Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:54, автореферат
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема эволюции системы местного самоуправления, от состояния и эффективного функционирования которой, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата, в немалой степени зависит и дееспособность всего государства, является одной из основных на протяжении всей истории Российского государства
Введение
1. Система центральных учреждений России конца XV - начала XVI века
1.1 Социально-экономические и политические предпосылки реформ
1.2 Эволюция наместничьего управления
2. Правовой статус органов местного самоуправления России В XVI - XVII вв.
2.1 Причины введения губного и земского управления
2.2 Формирование и деятельность губных учреждений
2.3 Организация и функциональная характеристика земских органов
3. Развитие приказной системы в XV–XVII вв.
3.1 Предпосылки развития приказной системы
3.2 Ход преобразований, их законодательное обеспечение
3.3 Переход к приказно-воеводскому управлению
3.4 Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению
Заключение
Список использованных источников и литературы
Следующей важной обязанностью новых властей было пересечение изготовления населением спиртных напитков на продажу и содержание корчм. В случае нарушения этого запрета земским властям предписывалось брать с виновных штрафы. Изготовление спиртных напитков разрешалось только по праздникам, поминкам и только после получения разрешения у старосты.
Однако не только финансовые
и полицейские дела находились в
ведении земских властей. Традиционно,
значительное место в деятельности
всех местных органов, в том числе
и земских, занимало осуществление
административно-хозяйственных
Регулировали местные
власти и использование пахотной
земли, лугов, лесов, выгонов, рыбных ловель
и других угодий, находившихся в
совместном пользовании, нередко организуя
их коллективную эксплуатацию и выступая
в этом случае в роли организаторов
промыслов. Часто волостью осуществлялось
совместное использование рыбных ловель.
Волость представляла собой промысловую
артель при организующей роли земской
власти, распределяющей обязанности
между волошанами и наблюдающей
за соблюдением общих правил. Подобный
надзор осуществлялся и за охотничьими
угодьями, через регулирование
Кроме этого, на население посадов, волостей было возложено отправление повинностей, связанных с обеспечением государственных нужд, распределение которых по волостям и уездам происходило в зависимости от их географического положения.
Важной задачей выборных органов являлась защита подведомственной территории от посягательств на нее извне, с тем, чтобы при описании земель общинные угодья не передавались в чужие руки.
Предметом заботы выборной власти были также потребности и духовного характера. Под покровительством посадских и волостных людей находилась церковь, символизируя не только идеологическое единство жителей, но и материально выражая результаты общих забот. Именно от населения прихода исходила инициатива постройки церкви, во исполнение которой выборными властями на каждого жителя налагались обязанности по заготовке необходимых материалов (гвоздей, бревен и т.п.), предоставлению денежных средств, а также осуществлялся наем церковных мастеров. На волостных сходах избирались священнослужители.
Заведовали земские власти призрением обездоленных людей, организуя у себя "общежительные монастыри" и выделяя средства на их содержание. Монастыри являлись, в большей части, заведениями общественного призрения, выполняя роль приюта или богадельни.
Возникшим вследствие отмены
кормленщиков, земским учреждениям
были переданы и судебные функции. Так
как в районах осуществления
земской реформы вотчинное и
поместное землевладение, как правило,
отсутствовало, поэтому с отменой
власти наместников и волостелей,
земской администрации
Однако, иногда, при замене
кормленщиков выборными земскими властями,
в компетенцию последних
Одной из особенностей данной
системы управления являлось отсутствие
строгой специализации в
Самостоятельное формирование
и распределение средств
Помимо этого, деятельность
местных собраний (советов), без одобрения
которых по наиболее важным вопросам
выборные не могли принимать
Сосредоточение в руках земских органов всех отраслей местного управления, входивших в то время в круг государственных задач: судебные функции, сбор и доставка податей, административная деятельность, привлечение их к государственным сыскам, свидетельствовало не только о реальной их власти, но и о том, что эти учреждения являлись опорой центральной власти и занимали важное место в системе местного управления Русского государства.
3. Развитие приказной системы в XV–XVII вв.
3.1 Предпосылки развития приказной системы
Источники не позволяют восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви — могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.
При участии Макария в
окружении молодого царя оказались
те лица, которым суждено было в
глазах современников символизировать
новое правительство — «
Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Но надо иметь в виду, что авторитет царя еще только складывался. Иначе говоря, авторитет как царского титула, так и самой личности царя еще предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени.
Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны (родовая аристократия — с одной, служилое дворянство — с другой), а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор4 . Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь».
«Избранная рада» начала
создание центральных органов
Укрепление нового государства (монархии) требовало решительной замены хищнического аппарата власти на местах, сложившегося при боярском правлении. В порядок дня встало создание аппарата чиновников. Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.После смерти Ивана IV (Грозного) происходит решительный поворот от земского к приказно-воеводскому управлению. Боярство, недовольное отменой системы кормлений, стремилось вновь вернуться к ней, правда, под другим видом и названием. С другой стороны, земская реформа, направленная, в том числе, и на создание боеспособного войска, привела к обратному результату: во время борьбы с польско-шведскими захватчиками в ряде местностей земское самоуправление не всегда оказывалось способным быстро мобилизовать местные людские и военный ресурсы для отпора врагу. Наконец, в целом, ополчение по-прежнему строилось на базе самоуправляющихся городских миров, которые в "безгосударное время" брали на себя полноту верховной власти.
После Земского собора 1613 года
и избрания царем представителя
рода Романовых встала необходимость
сочетания непосредственного
Поэтому именно с 1613 года сословно-представительная монархия в России вступила в пору своего расцвета. Сохраняя в целом местное самоуправление, верховная власть вновь вводит в государственный строй непосредственное управление из Москвы, создав совокупность так называемых сочетанных властей.
3.2 Ход преобразований, их законодательное обеспечение
Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения — что и предки.
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.
В 1555—1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой вооруженных холопов.
Как уже отмечалось, власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям.
В 1550 г. был принят новый
судебник. Судебник закреплял создание
в Московском государстве «праведного»
(справедливого) суда, контролируемого
«лучшими людьми» из данного сословия
на местах. Однако до создания постоянных
верховных сословно-
Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.
Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах