Таможенная политика России в конце XVII – начале XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:21, реферат

Описание

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Содержание

Введение 2
1. Таможенная политика России в конце XVII – начале XVIII вв. 3
2. Торгово-политические отношения России с сопредельными странами в первой четверти XIX века 7
3. Хронология событий и фактов по истории таможенного дела России 16
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Таможенная политика России в конце XVII - начале XVIII вв..doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

 

Введение

 

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

     Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.

     Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

     В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси.

     Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.

     Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

 

    1. Таможенная  политика России в  конце XVII – начале XVIII вв.
 

     Таможенная  служба в России в конце XVI века –  начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

     Таможенный  голова, уплатив предварительно годовой  сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей не последует санкций власти на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика.

     В целях упорядочения таможенного  обложения в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты  представляли собой контракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.

     С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги  с местных жителей. Очевидно, что  изменение в таможенном обложении  шло по линии введения рублевой пошлины  и для местных жителей, и для  иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги.

     Многочисленные  разрозненные таможенные сборы стали  сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины  натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

     В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах.

     Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов.

     Первые  мероприятия  Петра I  в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других  ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года . Произошло временное увеличение  числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.

     Начало  совершенствования организации  таможенного дела относится к  концу первой четверти XVIII века, когда  в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции.

     В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для  развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу». 

     Ставки  импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

     Но  повышенное обложение важнейших  западноевропейских товаров и предметов  роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.

     Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

     Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство  отечественному производству заменяется переходом к более льготному  для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход. Их ходатайство было удовлетворено.

     Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы  Петровны и Петра III. Русское государство  к этому времени в экономическом  отношении оставалось раздробленным  на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.

 

    1. Торгово-политические отношения России с сопредельными  странами в первой четверти XIX века
 

     11 марта 1801 года на российский  престол  вступил новый император – Александр I. Внешнеполитический мир, на продолжительность которого он так надеялся, к сожалению, не стал долговечным. Уже в 1805 году Россия была вовлечена в войну с Францией, сначала в союзе с Австрией, а затем с Пруссией. Крупные неудачи вынудили нашу страну заключить Тильзитский мир, который, на первый взгляд, был довольно выгоден для России: по Тильзитскому договору она получила даже приращение территории. Но при его заключении русское правительство было вынуждено поступиться свободой действий в своей экономической политике. В силу одной из секретных статей договора Россия принимала на себя посредничество при заключении мира между Англией и Францией, который ставил непременным условием возвращение Франции ее колоний, отвоеванных английским флотом. Если же Англия откажется от заключения такого мира, Россия обязывалась закрыть для английских кораблей свои гавани, запретить привоз английских товаров и “побудить к тому же Копенгагенский, Стокгольмский и Лиссабонский дворы». Естественно, что такое соглашение между Англией и Францией не состоялось, и Россия выполнила свое обязательство: указом от 20 марта 1807 года был запрещен импорт английских мануфактурных товаров. Торговые сношения с Великобританией были прекращены приблизительно на тех же условиях, которые были приняты в 1793 году при разрыве с французской республикой. На все находящиеся в русских портах суда и имущество англичан был наложен арест. Русским судам, находившимся в Англии, было приказано немедленно вернуться обратно без груза. Но так как товары английского происхождения продолжали прибывать в Россию на нейтральных судах, в 1809 году вышло постановление, что нейтральность груза должна быть доказана капитаном судна перед «комиссией нейтрального мореплавания» в Петербурге или в Архангельске. Таким образом, Тильзитский договор означал безусловное присоединение России к системе «континентальной блокады» Британских островов.

     Но  Наполеон I не остановился в своих требованиях. Он активно добивался закрытия русских портов вообще для нейтральных судов и строжайшего применения в России континентальной системы. Такая система оказалась даже для самой Франции чрезвычайно неудобной на практике; России же исполнить эти требования Наполеона было совершенно невозможно. Они не только унижали ее достоинство, внося постороннее вмешательство в руководство экономикой, но и навязывали нашей стране такую систему торговой политики, которая неминуемо должна был привести в еще большее расстройство ее народное хозяйство, и без того находящееся в то время в критическом положении. Вывоз товаров приостановился, продукты внутреннего производства были обесценены; импорт хотя и продолжался, несмотря на неблагоприятные условия, но в морских портах был до крайности осложнен формальностями, связанными с надзором комиссий нейтрального мореплавания. Торговый баланс складывался в высшей степени неблагоприятно, а вексельный и ассигнационный курсы неудержимо падали еще со времен царствования Павла I. Выпуск новых ассигнаций для покрытия текущих нужд при Павле I и Александре I превратился в пагубную привычку. Результат не заставил себя ждать:

     Присоединение России к "континентальной блокаде" Англии вызвало кроме экономических  осложнений очень мощную оппозицию  императору Александру I в среде русского дворянства. Крупные феодалы настойчиво стремились к расширению торговли и освобождению ее от всяческих стеснений и препятствий. Англия была в тот период как раз главным потребителем русских товаров, поэтому русское дворянство особенно стремилось к благоприятным и устойчивым отношениям с этой страной. Именно экономические интересы русского дворянства являлись главной причиной, толкавшей его на политический союз с Англией, а не с Францией.

     Вместе  с тем, дворянство, потребляя иностранные  изделия и товары, было слабо заинтересовано в росте отечественной промышленности. Оно, естественно, понимало необходимость существования некоторых отраслей промышленности для обслуживания государственных потребностей и интересов обороны. С рядом отраслей производства было тесно связано помещичье хозяйство. Но, терпимо относясь к развитию подобных предприятий и даже способствуя в какой-то степени их росту, дворянство не желало идти на большие жертвы для промышленного развития государства в целом, видя в этом противоречие своим классовым интересам.

     Именно  этими соображениями можно объяснить решительный протест дворянства против протекционизма, проводившегося еще Павлом I, а с 1807 года – Александром I. По мнению помещиков, подобный протекционизм заставлял их нести излишние жертвы в пользу промышленников; тариф оказывал слабое содействие развитию торговли и принуждал дворян переплачивать при покупке иностранных товаров. Для Александра I открытая оппозиция крупных феодалов его политике присоединения к "континентальной блокаде" Англии таила огромную опасность, лично для императора еще более грозную, чем опасность политического разрыва между Россией и Францией. Александр I прекрасно помнил судьбу своего отца, столкнувшегося с аналогичной оппозицией, и ощущал неустойчивость своего положения на престоле, вступив в серьезный конфликт с опорой государственной власти – дворянством.

     Император и правительство были сильно озабочены  этими многочисленными затруднениями  и рассчитывали выйти из положения  путем тарифно-пошлинных мероприятий. Для этого и было выработано «Положение о торговле на 1811 год». Для поддержания экспорта вывозные пошлины были частью отменены (хлеб, железо), но частью и повышены (лен, пенька, соль и др.) уже из фискальных соображений (предполагалось, что относительно этих продуктов Россия может не опасаться конкуренции на иностранных рынках). В то же время был крайне ограничен импорт. Продукты, отнесенные к категории «предметов роскоши», а также имеющие возможность производиться внутри страны, беспощадно исключались из числа дозволенных к ввозу. Остальные предметы импорта, за исключением сырья, подлежащего беспошлинному пропуску, были обложены очень высокой пошлиной.

Информация о работе Таможенная политика России в конце XVII – начале XVIII вв