Взаимодействие местного самоуправления и государственной власти с учетом их особенностей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:20, реферат

Описание

Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических перемен.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

- проводить проверки по  поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- вызывать должностных  лиц и граждан для объяснений  по поводу нарушений законов;

- по основаниям, установленным  законом, возбуждать уголовное  дело или производство об административном  правонарушении, а также требовать  привлечения лиц, нарушивших закон,  к иной установленной законом ответственности.

Прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения  закона органами и должностными лицами местного самоуправления наделен полномочиями освобождать, своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов, опротестовать  противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный  суд с требованием о признании  таких актов недействительными  и ряд других полномочий.

Третий уровень нормативно-правового  регулирования вопросов организации  местного самоуправления составляют собственные  акты местного самоуправления, прежде всего - Уставы муниципальных образований. Уставом муниципального образования  помимо представительных органов и  выборных должностных лиц местного самоуправления (представительный орган  местного, самоуправления, глава муниципального образования, иные выборные должностные  лица местного самоуправления) могут  быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, и должностные  лица местного самоуправления. Наименования органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации. Образование  органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускается.

Следуя логике распространения  принципа разделения властей и на организацию местного самоуправления, исполнительными органами местного самоуправления считаются глава  местной администрации и ее структурные подразделения, возглавляемые соответствующими должностными лицами.

Необходимым элементом компетенции  органов местного самоуправления и  деятельности должностных лиц местного самоуправления является подготовка и  издание правовых актов, которые  принимаются и издаются ими по вопросам своего ведения. Наименование и виды правовых актов органов  местного самоуправления, выборных и  других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию  указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов РФ.

Вместе с тем органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Специфические предметы ведения местного самоуправления, отдельные государственные полномочия, а также вопросы, не отнесенные законодательством ни к ведению других муниципальных образований, ни к ведению органов государственной власти, - все это составляет предметы ведения органов местного самоуправления и обеспечивает децентрализацию государственного управления, призванного установить оптимальный режим публичного управления на территории всей страны и улучшить жизнедеятельность и обеспеченность муниципальных образований.

Специфические функции местного самоуправления и полномочия его  органов установлены в главном  нормативном правовом акте, регулирующем основные вопросы в области местного самоуправления, - в Федеральном  законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.1, который дал возможность региональным органам государственной власти разрабатывать и принимать собственные законодательные акты о местном самоуправлении.

В п. 2 ст. 6 этого Закона приводятся следующие предметы ведения местного самоуправления:

·  принятие и изменение  уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

·  владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью;

·  местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

·  комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

·  содержание и использование  муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

·  организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и  профессионального образования;

· организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного  благополучия населения;      

·  охрана общественного  порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

·  регулирование планировки и застройки территорий муниципальных  образований;

·  создание условий для  жилищного и социально-культурного  строительства;

·  контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

·  регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства  подземных сооружений местного значения;

·  организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

·  организация снабжения  населения и муниципальных учреждений топливом;

·  муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

·  благоустройство и  озеленение территории муниципального образования;

·  организация утилизации и переработки бытовых отходов;

·  организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

·  организация и содержание муниципальных архивов;

·  организация транспортного  обслуживания населения муниципальных  учреждений, обеспечение населения  услугами связи; -   "

-  создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

·  создание условий для  деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

·  сохранение памятников истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности;

·  организация и содержание муниципальной информационной службы;

·  создание условий для  деятельности средств массовой информации муниципального образования;

·  создание условий для  организации зрелищных мероприятий;

·  создание условий для  развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

·  обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

·  участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;                                                                                       

·  обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования  имеют право принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и  не отнесенные к ведению других муниципальных  образований и органов государственной  власти.

 

3. Проблемы разграничения  компетенции органов государственной  власти и органов местного  самоуправления 

 

власть государство самоуправление местный

 

При закреплении, идей и принципов  местного самоуправления в Конституциях и Уставах субъектов РФ отразилось многообразие и неординарность политического, социального, экономического, культурного  и национального факторов в России. Почти все республики и субъекты Российской федерации приняли свои законы, о местном самоуправлении. Хотя, очевидно, что необходимо направлять усилия не на замену органов местного самоуправления органами государственной  власти (как это имело место  в Удмуртской Республике; Республике Алтай и др.), а на строго правовое финансовое обеспечение их деятельности, но применение мер ответственности  в тех случаях, когда эти органы нарушают законодательство. Пока же законодательством  ряда республик-субъектов РФ допускается  «вторжение» в сферу полномочий местного самоуправления, а также  устанавливается подотчетность  и подконтрольность одного муниципального образования другому2.

 

Отсутствие систематизации федеральных и региональных законов  также является одной из серьезных  причин нарушения соотношения органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Во многих федеральных законах одни и те же вопросы отнесены к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проведение систематизации нормативных актов субъектов РФ заставило бы законодателей привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством;

 

По итогом проведенного Министерством  юстиции анализа действующего в  субъектах РФ законодательство по вопросам местного самоуправления, из рассмотренных 76 законов субъектов Федерации, признаны в полной мере соответствующими федеральному законодательству только 4 законодательных  акта субъектов Федерации. Таким образом, вопросы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления требуют дополнительного специального исследования.

 

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» с «Изменениями и дополнениями в Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 4 августа 2000 г. № 107-ФЗ определил  исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в сфере  местного самоуправления, в числе  которых: а) принятие и изменение  законов субъектов РФ о местном  самоуправлении, контроль за их исполнением; б) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности РФ в муниципальную собственность; в) регулирование отношений между бюджетами: субъектов РФ и местными бюджетами; г) наделение органов местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; д) защита прав граждан на местное самоуправление; е) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; ж) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; з) ответственность за принятые решения. Приведенный, далеко не полный, перечень полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления свидетельствует о том, что федеральный законодатель связал становление местного самоуправления в России с волей субъектов Федерации.

 

Федеральный закон от 4 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 устанавливает, что представительный орган местного самоуправления, глава  муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом, противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

 

В случае если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или  отдельные его положения, которые  признаны судом противоречащими  Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

 

В случае если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или  отдельные его положения в  соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ по собственной инициативе или  по обращению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) письменно предупреждает  представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности. Вместе с тем следует отметить, что как показывает судебная практика (складывающаяся еще до принятия ФЗ от 4 августа 2000 г.), наличие судебных решений о признании недействительными отдельных актов либо неправомерными действий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления само по себе не является достаточным основанием для дачи судом заключения о несоответствии их деятельности действующему законодательству и последующего прекращения их полномочий органом государственной власти субъекта РФ. Судам следует анализировать установленные нарушения нормативных правовых актов, на основе которых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ возбуждена процедура досрочного прекращения полномочий должностного лица; они должны оценить, в какой мере каждое из нарушений повлияло на права и законные интересы населения муниципального образования и на какие именно, насколько массовый характер носило нарушение прав и свобод граждан, не свидетельствует ли совокупность установленных нарушений о возможном злоупотреблении своими полномочиями со стороны представительного органа или высшего должностного лица, требующем вмешательства органа государственной власти в целях защиты прав и свобод граждан, либо нарушения обусловлены иными причинами и устранены состоявшимися судебными решениями1.

Информация о работе Взаимодействие местного самоуправления и государственной власти с учетом их особенностей в Российской Федерации