы органы местного самоуправления, стали формой господства верхушки посадского и крестьянского населения, возглавлявшей земские учреждения.
Сначала на земские должности избирались бессрочно. Однако, в отличие от губных властей, своих земских выборных население всегда могло переменить. Позднее выборы производились обычно на год. По окончании срока службы выборный должен был дать отчет о своей деятельности, что касалось, прежде всего, должностных лиц, чья деятельность была связана с финансами. Наряду с отчетом осуществлялась и передача всех дел, документации и оставшихся в мирской кассе денег.
Центром ведения местных
дел являлась земская изба, иногда
называемая судной. Функционировали
земские избы практически повсеместно.
Возглавлял земское ведомство обычно
земский староста, которому подчинялись
все выборные, входящие в аппарат
земских учреждений. В его компетенцию
входило руководство
Обычно для полицейского
управления в волостях и на посадах
главы земского ведомства пользовались
старинными властями десятичной системы.
Почти повсюду в земских
Письменной частью в земской избе заведовал дьяк. Избрание дьяка должно было происходить обязательно на сходе, ведь должность эта в местном управлении была очень важной. "Владея тайнами грамоты, для многих недоступной. земский дьячок, облекавший решения мирского схода и выборных земских властей в письменную форму, может быть, нередко при формировании и подсказывавший само решение и сходу, и властям, пользовался в волости большим влиянием, связями и авторитетом". Земский мир поэтому и должен был оказать доверие лицу, занимающему эту должность. Документы, написанные не дьяком доверия не встречали и обычно рассматривались как подложные. За свою службу дьяк получал вознаграждение, размер которого фиксировался в избирательных списках.
Кроме этого, в состав земских
органов могли выбираться денежные
сборщики, сторожа, доводчики и др.
Кроме постоянного штата
Выборность должностных лиц органов местного самоуправления, необходимость принятия совместных решений по наиболее важным вопросам предполагали регулярные волостные, посадские сходы (съезды, советы), являвшиеся высшими органами управления самоуправляющейся единицы.
Одной из главных забот земского мира было обеспечение исправной уплаты налогов и обеспечение финансовых потребностей самой волости. Разверстка причитающихся с округа платежей была непростым делом, затрагивающим интересы каждого землевладельца. Поэтому важной задачей мирского схода являлась раскладка налогов и местных сборов, причем, сходы собиравшиеся по этим вопросам, были наиболее частным явлением.
Происходила она, как правило,
поэтапно. Сначала на земском собрании
избирались специальные выборные комиссии,
имеющие своей целью выяснение
точного экономического положения
каждого тяглеца. Затем, уже на самом
сходе жителей, в соответствии с
принятым принципом раскладки
Следующей важной функцией
схода в финансовой области было
осуществление контроля за расходованием
денежных средств выборными властями,
что реализовывалось
Однако на практике все происходило не так гладко, как это было предусмотрено земскими документами. Часто счет сопровождался трениями и конфликтами: то земские власти уклонялись от финансового отчета, то само население не спешило с ним. Что, в свою очередь, порождало многочисленные иски как населения к выборным, так и последних к населению. За содействием обе стороны часто обращались к правительственной власти, которая вынуждена была реагировать на допущенные нарушения и давать соответствующие указания конфликтующим сторонам, или создавать специальные ревизионные комиссии.
Одной из важных сфер деятельности
мирских советов было составление
коллективных челобитных, являвшихся
еще одним, помимо судебного, средством
защиты прав и интересов земского
мира. Волостное и всеуездное земство
довольно часто обращаются за содействием
к царской власти по самым различным
вопросам. При этом в одних случаях
ходатайства пишутся от имени
всех жителей уезда, волости, в других
- составляются земскими властями, действующими
по поручению населения. Иногда прошение
подавалось от группы волостей. Основным
содержанием волостных и
Главной задачей земских выборных органов было обеспечение исправности уплаты населением государственных налогов. В связи с чем земскими властями осуществлялись раскладка, сбор и доставка в Москву всех собранных податей, которые ранее платились кормленщикам.
Помимо денежных сборов на
государственные нужды, у каждого
земского мира были денежные траты
и на собственные "мирские издержки",
которые условно можно
Земские органы рассматривались правительством как "гибкое орудие" взимания налогов с населения, так как недобор податей выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало большую исправность платежа.
Помимо сбора и уплаты
налогов выборные осуществляли надзор
за общественным порядком в округе.
Полицейскими функциями в той
или иной степени наделялись практически
все органы управления (наместники
и волостели, губные власти, приказные
люди). Не являлись в этом плане исключением
и земские учреждения. При этом
объем полномочий местных администраторов
в данной сфере в разных самоуправляющихся
округах был неодинаков. Компетенция
земских органов в тех