Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:13, реферат

Описание

Русская Православная Церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране.
Наиболее значительные потрясения Русская Православная Церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской Православной Церкви старообрядчества.

Содержание

1. Введение.
2. Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви.
3. Заключение.
4. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви.docx

— 33.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

1. Введение.

2. Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви.

3. Заключение.

4. Литература.

 

ВВЕДЕНИЕ

Русская Православная Церковь, без сомнения, является самой крупной  православной организацией в нашей  стране.

Наиболее значительные потрясения Русская Православная Церковь испытала в середине семнадцатого века, когда  произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают  религиозно-общественное движение, приведшее  к отделению от Русской Православной Церкви старообрядчества.

Прошло уже более 300 лет со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, казалось бы, достаточный срок для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.

В XVII столетии достижение высокого положения в обществе лиц простого происхождения было редкостью. Порода и богатство ценились выше личных достоинств; одна только церковь, открывала путь и к высшим должностям, и к всеобщему уважению.

Раскол Русской Православной Церкви напрямую связан с именем Никона – Московского Патриарха (1652 – 1666).

Сын мордовского крестьянина Никон в миру Никита Минов сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Никона связывали дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он пользовался. После короткого пребывания митрополитом Новгородским он в 1652 году избирается Московским Патриархом.

Властный и «крутой» Патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы, стремясь превратить Русскую Церковь в центр мирового православия.

Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви.

К середине семнадцатого века накопились, и стали очевидными расхождения  русской церковной практики с греческой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви.

Истоки религиозного кризиса  относятся к 40-м годам XVII в., когда среди церковных деятелей, озабоченных неразберихой в книгах, а также падением авторитета духовенства, сложился  «Кружок ревнителей древнего благочестия», который группировался вокруг протопопа Благовещенского Собора в Московском Кремле, царского духовника и наставника юного царя Алексея - Стефана Вонифатьева. В этот «Кружок ревнителей древнего благочестия» входили будущие враги — Никон и Аввакум, а также настоятель Казанского собора в Москве Иоанн, костромской протопоп Даниил, царский постельничий Федор Ртищев и др.

Наибольшее их возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу складывалась весьма мрачная картина. Вместо того чтобы заботиться о душах своих прихожан, священника проводили время в пьянстве и распутстве. Они не только не произносили проповедей, но и саму церковную службу стремились укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных молитв и текстов. Руководящие посты в монастырях приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не желал ходить в церковь и соблюдать посты.

Особенное огорчение у  них вызывали разночтения в богослужебных  книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия в исполнении церковных  обрядов. Повсеместное распространение  книгопечатания  позволяло ввести единообразие  в богослужебные  книги. Однако было неясно, по каким  же оригиналам исправлять тексты. Для  одних это были древнерусские  рукописные книги, для других - древнегреческие  оригиналы. Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквами.

Ревнители пытались решить три задачи: они выступали против произвольного сокращения церковной  службы, достигавшегося введением многогласия, а также беспорядков во время богослужения; в программу ревнителей входило обличение таких пороков, укоренившихся среди духовенства, как пьянство, разврат, стяжательство и т. д.; наконец, они пытались противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь населения.

Все, что шло от греков, казалось ложным. Понимая всю опасность  неосторожного вторжения в область  веры, царь в то же время почитал  полезным для государства всеми  средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность  своих подданных. Правительство  понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о  необходимости пересмотра всех церковных  обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было вызвано, прежде всего, стремлением  упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста  религиозного вольномыслия и падения  авторитета духовенства. Вместе с тем  сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского  государства на православном Востоке.

Во второй четверти семнадцатого века представители высшего греческого духовенства постоянно посещали Москву. Они настойчиво указывали  русским на многочисленные и часто  весьма существенные различия в русских  и греческих богослужениях и  церковных обрядах. А разночтения  в русских и греческих церковных  книгах приводили порой к настоящим  скандалам (например, сожжение в греческом  монастыре на Афоне русских печатных книг как содержащих множество еретических мнений).

Будучи Новгородским митрополитом, Никон следил, чтобы богослужение совершалось с большей точностью, правильностью и торжественностью.

В 1651 году Никон, приехавши  в Москву, подал царю совет перенести  мощи митрополита Филиппа из Соловецкого  монастыря в Москву. Царь послал (1652) в Соловки за мощами самого Никона. Дело было важное: оно должно было внушить в народе мысль о первенстве церкви и о правоте ее, а вместе с тем обличить неправду светской власти, произвольно посягнувшей на власть церковную.

В то время, когда Никон  ездил в Соловки за мощами, скончался  московский патриарх Иосиф (1652). На престол патриарший был избран Никон. Никон отрекался, пока, наконец, 22 июля царь Алексей Михайлович, окруженный боярами и бесчисленным народом, в Успенском соборе, перед мощами Святого Филиппа, стал кланяться Никону в ноги и со слезами умолял принять патриарший сан.

"Будут ли меня почитать  как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?" - спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля Никон сделался патриархом.

Одной из первейших забот  Никона было исправление книг, т. е. дело, которое привело к расколу.

