Церковная реформа Никона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:53, реферат

Описание

На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. Это одна из самых распространеных религий нашего государства, поэтому меня не могла не заинтересовать, выбранная мной тема.В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».

Содержание

2.Патриарх Никон………………………………………………………………4
3.Церковь и государство в XVII веке………………………………………….6
4. Основные черты Никоновой реформы……………………………………...8
5. Распадение раскола на толки……………………………………………….14
6. Эволюция отношения Русской Православной церкви……………………17
7. Падение Никона……………………………………………………………..19
8.Заключение…………………………………………………………………...22
9. Список используемой литературы………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Патриарх Никон………………………………………………………………4

3.Церковь и  государство в XVII веке………………………………………….6

4. Основные черты  Никоновой реформы……………………………………...8

5. Распадение  раскола на толки……………………………………………….14

6. Эволюция отношения  Русской Православной церкви……………………17

7. Падение Никона……………………………………………………………..19

8.Заключение…………………………………………………………………...22

9. Список используемой  литературы………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. Это одна из самых распространеных религий нашего государства, поэтому меня не могла не заинтересовать, выбранная мной тема.В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».

      В середине XVII века, в связи с церковной реформой патриарха Никона, русское православие разделилось на два течения: «староверов» и «никонианцев». Это разделение вызвало впоследствии ещё более мелкое дробление, особенно среди староверов. Все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды. Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции: государственная (представленная царем Алексеем Михайловичем и его окружением), в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль; государственно-церковная, в традициях классического иосифменства (старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической истории (Никон). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Патриарх  Никон.

      Никон, во святом крещении Никита, родился в1605 году в селе Вельдеианове (Нижегородская губерния) в семье крестьянина. Мать его рано умерла, он рос в семье смачехой,безответно терпя упреки и побои. Затем подружился со священником из соседнего села Колычево и переселился в монастырь преподобного Макария Желтоводского. Здесь он выучился читать и писать. Никита удивлял братию силою своего характера в духовных подвигах. Искусный в чтении и разумении церковных книг, он занял место сельского причетника при одной сельской церкви, а позже стал священником.

      В 1625 году Никон женился на Настасье, дочери отца Ивана, и стал приходским священником. Но семейная жизнь оказалась трагичной – все трое детей умерли. В 1630 году он уговорил жену принять монашеский постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам ушел на Север, на Соловки. ВАнзерскомскиту, руководимом старцем Елизаром Анзерским,он принял монашеский постриг под именем Никона. Но здесь он не нашел той строгости отшельничества,какой искал и перешел в Кожеезерскую пустынь, где вскоре был поставлен игуменом.

      По нуждам обители Никон прибыл в Моску,здесь увидал его царь Алексей Михайлович. Пламенная ревность к благу церкви и Отечества, твердыйоткрытый характер, светлыйум, обширные познания,строгие правила жизни, и,наконец,величественная наружность Никона поразили царя, который полюбил его как друга, и, чтобы приблизить к себе, перевёл его в Новоспасский монастырь. Дорожа расположением царя, Никон неутомимо старался расширить свое образование чтением духовных книг и завел обширную библиотеку. Затем около трех лет он был митрополитом в Новгороде с особым полномочием от царя – наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, из темниц узников. В Новгороде Никон завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богодельни и во время голода каждый день кормил бедных на своем дворе.

       После смерти патриарха Иосифа царь предложил престол патриарха Никону. Тогда Никон обратился к царю и боярам и спросил их: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить церковь?» Все сказали, что «И будут, и дадут», и Никон принял патриаршество 25 июля 1652 года.

      В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Ему главным образом мы обязаны присоединением Малороссии. Когда по этому поводу началась война с Польшей и царь отправился в поход, тогдауправление государством было поручено Никону.

       Особенно энергичную деятельность Никон проявил по случаю открытия в России моровой язвы. Он рассылал грамоты о мерах предосторожности от заразы исохранил царскую семью. Власть патриарха стала приравниваться к царской власти. Пользуясь влиянием царя, Никон соорудил свои знаменитые монастыри: Иверский, Крестный и заложил Новый Иерусалим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковь и государство  в XVII веке.                   

       По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах.

        Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве. Это коснулось и церкви. Она потеряла значительную часть своего влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со стороны царя и боярской думы. Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста.

      Московское правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы.» Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам.

      Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были «избраны» соборами по указанию царя. Царь также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов, порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали ослушников.

      Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально. Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  черты Никоновой  реформы

      Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

       В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг.В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

      Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити наколену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».

      Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали  произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

Изменено  число просфор на проскомидии  и начертание печати на просфорах. 
 
 

Церковная реформа патриарха  Никона. Возникновение  раскола в Русской  Церкви и в русском  обществе. 

      Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным».

      В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом.

      Между тем с Востока вернулся монах Арсений Суханов, посланный туда ещё ранее для собирания древнейших греческих рукописей, и привёз с собой свыше шестисот древних книг (некоторые из них были написаны более пятисот лет назад). Получив эти пособия для исправления книг, Никон стал заниматься организацией столь важного дела. Из Киева были приглашены учёные монахи, главой их был поставлен Епифаний Славеницкий, знаток греческого языка, а помощником ему стал учёный грек Арсений. Прежние исправители богослужебных книг остались в стороне, отчего и обиделись; а впоследствии именно они и стали главными противниками патриарха Никона в деле церковных реформ.

      Несомненно, властный патриарх оказывал влияние на исправление церковных книг, исходя и из своих собственных взглядов на богослужение.. Но, несмотря на всё это, работы по исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне были проведены очень тщательно и основательно, как когда бы то ни было.

Информация о работе Церковная реформа Никона