Мы знаем, что в богослужебных  книгах было много неправильностей. Еще Иван IV на Стоглавом соборе поставил вопрос "о божественных книгах"; он говорил собору, что "писцы  пишут книги с неправильных переводов, а написав, не правят". Хотя Стоглавый  собор и обратил большое внимание на неправильности в рукописных книгах, тем не менее в своих постановлениях он сам впал в погрешность, узаконив, например, двоеперстие и сугубую аллилуйю. Об этих вопросах спорили на Руси еще в XV в., не зная, "двумя или тремя перстами креститься", "петь аллилуйя дважды или трижды".

Поначалу споры между  ревнителями и сторонниками реформы  носили келейный характер и не выходили за рамки богословских рассуждений  узкого круга лиц. Но, став патриархом, Никон круто порвал с «Кружком ревнителей» и выслал их из Москвы. Был сослан в Сибирь и Аввакум.

Вслед за Никоном с ревнителями  порвал и царь. Вначале он не вмешивался в проведение реформы. Но после того как Никон оставил патриаршество, царь стал продолжателем дела, начатого патриархом. Надежды ревнителей на то, что с уходом Никона прекратятся «мудрования», не оправдались. Церковный собор 1666—1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, «кто возложит хулу на господа Бога». В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. Подвижнической смертью погиб и протопоп Аввакум. После многолетнего заточения в земляной тюрьме он был сожжен на костре в 1682 г.

После собора 1666—1667 гг. споры  между сторонниками и противниками реформы были перенесены в гущу народных масс и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Силы споривших между собой никониан и старообрядцев были неравны: на стороне никониан находилась церковь и государственная власть, в то время как их противники располагали только одним средством нападения и защиты — словом.

Старообрядчество - сложное  движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Однако различные социальные группы вкладывали в понятие «старины» неодинаковое содержание.

Казалось бы, обрядовые  новшества не должны были вызывать фанатичную приверженность к старине, но новшества поддерживала государственная власть, обрушившая на расколоучителей суровые кары, утвердила Уложение 1649 г., жестоко расправилась с выступлением городских низов, организовала сыск беглых с целью возвращения их помещикам, в крови утопила движение Разина. Старообрядцы боролись против официальной церкви, поддерживаемой государством, посягавшей на весь уклад веками сложившейся жизни, и этого было достаточно, чтобы вызвать протест низов.

Проповеди расколоучителей находили отклик и у стрельцов, так как они связывали со стариной вольготную службу в столице, жизнь, не обремененную походами, широкое участие в торгах и промыслах.

В рядах раскольников было немало представителей черного и  белого духовенства. У них старина  ассоциировалась с привычным  выполнением обрядов, заученными молитвами  и т. д.

Среди старообрядцев встречаются  и имена бояр. Для них старина  означала возврат к боярскому  самовластию, отрицание государственной  централизации, протест против формировавшегося абсолютизма.

На длительном пути своего существования старообрядчество являлось то знаменем открытой вооруженной борьбы с самодержавием, то символом не только пассивного непротивления злу, но и  самоуничтожения, выразившегося в  массовых «гарях» (самосожжениях) последней  четверти XVII в. Старообрядцы упорно сопротивлялись европеизации России, безнадежно цепляясь за такие символы старины, как  борода и длиннополое платье. В  то же время в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписей и от выполнения повинностей в пользу государства, нетрудно разглядеть социальные мотивы.

Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям  является Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Началось оно с того, что «царские нищие богомольцы» наотрез отказались принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его владений. Монастырь, однако, располагал богатыми запасами продовольствия, и его осада присланными стрельцами не принудила осажденных к сдаче — высокие и толстые стены надежно защищали монахов и трудников от штурмов. К тому же ряды восставших пополнялись разинцами, прибывавшими в монастырь после победы над ними правительственных войск.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскол последней трети  семнадцатого века - сложное социально-религиозное  движение.

Непосредственным поводом  для Раскола Русской Православной Церкви послужила книжная реформа, но настоящие серьезные причины лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.

Религиозная жизнь Руси никогда  не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них  было то, что общество безоговорочно  признавало соблюдение исторической преемственности  народной жизни и духовной индивидуальности России и хранение чистоты вероучения независимое от особенностей времени  и местных обычаев. Незаменимую  роль в этом деле играла богослужебная  и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции в России. Неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Российского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.

Нелегко было проводить реформу  в условиях сопротивления большой  части населения. Но Никон использовал  церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников  и раскола общества на две враждующих стороны.

Для устранения поднявшейся  в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал его реформы.

Таким образом, религиозный  Раскол в русском обществе стал фактом.

 

Литература

  1. С.Ф. Платонов Полный курс лекций по русской истории. ч.2.
  2. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава четвертая: XVII столетие.
  3. Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, В.А.Федоров История России с древнейших времен до1861года: Учебник. М., 2004.
  4. С.М. Соловьев История России с древнейших времен. т. XI-XII.
  5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.Д. Сивохина История России: Учебник. М., 2002.

Информация о работе Церковные реформы Никона. Раскол русской церкви